Выступление на городском МО учителей начальных классов


Виды заданий позволяющие сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в начальных классах. Презентацию выполнила учитель МБОУ школа № 14 Невская Н. В. Упражнения на развитие наблюдательности. Развитие выделять существенные признаки, способности квалифицировать понятия, предметы, явления, обобщать, строить обобщение. Задание. Даны пять слов, четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите это пятое слово. Обоснуйте. Цепочки слов:Треугольник, отрезок, квадрат, длина, круг.Приставка, предлог, окончание, суффикс, корень.Круг, квадрат, трапеция, треугольник, прямоугольник.Дождь, снег, осадки, иней, град.Смелый, храбрый, решительный, добрый, отважный.Секунда, час, вечер, год, неделя.Молоко, сыр, сметана, простокваша, мясо.Самолёт, пароход, поезд, техника, дирижабль.Запятая, точка, союз, двоеточие, тире.Голубой, тёмный, светлый, яркий, тусклый.Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.Дуб, ольха, осина, дерево, тополь.Иван, Игорь, Петров, Дмитрий, Семён.Сложение, умножение, вычитание, деление, слагаемое.Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий. Упражнения на развитие наблюдательности. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.  Учитель. Сейчас я вам прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будите выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, то есть то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад … Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада не может быть? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника … собаки … забора … земли?.. Почему? Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Упражнения на развития внимания. Где цифры, где буквы?Выпиши только буквы, составь слово. Прочитай.Молодец М 1 8 0 9 11 4 Л 12 5 6 20 7 2 О 8 Д 4 10 3 Е 5 7 1 Ц Зачеркни все буквы О, буквы А обведи в кружок. А Н Р С К Т У Е К Ф Ы Ъ А Н Г Ж О Л А Н Ы К Ж Е А Ф Р И У Ь Ф Г Ж Т Ю А Р О Ш У А Т Ы Н С Ж Ю У З Б В Е А Г Б У О А С Ю Б И Т Ы Е Ф Т Ы Е Ф Т А Л Ъ Е Т О Р У В З Щ Н Ю А Н Ч Р О Д В Е И Ь Ю З Л О А А Н О Ч Ц Ю Л П С Ч Р Н О Д Л  А Р Т М Ч Ь О Л О Э К В П А С Н К У Ы О Ш Щ Ж Л Р А Ф К О Т Н Л Д М З Ъ Х А Ь Р Ч О Ы К Ч Г Р Д А О М Я Ц Т О Ж Б А У Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка. - - Морковь, мак, самолёт, синицаРомашка, карандаш, тетрадьРасчёска, астра, трава, роза, берёзаКуст, лист, ветка, гладиолус, муравейПион, шпион, пионер, деревоНезабудка, чашка, пенал, василёкОсина, гриб, книга, фиалка, апельсин Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения. Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти существуют такие же отношения. Найти четвёртое слово. Например: песня – композитор = самолёт - ?  Варианты ответа: а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) лётчик, д) истребитель. Ответ: конструктор. Функциональные отношения (композитор сочинил песню, а конструктор сделал самолёт). Задания: 1. Школа – обучение = больница - ? а)доктор, б)ученик, в)лечение, г)учреждение, д)больной2. Песня – глухой = картина - ?а)слепой, б)художник, в)рисунок, г)больной, д)хромой3. Нож – сталь = стол - ?а)вилка, б)дерево, в)стул, г)пища, д)скатерть4. Паровоз – вагоны = конь - ?а)поезд, б)лошадь, в)овёс, г)телега, д)конюшня5. Лес – деревья = библиотека - ?а)город, б)здание, в)библиотекарь, г)театр, д)книги6. Бежать – стоять = кричать - ?а)ползать, б)молчать, в)шуметь, г)звать, д)плакать7. Утро – ночь = зима - ?а)мороз, б) день, в) январь, г) осень, д)сани8.Волк – пасть = птица - ?а)воздух, б)клюв, в)соловей, г)яйцо, д)пение9.Холодно – горячо = движение - ?а)покой, б)взаимодействие, в)инерция, г)молекула, д)бежать10.Слагаемое – сумма = множители - ?а)разность, б)делитель, в)произведение, г)умножение, д)деление  Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения. Эта методика направлена на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:а) причина-следствие б) противоположность в) порядок следствия г) род – вид д) часть – целоее) функциональные отношенияж) рядоположенность и др. Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения. Ребёнку зачитывают условия задачи. Ребёнок должен сопоставить все имеющиеся данные и сделать вывод. Если ребёнку трудно проделывать эти операции в уме, можно рисовать задачу. Например, в первом задании речь идёт о сумках. Нарисуй три квадратика и закрась их соответственно красным, синим и зелёным карандашом. Опираясь на зрительный образ, ребёнку будет значительно легче решить задачу. Вопрос 1. Красная сумка тяжелее синей, а синяя тяжелее зелёной. Какая сумка самая лёгкая? Задание: послушай внимательно задачи и ответь на вопрос.  Вопрос 2. Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки. Ира рисовала колокольчики. Что рисовала Катя?  Вопрос 3. Три мальчика играли лошадкой, машинкой и солдатиком. Саша играл солдатиком. Миша не играл ни машинкой, ни солдатиком. Какой игрушкой играл Коля?  Вопрос 4. Котята Барсик, Кузя и Филька любят лазить по деревьям. Барсик сидит на ветке ниже Фильки, но выше Кузи. Кто сидит выше всех, а кто сидит ниже всех? Вопрос 5. Петя, Ваня, Игорь и Максим любят спорить о том, кто самый высокий. Петя выше Игоря, но ниже Максима. Игорь выше Вани. Кто самый высокий? Способность сравнивать понятия. Задание: учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия.  Например:Книга – тетрадьЛошадь – короваЛинейка – треугольникОзеро – рекаСолнце – лунаСани – телегаДождь – снегЛес – луг Действия учащихся. Каждый учащийся на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов или понятий. На выполнение задания по каждой паре даётся 4 минуты. После этого листки собираются и обрабатываются.  Обработка полученных результатов: • составляется общий список сходства предметов;• составляется общий список различий предметов;• устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать конкретный учащийся. Способность обобщать. Даны два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.  Задания: Дождь – градСказка – былинаСумма – произведениеЖидкость – газПредательство – трусостьНос – глазШкола – учительВодохранилище – каналИстория – математика  Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время – 3-4 минуты. Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.