Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме Литературные сказки

Общеобразовательное учреждение
Лицей г. Сызрани
«Образовательный центр»









Методическая разработка
открытого урока по литературному чтению в 4 «А» классе.

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки».














Разработала
Щеголькова Елена Николаевна
учитель начальных классов











Тема. Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Класс 4»А»

Тип урока. Урок- обобщение.

Форма урока. Урок – соревнование

Цель урока. Обобщить знания детей по разделу «Литературные сказки».

Задачи:

а) образовательные: обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; формировать навыки выборочного чтения; учить грамотно составлять ответы на вопросы; расширить знания детей о жизни и творчестве писателей;

б) развивающие: развивать логическое мышление младших школьников, способность делать выводы и доказывать свою точку зрения; развитие коммуникативных способностей учащихся и умение вести диалог; развивать память, творческие способности, речь, внимание, воображение;

в) воспитательные: учить работать сообща, прививать бережное отношение к книгам , воспитывать любовь к литературному творчеству, культуру общения между учителем и учеником, учеником и учеником, воспитывать чувство сострадания, любви, уважения к родителям, своим близким и другим людям.

Оборудование: учебник «Родная речь», 4 класс Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; портреты писателей В. Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов, С.Т. Аксаков; мультимедиа проектор для показа презентации к уроку, экран, компьютер, презентация к уроку; книги В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П. Бажов «Серебряное копытце», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд, загадки, картинки с изображением розы и жабы, мелодия записи песни «Лесной олень», костюмы для сценки «Миша и колокольчик», костюмы для сценки «Кокованя и Дарёнка», фишки красного и зелёного цвета.



План урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Мотивация учащихся к прохождению конкурсов урока – соревнования.
III.Обобщение знаний по разделу «Литературные сказки».
Конкурсная программа:
1 . Разминка. «Узнай автора».
2. «Найди пару».
3. «Загадки в пословицах и поговорках».
4. «Дешифратор».
5. «Кроссворд».
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. «Задай вопрос».
7. «Бюро находок».
8. «Живые картинки».
9. Викторина по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце».
10. Работа с иллюстрациями. Расставь картинки по порядку.
11. Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
V. Подведение итогов. Награждение победителей.


Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.


II. Сообщение темы и цели урока.
Мотивация учащихся к прохождению конкурсов урока – соревнования.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Как обычно, такой урок у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поделитесь на две команды, выберите капитанов, придумаете название и девиз. После каждого тура подводится итог, команде даётся фишка красного цвета за победу на этом этапе, фишка зелёного цвета за участие в этом этапе. В игре победит та команда, у которой окажется больше фишек красного цвета.

(Учащиеся делятся на две команды, придумывают название и девиз.)
Учитель: Итак, начинаем наш урок – соревнование

III. Обобщение знаний по разделу «Литературные сказки».
Конкурсная программа.

1тур. Разминка. «Узнай автора».

Учитель: Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде, после ответа команды, на интерактивной доске показывается правильный ответ.)
Вопрос 1 команде.
Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879 – 1950).)


(Слайд №1)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Павел Петрович Бажов (1879 – 1950)
«Я открыл русской литературе целый край»





Вопрос 2 команде.
Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859).)







(Слайд №2)



АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете.


Вопрос 1 команде.
Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888).)
(Слайд №3)



Всеволод Михайлович Гаршин
(1855 – 1888)
выдающийся русский прозаик. Родился в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье.


Вопрос 2 команде.
Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы. (Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869.)
(Слайд №4)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Владимир Фёдорович Одоевский
(1803 – 1869 )
князь 
русский писатель,
философ,
педагог,
музыковед
и теоретик музыки.



Итоги 1тура. Молодцы, ребята! Команде-победительнице вручается красная фишка, другой команде - зелёная.

2 тур. «Найди пару».

Работа команд на интерактивной доске.

Учитель: Соедините автора с его произведением.
Дети маркером соединяют название произведения и автора.
(Слайд №5)
1 команда 2 команда
В. Ф. Одоевский
П.П. Бажов

«Сказка о жабе и розе»
«Аленький цветочек»
«Городок в табакерке»
«Серебряное копытце»
В.М. Гаршин
С.Т. Аксаков




Подведение итогов 2 тура. Команде-победительнице вручается красная фишка, другой команде - зелёная.

3 тур. «Загадки в пословицах и поговорках».

Учитель: Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет, и доказать отрывком.
Задания для команд на индивидуальных карточках, запечатанных в конверте.

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.
(Слайд №6)
(Соловей. В сказке В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».)
Мал горшок, да её варит.
Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.
Её маслом не испортишь.



(Каша. В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце».)


Команды дают свои ответы, а правильность ответа сверяют на интерактивной доске.
Подведение итогов 3 тура.

4 тур. «Дешифратор».
Учитель: «Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь по одной букве.
Учитель зачитывает, а дети исправляют название сказки.
«Сказка о бабе и козе», В.М. Гаршин. («Сказка о жабе и розе».)
«Серебряное корытце», П.Бажов. («Серебряное копытце».)
Подведение итогов 4 тура. Молодцы, команды! Вы отлично справляетесь с заданиями.

5 тур. «Кроссворд».

Каждой команде даётся листок с напечатанным одинаковым кроссвордом. Какая из команд справится быстрее и правильно заполнит клетки кроссворда, той команде даётся красная фишка.

По горизонтали: 1.Маленькая изящная коробочка, вмещавшая горстку ароматной пыли, была символом знатности и богатства.

По вертикали: 2.Земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная.
3.Как звали мальчика, дружившего с мальчиками – колокольчиками, встречавшегося с дядьками – молоточками и царевной Пружинкой?
4.Прозвище старика из сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».
5.Драгоценный металл белого цвета, является вторым из самых известных драгоценных металлов после золота.
6.Ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
7.Красивый цветок с приятным ароматом, растёт кустом, имеет шипы, цветёт с середины лета до осени.
(Слайд №7)







3

5


7





М
4
С
6

Р



2

И
К
Е
С

О



Ж

Ш
О
Р
И

З

1
Т
А
Б
А
К
Е
Р
К
А



Б


О
Б
О





А


В
Р
Т








А
О
А








Н










Я

















(Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1.Табакерка.
По вертикали: 2.Жаба. 3.Миша. 4.Кокованя. 5.Серебро. 6.Сирота. 7.Роза.)
Взаимопроверка. (Команды обмениваются заполненными кроссвордами и проверяют их сверяя с ответами на интерактивной доске.)
Подведение итогов 5 тура. Вручение красной фишки победителям.


IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Под музыку “Лесной олень” выполняется физкультминутка.
- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.
- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.
Посмотрите: мы - олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)

6 тур. «Задай вопрос».
Команды приготовили друг для друга вопросы.
Вопрос 1 команды: Под каким псевдонимом работал В.Ф. Одоевский? Как назывался сборник сказок для детей?
(Ответ команды.)
На интерактивной доске слайд №8.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Владимир Фёдорович Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней».

Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея».

Сюда вошли сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович».


Вопрос 2 команды: Эту сказку можно было бы назвать по- другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его.
(Ответ команды.)
На интерактивной доске слайд №9.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».






Итоги 6 тура. Молодцы! Подготовили хорошие вопросы. Вручаются командам красные фишки.
7 тур. «Бюро находок».
Учитель: Из какого произведения эти вещи?
(Каждой команде по очереди задаётся по два слова.)
1 команде – лыжи, колокольчик; 2 команде – часы, книга
Команды дают свои ответы, на интерактивной доске показывается слайд №10 с правильными ответами.

Лыжи
Колокольчик
Часы
Книга
«Серебряное копытце»
«Городок в табакерке»
«Аленький цветочек»
«Сказка о жабе и розе»


Итоги 7 тура. Молодцы! Все отлично справились с заданием. Вручаем красную фишку победителям.

8 тур. «Живые картинки».

Учитель: Команды подготовили сценки из литературных сказок, команда соперников должна отгадать произведение и автора. Слово 1 команде.
Миша. Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?
Колокольчик. Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать, динь-динь-динь.
Миша. Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живете. Век бы с вами оставался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.
Колокольчик. Динь-динь-динь! Уж нашёл у нас веселье. Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас никакого нет дела, нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день, играй да играй, а ведь это, Миша, очень-очень скучно.
 Где находился этот замечательный городок? Как называется сказка?
(В табакерке. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».)

(На интерактивной доске показывается изображение обложки книги и табакерки. Слайд №11.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель: Спасибо ребятам, а теперь слово 2 команде.
Кокованя. Это у вас Григорьева – то подарёнка?
Хозяйка. Она самая. Мало одной – то , так ещё кошку драную где – то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да и ещё корми её!
Кокованя. Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет. Ну, как, подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?
Дарёнка. Ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?
Кокованя. Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
Дарёнка. Ты хоть кто?
Кокованя. Я, вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.
Дарёнка. Застрелишь его?
Кокованя. Нет. Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Дарёнка. Тебе на что это?
Кокованя. А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу.
Дарёнка. Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.

- Где происходил разговор? Как называется эта сказка?
(В избе. П. П. Бажов «Серебряное копытце».)


Учитель: Молодцы, ребята! Очень хорошо показали инсценировки.
Обе команды получают по красной фишке.



9 тур. Викторина по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Учитель: Давайте проверим, насколько вы хорошо помните текст. Тест на карточках даётся каждой команде, какая команда правильно ответит на вопросы, та и получает красную фишку. Правильный ответ обвести в кружок.

1- Как звали отца Дарёнки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
2- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
3- Кошка Мурёнка была
А) белая
Б) серая
В) бурая

4-  Сколько раз Серебряное копытце показался Дарёнке?
А) 1
Б) 2
В) 3
5- На покосном ложке люди ещё долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зелёного


Самопроверка. Правильный ответ команды находят на интерактивной доске. ( Слайд №12)
Подведение итогов.
10 тур. Работа с иллюстрациями. Расставь картинки по порядку.
Командам раздаются одинаковые наборы картинок.
Учитель: Ребята, перед вами иллюстрации к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». Вам нужно расставить картинки по порядку. Кто быстрее справится получит красную фишку.
(Слайд № 13)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Подведение итогов 10 тура.



11 тур. Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

Вопросы задаются по очереди каждой команде, если команда не может дать правильного ответа, отвечает другая команда
(Слайд № 14)
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415





(Слайд №15)




Кто рассказал Аксакову сказку про Аленький цветочек?





Ответ: Ключница Пелагея.





















(Слайд № 16)


Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?


Ответ: Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими.
Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе





















(Слайд № 17)



На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?

Ответ:
На правый мизинец.





























(Слайд № 18)



«Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?


Ответ: Расписка












Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?


Ответ: Жадность. Злость. Зависть.














(Слайд № 19, 20)



Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?




Ответ: За час до истечения 3 дней и 3 ночей










(Слайд №21)
А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?


Ответ: Шелковая цветная ткань с узорами




Слайд №22)

Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?



Ответ: Двенадцатой















(Слайд №23)







Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?



Ответ:30 лет






(Слайд №24)
Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?





Ответ:
Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь




Подведение итогов 11 тура. Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданиями тура.



V. Подведение итогов.

Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора
Фишки посчитайте все –
Подведём итог игре.
Команды подсчитывают количество красных фишек.
Поздравление и награждение команд.

Молодцы! Спасибо за урок!