Обмен опытом Преемственность и социальное партнерство.

Тема: «Особенности преемственности и социального партнерства при переходе из 1-ой младшей группы в группы дошкольного возраста».

Цель:
предупреждение и преодоление трудностей при переходе из 1-ой младшей в группы дошкольного возраста, а так же сохранения здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи:
1. Обеспечить эмоциональный комфорт воспитанников в новых условиях.
2. Найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
3. Информировать родителей о прохождении адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать помощь и поддержку, а также формировать активные позиции родителей к процессу адаптации детей.
Главными определениями в данной теме являются такие составляющие как – преемственность и социальное партнерство.
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Социальное партнерство – это особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А. Хоменко)
Преемственность в воспитании и развитии ребенка осуществляют:
- воспитатели;
- специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, физинструктор, музруководитель, медсестра, старший воспитатель/зам по УВР, заведующая ДОУ );
- родители.
Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника. Также немало важен обмен опытом, создание некой копилки эффективных методов и приемов в период адаптации воспитанников. Также одной из форм работы является взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, занятия, игры, прогулки и т.д.).
Дети, посещающие группы раннего развития переходят в группы дошкольного возраста уже более адаптированные, чем их сверстники, которые пришли в детский сад впервые. В своей работе я столкнулась с такой ситуацией. Проведя анализ всех данных (адаптационные листы, отзывы и анкеты родителей, а так же мнения воспитателей), мы пришли к выводу, что преемственность с формами работы позволяет безболезненно адаптироваться воспитанникам при переходе на новую ступень.
Немало важен тот аспект, как работа с родителями. В нашем детском саду имеет место быть предварительное знакомство перед переходом из 1-ой младшей группы в группу дошкольного возраста, не только с детьми, но и с их родителями. Проводятся индивидуальные беседы, консультации на родительских собраниях, а также подготавливаются информационные буклеты. Таким образом, родители при переходе детей из групп раннего развития в группы дошкольного возраста являются подготовленными.
Что же касается социального партнерства, в нашем случае это партнерство ДОУ с семьями воспитанников.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Поэтому нам было необходимо было продумать формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей. В том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации, раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду.
Такие семейные проекты как «Наши семейные традиции», «Моя дружная семья», «Огород на окне», «Веселые старты», «Любимая сказка в нашей семье» и т.д., они обладают огромным развивающим потенциалом. По окончании данной деятельности нам предстоит обсудить и выявить достоинства и недочеты в совместной работе, а закончить все чаепитием за круглым столом. Ведь доброжелательные партнерские отношения между родителями и воспитателями, верный залог гармоничного развития воспитанников.
И хочется закончить свой доклад замечательными словами
Василия Александровича Сухомлинского:
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».




15