Воспитательный проект Я, ты, он, она — классная семья


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №14 имени
полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова
города Жигулевска г.о.Жигулевск Самарской области
Воспитательный проект
Я, ты, он, она – вместе классная семья
Разработчик:
Калинкина Елена Викторовна
учитель начальных классов
Срок реализации проекта 4 года
Место реализации проекта:
ГБОУ СОШ № 14 г.о. Жигулевск
Жигулевск 2014
Оглавление
Введение
Методологическая основа проекта
Ход реализации проекта
Механизмы реализации проекта.
Мониторинг
Перспективный комплексный план воспитательной деятельности
Список литературы
Введение
"... чтобы воспитать человека
во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях."
К.Д.Ушинский
У педагога есть трудная, но очень важная миссия –воспитать коллектив и привить личностные ценности каждому члену коллектива. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Начальная школа – это шаг в развитии ребенка, приобретение новых взаимоотношений, новых алгоритмов поведения. Школа требует от ребенка личностного развития, сформированности навыков не только свободного, самостоятельного, систематического созидания собственной системы ценностей, но и реализации этой системы в личной и общественной жизни.
В процессе получения образования каждый ребенок должен научиться строить конструктивные отношения с другими детьми и позитивно относиться к себе и окружающим.
Ребенок, поступая в школу, вступает в сложную систему коммуникации и очень важно помочь ему овладеть такими знаниями, которые применимы в деятельности, общении.
Дети учатся выходить из конфликтных ситуаций, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать созданным ими социальным нормам и правилам. И поэтому, воспитательную работу необходимо строить на основе системно-ролевой модели.
Ведущей педагогической идеей проекта становится – формирование личностных ценностей младших школьников в условиях классного коллектива.
На основе этого возникают следующие противоречия:
В младшем школьном возрасте очень трудно найти свое место в коллективе, утвердить свое личностное отношение к окружающей среде.
В традиционной системе учащимся не давалась возможность выработать свое собственное мнение к окружающей среде
Современная семья практически не уделяет внимание на воспитание ребенка как разносторонней личности и формирование его личностных ценностей.
Цель воспитательного проекта- формирование личностных ценностей младших школьников в условиях классного коллектива.
Задачи проекта:
организовывать системную работу с обучающимися направленную на формирование и развитие личностных ценностей в коллективе класса;
создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития и нравственного формирования личностных ценностей каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
гуманизировать отношения между обучающимися, родителями и педагогическими работниками;
формировать здоровый образ жизни;
формировать нравственный смысл и духовные ориентиры детей.
организовывать социально значимую, творческую и поисковую деятельность обучающихся.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива и отдельной личности каждого учащегося.
Задача воспитательного проекта- создавать условия для личностного развития учащихся в классном коллективе. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение.
Решая задачу со многими неизвестными, необходимо организовывать работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Длительность работы над проектом.
Проект реализуется с учащимися начальной школы с 1 класса. Данный проект реализуетсяся в течении 4-х учебных лет.
Актуальность и новизна проекта.
В отличие от прежних подходов к формированию личности системно-ролевая модель ориентирует воспитательную работу на конечный результат. Она помогает человеку в соответствии с личностным развитием, характером, способности к учению, мировоззрением, убеждением и прочим занять социальную нишу в жизни, в коллективе, в семье. Кроме того, эта программа позволяет решать не только общевоспитательные задачи, но и задачи, связанные с развитием личностных ценностей учащихся.
Эта модель не сковывает воспитательную деятельность классного руководителя жесткими рамками, а позволяет ему отбирать содержание и строить воспитательную работу с учетом особенностей классного коллектива, жизненных позиций, педагогических возможностей, актуальности тех или иных проблем.
Методологическая основа проекта
Настоящий долгосрочный воспитательный проект соответствует приоритетным направлениям развития системы образования Российской Федерации и Самарской области и направлен на реализацию основных направлений федеральной и региональной политики в области воспитания.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная стратегия действий в интересах детей
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа;
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 г. № 795.
- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
Школьная целевая программа «Одарённые дети»
Школьная целевая программа «Я – гражданин России»
Школьная целевая программа «Здоровье»
Данный воспитательный проект обеспечивает приобщение младших школьников к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям, направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к  культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Понятийный аппарат проекта
Ключевые понятия проекта Краткое содержание ключевых понятий
Системно-ролевая модель Системно-ролевая модель формирования личности провозглашает, что жизнь каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей, а его гармоничность определяется тем, насколько он готов и способен выполнять полноценно систему этих ролей
Социальная роль человека Социальные роли человека – это нормы жизнедеятельности и сама жизнедеятельность, в которой они претворяются; это общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие.
Воспитательная компонента Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения – самостоятельное направление, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
 
 Воспитание  Воспитание в общеобразовательной организации – создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач»
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Цель современного отечественного образования Цель современного отечественного образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Патриотизм Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Гражданственность Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Семья Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Труд и творчество Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Наука Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Традиционные российские религии Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Искусство и литература
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Природа Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Человечество Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Патриотизм Патриотизм– это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание – это целенаправленный и системный процесс
формирования патриотического сознания, патриотических чувств, посредством освоения и присвоения духовных ценностей Отечества, повышения уровня знаний о его истории и культуре, накопления и освоения опыта высокоморального поведения, приобретения опыта социально-значимой деятельности.
Отечество Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
Культура Культура- великое богатство, накопленное человечеством, как в материальной,
так и в особенности в духовной жизни людей. Мерой культуры и воспитанности человека является его интеллигентность.
Национальная культура Национальная культура представляет собой исторически оправданный уровень развития творческих сил общества и человека, совокупность материальных и духовных ценностей.
Нравственное воспитание Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Ценность Ценность – понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость для человека каких-либо явлений природы, общества, идей, принципов или норм взаимоотношений в отличие от факта их онтологического существования и качественной определенности. В качестве ценности может выступать любое материальное или духовное образование.
Личностные ценности Личностная ценность – это сфера или аспект жизни, которая имеет важное значение для человека. 
Национальные ценности Национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, на
циональные традиции, национальное природное и культурное достояние), как основа сохранения национальной культуры и самосознания личности.
Государственные ценности Государственные ценности (Отечество, патриотизм, гражданственность), как основа сохранения целостности страны.
Ход реализации проекта
Направленность проекта.
Для реализации проекта выделены следующие направления:
Семья и здоровье.
Коллектив.
Я-сфера.
Общество и природа.
Семья и здоровье
Цели и задачи:
Формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим людям.
Подготовка к здоровому образу жизни (нравственному и физическому).
В сфере «Семья и здоровье» в различных аспектах (психологическом, социальном, экологическом, социологическом, правовом, культурологическом) рассматриваются семейные и домашние отношения с разными членами семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра). Работа направлена к выработке уважения к старшим, взаимопонимания между родителями и детьми, формированию чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
Здоровье рассматривается как неотъемлемая часть семейного благополучия, не только как физическое состояние, но и как духовное. Здесь предусматриваются предупреждение и профилактика причин нарушения здорового образа жизни. Содержание и формы воспитательной работы разнообразны и разноплановы; классные часы, встречи с врачами, индивидуальная работа с детьми и их родителями, семейные вечера, спортивные праздники и соревнования.
Коллектив
Цели и задачи:
•Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений в коллективе.
•Воспитание национально-интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры, патриотизма.
•Приобщение к национально-культурным ценностям.
Содержание работы в сфере «Коллектив» направлено к тому, чтобы приобщить учащихся к школьным традициям, общешкольным требованиям и классным обязанностям; сформировать учебные и трудовые умения и навыки, коммуникативную культуру, организаторские способности и т.п. Организация работы по этому направлению позволяет рассматривать труд, отдых, учебу как единые стороны деятельности ученического коллектива. Формирование интеллектуальной культуры, приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям осуществляется в сфере «Мир и гармония». Основная цель – развить духовность, сформировать потребность жить и действовать по законам красоты, добра. Особенность деятельности этой сферы в том, что она реализуется не только на внеклассных мероприятиях, но и во время учебной работы на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, трудового обучения и других с выходом на общешкольные праздники, фестивали.
Классный коллектив живёт в конкретной школе, в которой создана и функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям.
Школьнику необходимо чувствовать себя в школе не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью работы ставится формирование самосознания.
Для достижения этих целей между учащимися класса распределены обязанности, при выполнении которых дети помогают друг другу. Также проводятся различные диагностики, которые помогают выявить лидера, какие преобладают отношения в коллективе, возникающие проблемы. Учащиеся постоянно участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях. В классном коллективе существуют уже сложившиеся традиции:
•Совместное празднование дней рождений;
•Поздравление и празднование Нового года, 8 Марта и 23 Февраля;
•Выпуск газеты «Мой класс»;
•Индивидуальное и коллективное портфолио, в которые ребята заносят свои достижения и мероприятия, в которых участвовал класс, фотографии, стихи, записки.
Взаимоотношения детей как солнечный лучик. Управлять этим лучиком – дело непростое, но интересное. И классный руководитель должен организовать отношения так, чтобы в классе круглый год была солнечная погода.
Я – сфера
Цели и задачи:
•Помочь ребенку разобраться в личности Я в приоритетных ценностях.
•Помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интерес, талант, личностные качества)
Многообразии содержание работы в направлении «Я – сфера» преобладает формирование здоровых материальных и духовных потребностей, умений самообразования, самовоспитания, психической саморегуляции, творческих способностей, умений ставить жизненные цели и достигать их.. Решать эти задачи можно только путем познания и понимания внутреннего мира ребенка. Воспитатель должен помочь ребенку «раскрыть» себя, преодолеть внутренние сомнения, противоречия, способствовать развитию объективно оценивающей себя, здоровой «Я-личности». В содержании работы по этому направлению входят нравственно-этические беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные беседы и консультации с ребенком, родителями; различные диагностики, направленные на изучение особенностей характера и поведения личности; психологический тренинг, психокоррекционная работа психолога, целевые занятия по выработке определенных личностных качеств.
Общество и природа
Цели и задачи:
•Воспитывать патриотическую правовую культуру, сформировать нравственную, эстетическую, экономическую и экологическую культуру, изучить символику и атрибуты Российской Федерации, Самарской области, национальные, культурные, религиозные особенности народов, приобщить детей к культурным ценностям родного города.
В сфере «Общество и природа» деятельность направлена на воспитание гражданина, знающего, понимающего и живущего по законам демократического государства, уважающего и соблюдающегося национально-культурные традиции народов страны.
Введение ребенка в общество, природу по мере развития, взросления происходит от «малого» к «большому»; от приобщения детей к «цивилизованному» общению в школе, в своем дворе, соблюдению правил дорожного движения к осознанному пониманию общественного бытия, общественных отношений, отношений общества и природы.
Для достижения поставленных задач проводятся различные анкеты, из которых можно выявить культуру общения, диагностики позволяют подтвердить творческую направленность интересов детей. Просмотр фильмов, посещение музеев, встреча с интересными людьми, экскурсии, походы, проведение классных часов.
Принципы реализации проекта.
Данный проект разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
В этом качестве проект обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно
этому принципу содержание работы должно определяться с учетом
индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию
каждого ученика;
2. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из
основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной
работе. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
3. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся
поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их
разнообразием, необычностью их форм и видов.
4. Принцип самостоятельности - принцип личного осознания человеком требований не по принуждению, а из желания и стремления самосовершенствоваться, участвовать в улучшении окружающей жизни и среды, делать благо для людей и общества.
5. Принцип сочетания личного и общественного.
Единство общественного и личного в коллективе преломляется во взаимодеятельности, взаимопомощи, сотрудничестве и сотворчестве, взаимосвязи и взаимоответственности членов школьного сообщества. Для обеспечения этого единства создаются условия для индивидуальной и коллективной познавательной, творческой, созидательной деятельности субъектов, формируется желание и потребность заниматься социально-значимой деятельностью.
6. Принцип социализации – формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, воспитание желания и умения компетентно участвовать в различных видах деятельности, контактировать с окружающими людьми.
Средства реализации проекта.
Игровая деятельность учащихся
Социализация учащихся
Использование ИКТ
Проектно-исследовательская деятельность
Взаимодействие с семьей и социумом
Основные этапы реализации проекта:
I этап: проектный, 1 класс
Познакомить с новым видом учебной деятельности – учёбой.
Создавать доверительную атмосферу между учителем – учениками –родителями.
Знакомить детей с окружающим миром.
II этап: практический, 2 класс
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Формировать дружный коллектив.
Прививать нравственные качества.
Воспитывать чувство любви и уважения к родным.
III этап: практический, 3 класс
Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Способствовать формированию дружного сплочённого коллектива, основ культуры общения.
Воспитывать чувство любви к родному краю, к своему Отечеству.
Содействовать формированию нравственной позиции школьников, стремления вести здоровый образ жизни.
IV этап: обобщающий, 4 класс
Результативность работы:
Развитие творческих способности.
Формирование нравственных и культурных нормы поведения.
Формирование личностных качеств учащихся.
Развитие навыков самовоспитания, самоуправления.
Формы и методы работы в рамках воспитательной работы в начальной школе
1. Индивидуальная и групповая работа.
2. Создание творческих лабораторий.
3. Разработка и оформление личных достижений ученика(«портфолио»).
4. Подготовка индивидуальных заданий к конкурсам.
5. Проведение концертов.
6. Использование театрализованных представлений.
7. Использование современных информационно-коммуникационных технологий(информационный центр, Интернет-ресурсы, электронные игры, энциклопедии, обучающие и развлекательные программы, представление конкурсных материалов в виде презентаций,
оформление представляемых работ с использованием компьютерных технологий.
8. Подготовка и участие детей в конкурсах различного уровня.
9. Игровые технологии.
10. Диагностика и тестирование.
Возможность использования программы проекта другими образовательными учреждениями:
-общеобразовательные школы города и области;
-специальные (коррекционные) образовательные учреждения
Для внедрения данной программы важно наличие определенных условий:
1. Понимание педагогическим коллективом необходимости и целесообразности реализации программы с использованием долгосрочных проектов.
2. Наличие целевых групп и их заинтересованность в осуществлении предлагаемой программы.
3. Кадровые и методические ресурсы, которые могут быть задействованы при реализации программы.
Основные целевые группы, на которые ориентирована воспитательная работа с использованием проекта
1. Руководители:
• Классный руководитель.
Осуществляют разработку программы воспитательной работы в рамках долгосрочного проекта.
2. Творческая группа:
• Классный руководитель
Педагоги образовательного учреждения
Учащиеся
Родители
Осуществляют практическую организацию воспитательного процесса
через реализацию проекта, организацию индивидуальной подготовки учащихся к участию на этапах проекта, готовят творческие конкурсы, театрализованные представления, организуют творческие мастерские, являются связующим звеном между всеми участниками воспитательной работы, создают условия для самореализации личности и раскрытия творческих способностей учащихся, заполняют
«Карты достижений», помогают в составлении «портфолио».
3. Ученики начальной школы:
Активно включены в образовательный и воспитательный процесс, принимают участие в реализации проекта: творческие конкурсы, концерты, интеллектуальные лаборатории, спортивные мероприятия, творческие мастерские.
4. Родительское сообщество:
Осуществляют практическую и моральную поддержку участников проекта, помогают в организации мероприятий в рамах проекта, участвуют в создании продуктов творческой и исследовательской деятельности детей, активно участвуют в спортивных мероприятиях, осуществляют информационную поддержку всех участников
образовательного и воспитательного процесса, помогают при создании имиджа конкурсантов, оформлении классных комнат.
Механизмы реализации проекта.
Проект реализуется посредством воспитательной программ «Формирование личности на основе системно-ролевой модели», программы «Родник здоровья», направленной на укрепление здоровья учащихся, школьной программы «Патриот», а также программы «Семья», в которой представлена работа с семьей и детьми из неблагополучных семей.
Ожидаемые результаты деятельности.
Доброжелательный микроклимат в ученических количествах.
Применение личностных ценностей в условиях социума.
Тесная связь семьи и школы.
Творчество, инициатива детей, родителей, педагогов.
Развитие внеурочной кружковой работы – внеурочное творческое мероприятие, участие в районных мероприятиях.
выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
Уровень воспитанности учащегося – применение личностных ценностей в своем развитии.
Удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью классного коллектива.
Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее:
у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно.
Именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
Показатели эффективности деятельности по проекту
Любая оценка результативности определяется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность социального проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого участника воспитательного процесса, осуществляемого через реализацию долгосрочных проектов.
Достижение поставленной цели должно определяться тем, насколько участие в проекте повышает возможность самореализации ребенка, раскрытию его способностей и возможностей, помогает формированию чувства собственного«Я», определяет лидерские качества.
Основные критерии эффективности деятельности по внедрению программы воспитательной работы в начальной школе через реализацию долгосрочных проектов
1. Увеличение числа учащихся начальной школы, принимающих активное участие в проекте.
2. Степень удовлетворенности учащихся начальной школы образовательным пространством, своей деятельностью в рамках реализуемого проекта.
3. Повышение уровня и качества индивидуальных достижений каждого участника проекта.
4. Включение учащихся младшего школьного возраста в школьную жизнь и повышение мотивации к образовательной деятельности.
5. Удовлетворенность происходящими изменениями со стороны педагогов и родительского сообщества.
Методы оценки эффективности деятельности реализации проекта
Критерии Показатели Методика
1. Самосознание,
самовосприятие,
актуализация
личности
1. Желание учащихся
начальной школы к
познанию своих
возможностей, стремление
их проявить.
2. Активное стремление
учащихся начальной школы к участию в общественной
жизни образовательного
учреждения.
3. Нестандартный подход к решению поставленных
задач, наличие креативного
мышления.
4. Наличие положительной
самооценки, уверенности в
своих силах, способностях,
возможностях.
5. Способность к
первичному самоанализу.
6. Уровень умения общаться
в социуме, коммуникативная
культура.
7. Уровень мотивации. Тест Е.Торренса
Исследование самооценки
по методике Дембо-Рубинштейна
Исследование мотивации;
Опросник Баса-Дарки
Методика«Цветовой тест
отношений»
Проективные методики
(рисунки, незаконченные
предложения, « Расскажи
историю» Г.Х.Махоротова)
Стандартная беседа
Нежновой
Рисунок«Я в школе»
Многоцелевая
информационно- сервисная
система А.С.Галицкого
Анкета«Адаптация»
«Портфолио»
«Тропинка к своему Я»
2. Уровень
удовлетворенности
всех участников
образовательного
процесса и
воспитательного
пространства
1. Удовлетворенность и
комфортность учащихся
начальной школы, его
отношение к
образовательному
учреждению.
2. Удовлетворенность
учителей и педагогов
дополнительного
образования организацией и
условиями своей
деятельности.
3. Удовлетворенность
родителей воспитательным
процессом в
образовательном
учреждении, уровнем
проводимых мероприятий,
их насыщенностью и
направленностью. Проективные методики для учащихся младшего
школьного возраста.
Тест школьной тревожности Филипса
Тест тревожности
(Р.Тэммл,
М.Дорки, В.Амен)
Изучение комфортности
учащихся
Анкетирование педагогов
«Виды и стили
педагогического
взаимодействия»
Изучение
удовлетворенности
родителей
3. Имидж
образовательного
учреждение и его
конкурентоспособ
ность
1. Вовлеченность учащихся в
проектную деятельность.
2. Выступление на
конкурсах, участие в
концертной деятельности, в
работе творческих
лабораторий.
3. Эффективность и качество проводимых мероприятий в
рамках воспитательной
работы
4. Личностный рост
учащихся за время участия в проекте.
5. Информированность
родительского сообщества
проекта,во внеклассной
работе.
6. Участие детей в районных
и городских мероприятиях Количество учащихся,
принимающих участие в различных проектах и
внеклассной работе.
Систематизация
наблюдений за личностным
ростом учеников начальной
школы.
Анализ«Карт достижений»
учащихся
«Портфолио»
Выпуск классной газеты «Светофорчик»
Информирование о
проводимых мероприятиях
в СМИ.
Схема детского самоуправления в классе
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Высший орган управления в классе- собрание коллектива, где демократическим способом принимаются решения.
Учащийся имеет право высказать свою позицию, отстаивать ее, обсуждать и утверждать все направления работы в классе.
Классный руководитель Актив класса Сфера управления
1.Обучение управлению
2.Помощь в организации работы актива класса
3.Организация коллективной и индивидуальной деятельности класса
4.Работа с родителями 1.Командир
2.Учебный сектор
3.Культурно-массовая коллегия
4.Спортивно-массовая коллегия
5.Трудовой сектор
Является основным руководителем и организатором классных дел. Командир - главный помощник классного руководителя.
1.Создание условий для учебной деятельности школьников
2.Сбор информации об учебном процессе
3.Проверка дневников, учебников
4. Проведение интеллектуальных мероприятий
1.Проведение вечеров отдыха, праздников
2.Проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов
1.Подготовка и проведение утренней зарядки, спортивных соревнований
2.Подготовка и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ
3Участие в школьных и городских спортивных мероприятиях
4.Сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса
1.Организация дежурства в классе.
2.Контролируют очередности обязанностей и качество их выполнения. 3.Организация генеральной уборки в классе.
Социально-педагогическое партнерство.
Социализация — это процесс развития личности, в результате
которого происходит освоение социальных ценностей,
норм, установок, социальных ролей, образцов поведения присущих
данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе
ее человек формируется как член того общества, к которому он
принадлежит. Процесс социализации начинается с рождения человека и
продолжается на протяжении всей его жизни.
Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая
его окружает (семья, школа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте
стоит отметить, что младший школьный возраст является наиболее
чувствительным для успешной положительной социализации личности.
Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать,
ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем
которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее
значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу
вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая
была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная
деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для
младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок
строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила
общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра —
это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во
все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность
воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются,
действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой,
фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у
ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества,
необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
Социализация учащихся моего класса заключается в постоянном
общении со сверстниками не только внутри своего коллектива, но и с
учащимися других классов школы. Общение происходит на таких
мероприятиях как: презентации проектно- исследовательских работ,
выступление на окружных конкурсах, экскурсии в библиотеки, театр,
выставочный зал, походы в детский сад, общешкольные коллективно-творческие дела.

Взаимодействие с родителями
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи
очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как
влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе
и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не
противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались
ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками
и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать
проблемы воспитания.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с
семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться
выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени
активности и уровня психолого-педагогической компетентности.
Для работы с родителями была разработана программа «Семья», в которой отражена работа как с благополучными семьями, так и неблагополучными, так же программа направлена на оказание помощи многодетным семьям.
Оценка рисков по внедрению программы воспитательной работы в начальной школе через реализацию долгосрочных проектов
Создание и внедрение в практическую разработку программы воспитательной работы относится к интеллектуальноемкому, требующему большого времени и человекоресурсов процессу. Любая деятельность, связанная с использованием человеческого фактора, направленная
на поиск и раскрытие человеческих способностей и талантов, сопряжена с возможностью возникновения не просчитанных результатов, побочных эффектов и рисков («негативных факторов»).
Возможные появления «негативных факторов» Методы и формы снижения негативных факторов(минимизация рисков)
1. Сложности в диагностировании
учащихся начальной школы и
медленная адаптация их к условиями образовательной среды, не позволяют
достаточно быстро, полно и
объективно дать рекомендации по каждому ребенку. На полную диагностику требуется большой отрезок времени, поэтому на первых этапах проекта ребенок сам выбирает
форму, методы представления своего «Я». Иногда, не рассчитав свои силы
и возможности, запланированный или
предполагаемый результат
оказывается далеко от ожиданий ребенка. Возможно формирование
комплекса неполноценности.
1. Индивидуальный подход к
участникам воспитательного процесса.
2. Использование знаний об
особенностях и возрастных
характеристик учащихся младшего
школьного возраста.
3. Построение эффективного
взаимодействия между учащимися,
учителями и родителями.
4. Анализ достижений всех участников реализуемго проекта.
5. Использование в воспитательном
процессе развивающих ролевых игр.
2. Завышенная самооценка учащихся, восприятие своих
достижений, как фактор
«особенности», может привести
противопоставлению себя классному коллективу.
1.Совершенствование методик
исследования и диагностического
инструментария, которые
используются службой сопровождения.
Индивидуальная работа с
учащимися.
3. Трудности с рефлексией и
самовыражением, связанные с
особенностями младшего школьного возраста.
Индивидуальные и групповые
методы работы.
Использование программы
психопрофилактической работы
«Уроки общения для начальной
школы».
4. Сложности в построении
положительных и эффективных
межличностных взаимоотношений
между учащимися, может привести к трудностям в работе с коллективом учеников.
1. Формирование и организация
развивающей образовательной и
воспитательной среды с помощью
проведения совместных мероприятий с учащимися, родителями.
2. Использование программы
психопрофилактической работы
«Тропинка к своему Я».
5. Формализованная оценка и
проведение запланированных
проектов, приведет к потере интереса у всех участников образовательного и
воспитательного процесса Воспитательное пространство должно быть открыто и «прозрачно», достижения учащихся могут обсуждаться, награждение победителей
происходить в торжественной
обстановке.
Перспективы развития проекта
Все наработанные материалы, сценарии, разработки творческих лабораторий и групп, диагностический инструментарий, презентационные материалы учащихся и родителей могут быть использованы для дальнейшего методического совершенствования начатой работы.
Все результаты и достижения учащихся начальной школы, полученные и приобретенные, должны быть обсуждены на заседании методических объединений учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования. Анализ работы по использованию проектов в рамках
воспитательной работы позволит обсудить наметившиеся тенденции и создать стратегию дальнейшего развития программы, возможности ее модернизации, с учетом социальных запросов всех участников образовательного процесса и требований стандартов образования.
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов индивидуального успеха. Это означает, что умение постоянно учиться, быть готовым к быстро меняющимся условиям, быть мобильным, быть компетентным - это основные характеристики современного молодого человека. Поэтому, именно у современного школьника, первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению, готовности к постоянному совершенствованию.
Тогда в школе одновременно с реализацией стандарта общего образования будет выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и поощрения любого творческого роста учащегося, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит искать новые формы работы с учеником, расширять возможности по созданию ученических «портфолио».
5. Мониторинг положительной динамики ожидаемых результатов
1)Диагностическая карта развития личностных ценностей учащегося .
Шкала терминальных и инструментальных ценностей (концепция М. Рокича)
ЦЕННОСТИ -ЦЕЛИ ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА
1 Здоровье Аккуратность
2 Любовь Ответственность
3 Уверенность в себе Исполнительность
4 Творчество Воспитанность
5 Развлечение Воля
6 Красота природы и искусства Самоконтроль
7 Развитие Терпимость
Показатели Критерии Степень Оценка в
выраженности баллах
оцениваемого качества 1. Организационно-волевые качества
1. Терпимость Способность переносить а) высокий уровень 8-10
допустимые по возрасту - терпения хватает баллов
нагрузки в течение определенного времени на все занятие б) средний уровень 5-7
- на большую часть занятия баллов
в) низкий уровень - менее
менее чем на половину занятия 5 баллов
2. Воля Способность активно а) высокий уровень 8-10
побуждать себя к - волевые усилия баллов
практическим действиям всегда побуждаются самим ребенком б) средний уровень 5-7
- чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога баллов
в) низкий уровень - менее5
волевые усилия ребенка
побуждаются извне баллов
3. Самоконтроль Умение контролировать свои поступки а) высокий уровень - ребенок постоянно контролирует себя сам 8-10баллов
б) средний уровень - периодически контролирует себя сам 5-7баллов
в) низкий уровень - ребенок не контролирует себя самостоятельно менее 5 баллов
2. Поведенческие качества
1.
Уверенность в себе Способность занять свою позицию в различных ситуациях а) высокий уровень
- имеет
самостоятельную
точку зрения на ситуацию 8-10 баллов
б) средний уровень - сам не может сформулировать свою точку зрения на ситуацию 5-7 баллов
в) низкий уровень – нет собственного мнения менее 5 баллов
2. Ответственность Умение выполнять поручения а) высокий уровень - инициативен в общих делах 8-10
баллов
б) средний уровень - участвует при побуждении извне 5-7
баллов
в) низкий уровень - избегает участия в общих делах менее 5 баллов

Ключ:
50-36высокийуровень
25-15среднийуровень
14-0 низкий уровень

2)Анкета «Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью»
Сравнение результатов на начальном и заключительном этапе реализации проекта (2011, 2015 годы)
Утверждения совершенно согласен согласен трудно сказать не согласен совершенно не согласен Период
Я иду утром в школу с радостью
5 6 6 2 1 2011 год
5 12 2 1 0 2015 год
В школе у меня обычно хорошее настроение
3 7 5 4 1 2011 год
6 10 2 2 0 2015 год
В нашем классе хороший классный руководитель 5 6 6 2 1 2011 год
12 6 2 0 0 2015 год
В классе я не стесняюсь высказать свое мнение 2 5 4 6 3 2011 год
8 9 3 0 0 2015 год
Я считаю, в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей 3 7 5 3 2 2011 год
10 9 1 0 0 2015 год
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни 2 4 9 4 1 2011 год
9 8 3 0 0 2015 год
На летних каникулах я скучаю по школе 0 5 8 5 2 2011 год
10 6 3 1 0 2015 год
Мониторинг показал, что на начальном этапе реализации проекта, большинство учащихся показали среднюю степень удовлетворенности школьной жизнью, что говорит о необходимости разработки мероприятий для снятия неуверенности, тревожности, напряженности в учебно-воспитательном процессе.
В результате проведенной работы в течении 4 лет можно наблюдать повышение степени удовлетворенности до высокой, что говорит о уверенности детей в себе и собственных силах.
Начальный этап (1класс):

Заключительный этап (4 класс):

3)Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. )
 
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление  различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1.    Наш класс очень дружный и сплочённый.
2.    Наш класс дружный.
3.    В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4.    В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5.    Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6.    Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
 
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):
1.    В нашем классе принято помогать без напоминания.
2.    В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3.    В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4.    В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5.    В нашем классе не принято помогать друг другу.
6.    В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Исследование показало, что на начальном этапе реализации проекта нет сплоченного коллектива, возникают ссоры, исходя из этого были разработаны мероприятия на сплочение коллектива. За время работы были использованы элементы технологий «Педагогики сотрудничества», «Воспитания личности через коллектив», «Организации коллективного взаимодействия», что способствует формированию сплоченности детского коллектива. В результате на заключительном этапе проекта, по истечению 4 лет, у нас крепких сплоченный коллектив, в котором все члены друг за друга, если и возникают конфликты и ссоры, то они носят дискуссионный характер.
Начальный этап (1 класс):

Заключительный этап (4 класс):

4)Занятость во внеурочное время (кружки, секции)
Внеурочная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса.  Одной из задач при реализации проекта – вовлечение детей во внеурочную деятельность. На начальном этапе большинство детей не были задействованы в кружках и секциях, но благодаря разъяснительной работе с родителями и достижению детей, посещающих кружки и секции на заключительном этапе проекта 100 % детей были вовлечены во внеурочную деятельность(кружки и секции)
Начальный этап (1 класс):

Заключительный этап (4 класс):

5)Диагностика нравственной воспитанности ( Методика А.В. Зосимоского)
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 6-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной воспитанности.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной воспитанности.
От 16 до 23 единиц - нравственная воспитанность находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной воспитанности.
Текст вопросов: Период Варианты ответа Совсем не согласен Немножно согласен Больше согласен, чем не согласен Полностью согласен
Мне нравится ходить в школу 2011 год 2чел 7чел 8чел 3чел
2015 год 0чел 2чел 6чел 12чел
Я выполняю все поручения 2011 год 3чел 6чел 7чел 4чел
2015 год 0чел 1чел 6чел 13чел
Я выполняю все правила работы и нормы поведения 2011 год 3чел 8чел 6чел 3чел
2015 год 1чел 5чел 8чел 6чел
Я бережно отношусь к природе 2011 год 4чел 7чел 6чел 3чел
2015 год 0чел 4чел 7чел 9чел
Я активно участвую в школьной жизни 2011 год 5чел 8чел 5чел 2чел
2015 год 2чел 3чел 8чел 7чел
Я люблю искусство 2011 год 5чел 6чел 5чел 4чел
2015 год 2чел 3чел 5чел 10чел
Важной задачей реализации проекта является нравственное воспитание, которое заключается в прилежности, дисциплинированности, активной жизненной позиции, положительным отношением к природе и искусству.
Исследование показало, что на начальном этапе проекта нравственное воспитание в коллективе находится на среднем уровне. В течение периода реализации проекта были проведены множество мероприятий направленных на повешение уровня нравственного воспитания учащихся. В результате к концу 4 класса нравственное воспитание коллектива повысилось до высокого уровня.
Начальный этап (1 класс):

Заключительный этап (4 класс):

Представленный мониторинг подтверждает положительную динамику ожидаемых результатов.

6. Перспективный комплексный план воспитательной деятельности
Раздел «Семья и здоровье»
I направление «Здоровье»
Цели:
Использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечания
Сентябрь Беседа «Умеешь ли ты чистить зубы?» Физкультурный праздник «Быстрее, выше, сильнее!» Классный час «Чудо - шашки» Октябрь
Ноябрь Медицинское обследование учащихся, заполнение «Дневника здоровья» Спортивный праздник «Весёлые старты» Викторина «Красный, желтый, зеленый» Классный час «Гигиена – страж здоровья» Классный час «Как правильно дышать» Декабрь Утренник «Да здравствует грязнофета» Беседа «Чистая вода для хвори беда» Соревнования по гимнастике «Сила и грация» Спортивный праздник «Мама, папа и я спортивная семья» Январь Беседа «Режим дня» Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения. «Спортивная спартакиада» Соревнования «Рождественские игры» Февраль Внеклассное мероприятие «А ну-ка мальчики!» Военно-спортивная игра «Взятие снежного городка» Спортивный праздник «Русская зима» Конкурс «Самый спортивный класс» Март Классный час «Спортландия» Игра «Зарница» КТД Соревнования по бегу «День Здоровья» Практическое занятие «Определи свой вес, пульс, рост и т.д.» Апрель Беседа «Береги здоровье смолоду» Беседа «Закаливание организма» Беседа «Питание и здоровье» Творческая генеральная уборка Май Классный час «Мой друг-Мойдодыр»Творческая генеральная уборка Классный час «Олимпийские игры» Физкультурный праздник «В мире спорта!» Спортивно-позновательная игра «Кем быть?»КТД II направление «Семья»
Цели:
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Обучение родителей умению быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Классный час «Наша дружная семья» Классный час «Семья и школа – общий дом» Беседа «Семейные традиции» Деловая игра «Семей ные праздники» Октябрь Беседа «Я и моя семья» Классный час «Моя родословная» Игра «А ну-ка бабушки» Беседа «Мужчина в семье» Ноябрь Классный час «Семейные посиделки» Праздник «Род, родные, Родина…» Классный час «Поведение человека в чужом доме» Беседа «Женщина в семье» Декабрь Праздник «Мы - одна семья» Классный час «День рождения нашей семьи» Классный час «Наши традиции – семейные чаепития» Конкурс «Дочки-матери» Январь Конкурс рисунков «Мои близкие» Беседа «Мы и наши родители» Праздник «Семейные игры и забавы ради радости, а не славы» Классный час «Символы моей семьи» Февраль Беседа «Мои родители мои кумиры» Выставка работ «Наша дружная семья» Классный час «Что я чувствую, когда рядом нет родных» Классный час «Отцы и дети» Март Конкурс «Моя самая читающая семья» Семейный праздник «Неразлучные друзья: взрослые и дети» Конкурс сочинений «Милая мама» Беседа «Моя семья – это…» Апрель Выставка работ «Все лучшее от мамы к детям» Классный час «Мои братья и сестры» Классный час «Мои братья и сестры» Классный час «Семейный альбом» Май Классный час «Подвиги дедушек и бабушек» Литературно-музыкальный праздник «Семья» Конкурс рисунков «Счастье это когда тебя понимают» Классный час «Профессии моих родителей» Раздел «Коллектив»
III направление «Общение»
Цель:
Передача учащимися знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.
Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».
Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Знакомство с Уставом школы Игра «Найди себя» Беседа «Что вы знаете друг о друге?» Круглый стол «Мои дела на каникулах» Октябрь Утренник, посвящённый Дню Учителя. Ноябрь Игра «Необитаемый остров» Час доверительного разговора «Моё хочу и моё надо» Классный час «Это я» Вечер ответов и вопросов Декабрь Праздник, посвящённый новому году. Январь Беседа «Как правильно вести себя в транспорте» Классные часы «Тренинги общения» Беседа «Как помириться после ссоры» Тренинг «Умеем ли мы общаться» Февраль Утренник, посвященный Дню Защитника Отечества. Март Утренник, посвящённый 8 марта. Апрель Классный час «Знаки приветствия» Деловая игра «Дарите комплименты» Кл.час «Как сказать «нет» Кл час «Обсуждение и анализ поступков» Май Утренник «Последний звонок» IV направление «Интеллект»
Цели:
Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Беседа «Наши братья меньшие» Классный час «Путешествие по карте мира» Классный час «Школьный дневник и как с ним работать.» Поисковая работа «Откуда мы родом» Октябрь Классный час «Газеты и журналы для детей» Информационный час «Это интересно знать» Классный час «Праздник цветов» Игра «Счастливый конкурс» Ноябрь Игра «Поле чудес» Конкурс «Русский медвежонок» Декабрь Классный час «Азы экологических и экономических знаний» Викторина по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» Конкурс «Хлеб всему голова» Классный час «Чем живет планета Земля» Январь Игра «Вечна ли природа?» Классный час «В мире сказок» Классный час «Чем и кем славен мой город» Экологический турнир знатоков природы. Февраль Викторина по сказкам Пушкина Викторина «Есть ли на солнце пятна» Викторина «Что? Где? Когда?» Конкурс сочинений «Рассказы о природе» Март Классный час «Мы крутим глобус» Конкурс «Кенгуру» Апрель Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!» Викторина «Растительный и животный мир земного шара» Конкурс сказок «Экологические сказки» Классный час «Проблемы адаптации в классе» Май Игра «Откуда берутся грязнули? » Классный час «Всё о кошках» Классный час «О чем я мечтаю» Классный час «День прощания» Раздел « Я – сфера»
VI направление «Нравственность»
Цели:
Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
Формировать у учащихся осознание значимости нравственного прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Беседа «Легко ли быть добрым?» Классный час «Лучшее слово о дружбе!» Классный час «От улыбки хмурый день светлей» Классный час «Нравственность – это разум сердца Октябрь Классный час «С чего начинается школа?» Беседа «Что значит в жизни похвала» Классный час «Твой класс» Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо» Ноябрь Классный час «Мир эмоций» Классный час «Друг в моей жизни» Исследовательская работа «Мое имя в истории» Встреча с работниками милиции. Декабрь Классный час «О дружбе и товариществе» Трудовой десант «Школьный двор самый лучший» Классный час «Как научиться жить дружно» Классный час «О лени и лентяях» Январь Беседа «Поговорим о том как мы выглядим» Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим…» Дисскусия «Какой у тебя характер» Беседа «Что значит быть ответственным» Февраль Внеклассное мероприятие «Что значит быть счастливым» Классный час «Правда и ложь – какие они?» Тренинг «Как воспитывать свой характер» Круглый стол «Эмоции положительные и отрицательные» Март Классный час «Об обидах и причинах обид» Дисскусия «Эгоисты. Кто они такие?» Классный час «О жадности и жадных» Читательская конференция «Будь человеком!» Апрель Классный час «Добрые герои из мультфильмов» Беседа «Душевность и бездушность» Беседа «Добрые слова о моей игрушке» Экскурсия «Тучкины штучки» Май Беседа «Об аккуратности» Классный час «Мои мечты и мои желания» Фантастическое путешествие. Вечер выпускников. V направление «Досуг»
Цели:
Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Праздник Знаний Октябрь Праздник «Как стать звездой» Игра «Юмор в нашей жизни» Вечер «Русская частушка» Ноябрь Утренник «Движеньем полон город» Праздник «День рождение только раз в году» Игра «Уважайте каждый знак» Концерт «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Декабрь Игра «Путешествие в страну рифмы» Классный час «Моё хобби» Игра «Знай правила движения, как таблицу умножения!» День сюрпризов. Январь Путешествие «Путешествие в природу» Праздник первой оценки. Конкурс чтецов «Татьянин день» Неделя книги. Февраль Внеклассное мероприятие «я умею, я могу, я хочу» Праздник «А ну-ка девочки» Игра «Рыцарский турнир» Час общения «Мир моих увлечений» Март Праздник «Букварь я тебе говорю, прощай!» Проект «Моя школа оазис» Игра «Велосипедист» Конференция «По страницам любимых сказок» Апрель «Путешествие по карте мира» День смеха. Конкурс рисунков на правила дорожного движения. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» Май Долгосрочный проект «ямой любимый школьный дворик». Неделя музыки Поход в лес. Праздничный бал «Прощание с начальной школой» Раздел «Общество и природа»
VII направление «Гражданин»
Цели:
Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного своих прав других людей, способности к саморазвитию.
Месяц 1-й год реализации программы 2-й год реализации программы 3-й год реализации программы 4-й год реализации программы Примечание
Сентябрь Классный час «Символика Российского государства» Классный час «Вот она, какая моя Родина большая» Музыкальный урок «Боевые и трудовые традиции русского народа» Классный час «Я – россиянин» Октябрь Поисково-исследовательская работа «История моей семьи в истории города» Концерт к дню пожилого человека» Экскурсия в национальный парк «Самарская Лука» Большая Военно-патриотическая викторина Ноябрь Беседа «Красота русской природы» Конкурс «История Самарской Луки» Беседа «Мои семейные реликвии» Экологическая игра «По лисьим тропам» Экоцентр Декабрь Конкурс «Вот такая я кумушка лиса» национальный парк «Самарская Лука» Классный час «Обычаи и традиции русского народа» Экоцентр Конкурс рисунков «Мои предки в труде и в бою» Конкурс сочинений «Мой мир и я» Январь Конкурс рисунков «Военная одежда» Встреча с ветеранами ВОВ Классный час «Славные сыны нашего Отечества» Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» Февраль Посещение школьного музея. Конкурс Военно-патриотической инсценированной песни. Классный час «Мы граждане своей страны» Конкурс «А ну-ка парни» Март Классный час «Великие полководцы» Классный час «Я человек и гражданин» Помощь ветеранам ВОВ на дому Классный час «Есть ли у нас долг перед родиной» Апрель Беседа, «Каким должен быть защитник Отечества?» Праздник «Где родился там и пригодился» Конкурс сочинений «Должна ли быть армия» Сбор экспонатов для школьного музея. Май «Праздник Победы» Список литературы
Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов //Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50.
Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитаниешкольников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.
Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. -№ П. - С. 40-44.
Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.
Ефимова, Е. Е. Конфликтная компетентность: вопросы теории и практики / Е. Е. Ефимова, Е. А. Крюкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.
Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
Журнал «Календарь школьника», 1987.
Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
Журавлев, Д. Психическое здоровье во многом определяетфизическое / Д. Журавлев // Народное образование. - 2004. - № 8. -С. 147-154.
Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научит школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 18 - 27
Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996
Фопель К.Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
Федоренко Л.Г..Секреты общения.-С-Пб.,2003.
ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания/ А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
http://www.docme.ru/doc/1047851/koncepciya-n-m-talanchuka