Эссе на тему Мой взгляд на воспитание


Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Составила: Босенко О.А.
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому,
медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Д. Менделеев
Педагог – это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к ученикам, безграничной верности делу.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе, ибо это профессия типа «человек – человек».
Современный педагог – это тот человек, кто живёт в одном ритме со временем и кто чувствует требования времени, который занимается созданием своего собственного имиджа, а следовательно, профессиональнее работает. Задача учителя как профессионала - не только научить ученика, но и «поставить на крыло». Зародить интерес, показать направление – эта трудная работа и называется воспитанием. Когда у ученика есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни.
Но воспитать «крылатого ученика» может только «крылатый родитель» и «крылатый педагог», воспитать счастливого может только счастливый, а современного человека только современный человек. И здесь педагог должен стать новатором.
Учитель-новатор — это человек, вносящий в педагогическую практику новые, прогрессивные принципы, приемы и осуществляющий свою деятельность, опираясь на гуманно-личностный подход к ребенку. Для учителя-новатора главная цель — раскрыть тот богатый потенциал, который есть в каждом ученике, развить все лучшие качества ученика, причем сделать это, опираясь не на педагогику требований, а на педагогику сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Учитель-новатор должен быть для учеников не просто учителем, а учителем - другом. Для этого он должен интересоваться всем тем, что волнует его учеников, должен обсуждать их проблемы и радоваться вместе с ними их достижениям.
Личность педагога-новатора характеризуется одержимостью, неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей. Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит миссия педагога – новатора заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.
А каков сегодня государственный заказ на образование? На IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования и новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у школьников мышления, коммуникабельости, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.Иными словами, миссия педагога - новатора заключается в том, чтобы заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Очевидно, что знание новых методов мотивации детей - исследовательского, конструкторского, игрового; наличие ЦОР, ТСО на уроке - еще не способ получения должных образовательных результатов. Современные технические средства и учебное оборудование имеют свойство быстрого морального старения, что требует от учителя незамедлительного применения их в учебно-воспитательном процессе.
И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Миссия педагога-новатора состоит в том, чтобы создать всевозможные условия для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.
Его миссия заключается еще и в способности изменить функции учителя-монополиста по передаче и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.
Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов, происходящих сегодня в России, актуальны как никогда раньше. Этот факт диктует государственный образовательный заказ с ярко выраженной потребностью в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий. Отечественная педагогика богата перспективными педагогическими технологиями, способными быть российским ноу-хау на мировом рынке образовательных технологий. И здесь миссия педагога-новатора состоит в развитии уже имеющихся образовательных личностно ориентированных технологий и технологий будущего - технологий нового поколения, основанных на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций, сопровождаемом таким же взаимодействием педагогов. Именно такие педагогические технологии востребованы в современном образовании.«Будущего нет - оно делается нами», - писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой. И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения современной России, он просто вынужден стать новатором. Иначе и быть не может. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». А зажечь учеников сможет именно такой учитель. Учитель-новатор!
Однако воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, по моему мнению, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает непросто. Повсеместно возникают такие трудности, как: разрушение семьи; увеличение проблемных семей; снижение моральных ценностей и ориентаций; рост бездуховности; увеличение семейных трагедий; ослабление деятельности по подготовке молодежи к семейной жизни; падение ответственности родителей за воспитание детей. В семейном воспитании нередко допускается грубость, невежество, унижение, жестокость. Имеет место тенденция к отчуждению молодого поколения от старшего, неуважительное отношение молодежи к старикам. Тревожит увеличение социального сиротства. Известно, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Вот почему задача общества, государства, школы – помочь семье подняться до уровня общечеловеческих ценностей, высокой нравственности и духовности. Большую помощь в решении возникающих проблем может оказать профессионально налаженное общение педагогов и родителей.
Я считаю, что, только сформировав союз единомышленников: дети – педагог – родители и объединив  совместные  усилия, можно добиться успеха  и  положительных результатов в воспитательной работе, так называемой «ФОРМУЛЫ УСПЕХА»    по формированию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. А слагаемые этой формулы следующие направления воспитательной работы: интеллектуально-познавательная деятельность, гражданско-правовая патриотическая деятельность, нравственная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная деятельность, общественная деятельность и трудовое воспитание.
Данные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе с тем все они создают целостную систему национального воспитания.
В заключение хочется вспомнить русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас, как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.