Календарное планирование по русскому языку в 4 классе


Образовательная область «Русский язык и литература»
Русский язык
4 класс.
Всего 136 часов – в неделю 4 часа.
Пояснительная записка.
Календарное планирование разработано в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080; учебной программой для 1–4 классов общеобразовательной школы утверждённой приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года и инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году», протокол № 5 от 26.06. 2014 .
Основная цель обучения предмету - воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества.
Основными задачами курса русский язык на начальной ступени обучения являются задачи по формированию языковой и коммуникативной компетенции, успешное решение которых зависит от достижения конечных результатов обучения:
1) личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному и государственному языку;
2) предметные: развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование готовности, потребности и способности к речевому общению, к самосовершенствованию владения родным языком; освоение базовых знаний о русском языке, его устройстве, основных норм русского литературного языка;
3) системно - деятельностные: формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей; развитие умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности по русскому языку.
Отбор содержания в учебной программе подчинен принципам:
научности: все языковые факты языка соответствует научным данным современной лингвистики;
доступности: отобранный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся с точки зрения доступности его усвоения, а также объема программного содержания;
преемственности и систематичности: при отборе содержания каждой программы учитывался материал предыдущей программы, программный материала систематизирован согласно логике изучаемой науки;
сознательности и активности: направленность обучения на осознание обучающимися функций единиц языка, языковых категорий - для чего служат в речи; осознание практической необходимости языковых единиц в речи повышает активность их усвоения;
коммуникативной направленности обучения русскому языку: все языковые знания отобраны как необходимые в практике коммуникативного общения;
развивающего обучения, благодаря которому на базе данного содержания обучения у учащихся формируется творческое и логическое мышление, самостоятельность, самоанализ результатов учебной деятельности.
В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связи:
1) литературное чтение
В процессе обучения русскому языку осуществляется художественно-эстетическое и нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Эта задача реализуется во взаимосвязи с уроками русского языка и литературного чтения. На материале произведений «Литературное чтение» осуществляется формирование нравственной системы ценностных ориентиров школьников, формирование их гражданской и нравственной позиции.
2) казахский язык, иностранный язык
Использование знаний по казахскому и иностранному языкам при изучении фактов русского языка для формирование полиязычной личности.
3) познание мира
Для грамматического анализа на уроках русского языка широко привлекаются тексты, посвященные явлениям природы, жизни животного мира. Уроки русского языка – это расширение познавательных интересов учащихся об окружающем мире, природе.
4) математика
Изучение имени числительного как части речи, количественный подсчет при звуко - буквенном анализе слов требует использования знаний по математике.
5) изобразительное искусство
В целях развития связной речи на уроках русского языка широко используются произведения живописи: составление сочинений по картине.
6) музыка
Использование музыкальных произведений в начале уроков русского языка создает положительную мотивацию к усвоению нового материала. Музыкальные произведения могут быть использованы во время физкультурной паузы, для снятия излишнего напряжения, отработки правильного произношения текстов
7) физическая культура
Физические упражнения используются во время динамической паузы: учащиеся выполняют различные движения, сопровождаемые речёвками, для снятия усталости и напряжения.
Требования к уровню подготовки учащихся для 4 класса
По завершении 4 класса учащиеся должны знать:
лексическое значение слова; многозначность слова; прямое и переносное значение;
синонимы, антонимы разных частей речи;
новые и устаревшие слова.
признаки, по которым отличаются части речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки и роль части речи в предложении).
общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного: род, число, падеж, три типа склонения, роль в предложении;
склоняемые и несклоняемые имена существительные;
общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного (изменение в роде, числе, падеже, склонение);
общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола (неопределенная форма глагола; времена глагола; совершенный и несовершенный вид, 1 и 2 спряжение глагола);
общее грамматическое значение числительного;
служебную функцию предлога;
виды простого предложения; главные и второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;
признаки текста, типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Учащиеся должны уметь:
различать прямое и переносное значение существительных, глаголов, прилагательных, использовать их в речи; раскрывать лексическое значение слова с помощью приемов: толкование значения, подбор синонимов;
использовать толковые словари;
определять тип склонения имен существительных, склонять и писать падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -ия, -ие, -ий и -мя); различать падежи: винительный и
именительный, винительный и родительный, винительный и предложный;
правильно писать безударные падежные окончания существительных;
правильно употреблять несклоняемые существительные в речи;
склонять прилагательные в единственном и во множественном числе;
устанавливать связь прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; правильно употреблять прилагательное+существительное в речи;
склонять личные местоимения; правильно писать местоимения с предлогами; правильно употреблять местоимения в связной речи;
изменять глаголы по лицам и числам; определять 1 и 2 спряжение глагола; правильно писать личные окончания глагола 2 лица единственного числа;
различать неопределенную форму и формы глагола 3 лица единственного и множественного числа, правильно писать - ТЬСЯ и – ТСЯ;
различать по вопросам глаголы совершенного и несовершенного вида;
изменять глаголы по временам; изменять глаголы прошедшего времени по родам; правильно писать и употреблять времена глагола в связной речи;
писать частицу НЕ с глаголами;
различать числительное по значению и вопросам, правильно писать числительные от 1 до 30;
производить элементарный синтаксический разбор предложения с графическим обозначением главных и второстепенных членов предложения
(определение, дополнение, обстоятельство);
характеризовать предложение по совокупности признаков: структуре (простое), эмоциональной окраске (восклицательное/ невосклицательное), цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), грамматической основе (подлежащее и сказуемое), наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространенное/нераспространенное); находить признаки текста; определять основные структурные части текста (начало, основная часть, концовка), восстанавливать порядок следования его частей;
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение,
анализировать содержание текста, составлять тексты разных типов речи;
правильно списывать и писать тексты под диктовку (75-80 слов) с изученными орфограммами;
писать диктанты (объемом 65-75 слов), изложения по тексту (объем текста 150-200 слов), сочинения (описание, повествование, рассуждение) объемом 50-60 слов; Класс
Видработы4
Четверть I II III IV
Продолжительность четверти в неделях 8 7 10 9
Словарныйдиктант2 1 2 2
Контрольныйдиктант2 3 2 2
Контрольное списывание 1 1 1 1
Обучающее изложение 1 1 1 2
Обучающее сочинение-миниатюра 1 1 2 2
Тестирование - - 1 -
Всего 7 7 9 9
Объем письменных работ

Вид работы 4 класс
I Полугодие П Полугодие
Словарный диктант 10-12 12-15
Контрольный
диктант 65-70 70-80
Контрольное списывание 65-70 70-80
Обучающее изложение 75-80 85-95
Обучающее сочинение-миниатюра 75-85 90-100
№ Дата Название темы урока Кол – во
часов Страницы
учебника
1 четверть – 36 часов. I.Повторение, углубление и обобщение изученного в 3 классе. 10 1 Предложение по цели высказывания и по интонации. 1 2 Части речи. 1 3 Части речи. 1 4 Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением. 1 17-19
5 Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением. 1 17-19
6 Правописание парных согласных в конце и середине слова перед согласными. 1 20-23
7 Правописание парных согласных в конце и середине слова перед согласными.
Входной диктант «Летом»
1 20-23
8 Работа над ошибками. Разбор слова по составу. 1 9 Правописание приставок и предлогов. 1 24-29
10 Контрольный диктант №1 «Осень» 1 II.Лексика. Развитие речи. 12 1 Работа над ошибками. Лексическое значение многозначного слова. 1 2 Прямое и переносное значение слова. 1 31-33
3 Составление предложений со словами в прямом и переносном смысле. 1 31-33
4 Новые и устаревшие слова. 1 34-36
5 Новые и устаревшие слова. 1 6 Контрольное списывание «Вечер в лесу» 1 7 Работа над ошибками. Работа с толковыми словарями. 1 8 Р. р. Сочинение по опорным словам «Тройка» 1 9 Синонимы и антонимы. 1 37
10 Синонимы и антонимы. Словарный диктант№1 1 11 Употребление синонимов и антонимов в речи. 1 12 Р. р. Изложение по плану «Бельчонок» 1 III.Части речи. Правописание. Развитие речи. 69 Имя существительное. 20 1 Повторение. Имя существительное. 1 41-47
2 Повторение. Имя существительное. 1 41-47
3 Роль существительного в предложении. 1 48-50
4 Склонение имён существительных. 1 5 Склонение имён существительных. 1 6 Неизменяемые имена существительные. 1 63-64
7 Определение и различие падежей:И.п. и В.п. 1 54-55
8 Определение и различие паднжей: В.п. и Р.п. 1 57-59
9 Определение и различие падежей: В.п. и П.п.
Словарный диктант №2 1 10 Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения. 1 11 Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения. 1 12 Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения. 1 13 Контрольный диктант № 2 «Осень в тайге» 1 14 Работа над ошибками. 1 2 четверть – 28 часов. 15 Правописание окончаний -е, -и в именах существительных 1,2 и 3 склонений. 1 16 Правописание окончаний -е, -и в именах существительных 1,2 и 3 склонений. 1 17 Р. р. Изложение с творческим заданием «Двойка» 1 18 Употребление в речи имён существительных в прямом и переносном значении, синонимов и антонимов. 1 19 Морфологический разбор имени существительного. 1 20 Контрольный диктант №1 «Ель» 1 IV.Имя прилагательное. Его роль в предложении. 10 1 Работа над ошибками. Имя прилагательное.
1 65-68
2 Склонение прилагательных ж., м. и ср. рода единственного числа. 1 78-80
3 Употребление падежных форм прилагательных в речи. 1 4 Склонение имён прилагательных во множественном числе. 1 81-84
5 Р. р. Сочинение описание по картине «Моё любимое животное» 1 6 Правописание падежных окончаний прилагательных в ед.ч и во мн.ч. 1 7 Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов и антонимов. 1 84-87
8 Контрольный диктант №2 «На лесной тропинке» 1 9 Работа над ошибками . Употребление падежных форм прилагательных во множественном числе в речи. 1 10 Контрольное списывание «Серебристая земля» 1 V.Местоимение, его роль в предложении 10 1 Работа над ошибками. Повторение. Понятие о местоимении 1 2 Повторение. Понятие о местоимении 1 3 Личные местоимения, их роль в предложении. 1 4 Личные местоимения, их роль в предложении.
Словарный диктант№1 1 5 Склонение личных местоимений, их употребление в речи. 1 6 Склонение личных местоимений, их употребление в речи. 1 7 Склонение личных местоимений, их употребление в речи. 1 8 Правописание местоимений с предлогами. 1 9 Правописание местоимений с предлогами. 1 10 Контрольный диктант №3 «Зимой» 1 VI.Глагол, его роль в предложении. 25 1 Работа над ошибками. Глагол как часть речи. 1 103-105
2 Неопределённая форма глагола. 1 111-114
3 четверть – 40 часов. 3 Изменение глагола по временам, числам, родам. 1 119-121
4 Изменение глагола по временам, числам, родам. 1 119-121
5 Настоящее и будущее время глагола. 1 6 1 и 2 спряжение глагола, личные окончания глагола. 1 7 1 и 2 спряжение глагола, личные окончания глагола. 1 8 Р. р. Сочинение рассуждение №1 «Моя мечта» 1 9 Прошедшее время глагола. 1 121-124
10 Глаголы совершенного и несовершенного вида. 1 117-119
11 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ. 1 114-116
12 Спряжение глагола в настоящем и будущем времени. 1 125-130
13 Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. 1 130-135
14 Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения Словарный диктант №1 . 1 15 Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн.ч.: - ут (-ют) и –ат (-ят). 1 127-130
16 Правописание Ь после шипящего в глаголах 2 лица ед.ч. 1 17 Контрольный диктант №1 «Рождение реки» 1 18 Изменение глагола в прошедшем времени по родам. 1 19 Изменение глагола в прошедшем времени по родам. 1 20 Правописание НЕ с глаголами. 1 109-111
21 Р. р. Сочинение – рассуждение №2 «Мамин праздник» 1 22 Определение значения многозначного глагола,прямого и переносного значения. 1 23 Подбор и употребление в речи глаголов – синонимов и антонимов. Тест по теме глагол. 1 24 Морфологический разбор глагола. 1 25 Контрольный диктант №2 «В бору» 1 VII. Числительное. 4 1 Работа над ошибками.Понятие об имени числительном. 1 2 Р. р. Изложение «Помощь друзей» 1 3 Употребление в речи и правописание числительных пять-тридцать. 1 4 Употребление в речи и правописание числительных пять-тридцать. Словарный диктант №2 1 VIII.Предложение. Знаки препинания. Развитие речи. 20 1 Предложение, виды предложений. 1 2 Главные члены предложения. 1 3 Распространённые и нераспространённые предложения. 1 4 Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. 1 5 Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. 1 6 Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. 1 7 Контрольное списывание «Ураган» 1 8 Однородные члены предложения. 1 9 Однородные члены предложения. 1 10 Однородные члены предложения. 1 11 Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных интонацией. 1 12 Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных интонацией. 1 13 Предложения по цели высказывания, по интонации. 1 4 – четверть – 32 часа 14 Предложения по цели высказывания, по интонации. 1 15 Распространение предложений второстепенными членами. 1 16 Распространение предложений второстепенными членами. 1 17 Нахождение главных и второстепенных членов предложений по вопросам, их графическое выделение в предложении. 1 18 Нахождение главных и второстепенных членов предложений по вопросам, их графическое выделение в предложении. 1 19 Составление и нахождение предложений с однородными членами. Словарный диктант №1 1 20 Расстановка знаков препинания между однородными членами, связанных интонацией. 1 IX.Текст. Развитие связной речи 15 1 Текст – описание. 1 2 Р. р. Изложение №1 «Запах весны» 1 3 Текст – повествование. 1 4 Контрольное списывание «История тетрпади» 1 5 Тема и основная мысль текста. 1 6 Контрольный диктант №1 «Гнездо» 1 7 Работа над ошибками. 1 8 Текст – рассуждение. 1 9 Составление текста – рассуждения (по образцу). 1 10 Составление текста – рассуждения (по образцу). 1 11 Р. р. Сочинение№1-рассуждение по образцу «Сорока» 1 12 Наблюдение и использование глаголов в описании. 1 13 Наблюдение и использование глаголов в описании. 1 14 Наблюдение и использование глаголов в повествовании. 1 15 Р. р. Сочинение№2 на свободную тему по серии сюжетных картинок. 1 X.Повторение пройденного за 4 класс. 10 1 Контрольный диктант №2 «Окраска животных» 1 2 Работа над ошибками.Фонетика, орфография, состав слова. 1 3 Лексика. 1 4 Имя существительное. 1 5 Правописание падежных окончаний 1,2,3 склонений имён существительных. 1 6 Имя прилагательное. 1 7 Р. р. Изложение №2 «Старый пёс» 1 8 Местоимение. Словарный диктант №2. 1 9 Глагол. 1 10 Морфологический разбор глагола. 1