Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательное в словах», игра «крестики-нолики»


Внеклассное мероприятие: «Занимательное в словах»
Цель: заинтересовать учащихся в изучении русского и других языков и выявить способности учащихся в развитии речи и логического мышления.
Наглядности: карточки с заданиями, табло, карточки с изображениями «Х» и «О», выставка книг о языке, высказывания о языке.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего:
Письменность и вправду идёт от человеческого черепа – она зародилась в голове человека, Её изобрели люди. Сперва им пришлось научиться говорить – общаться при помощи звуков, - и на этом им понадобились сотни тысяч лет. Затем ушли сотни веков, пока люди научились общаться, рисуя ловкими пальцами знаки для слов, так что теперь слова можно было ещё и видеть воочию. Открытие это сделали шумеры, 5000 лет тому назад они изобрели письмо.
Теперь, имея и речь и письмо, следующее открытие люди сделали сравнительно быстро. С того времени, как изобрели знаки для слов, до т ого дня, как безвестный семит изобрёл буквы для согласных, прошло всего лишь 2000 – 2500 лет. Потом уже гораздо скорее – пожалуй, меньше, чем через двести лет, - древние греки обозначили буквами ещё и гласные. Примерно за 850 лет до нашей эры греки завершили составление алфавита. Это было последнее великое изобретение в области языка до той поры, когда люди изобрели книгопечатание.
В наше время, используя эти изобретения, мы перекидываем мостики из слов между собой и остальным человечеством. Стоит только пройти по такому мостику, и встречаешься с самыми разными интересными людьми. Может быть, они живут на нашей улице, а может, в соседней стране. Мостик этот может привести в самый отдалённый уголок мира. В наших силах перебросить языковой мостик к замечательным людям, которые жили на свете в далёком прошлом. . а когда-нибудь, через много-много лет, люди, которые сейчас ещё даже не родились, смогут перекинуть такой мостик и узнать, какими интересными были теперешние люди.
И вот этим даром мы и пользуемся в нашей жизни, без него нельзя обойтись и сейчас - в нашей игре.
2.Правила игры: Класс делится на две группы: "крестиков" и "ноликов". Группы разыгрывают жребий, чтобы определить начало хода, отвечают на вопрос: "Почему у некоторых согласных букв нет пары?" Команда, давшая первым правильный ответ, начинает ход, выбирая сектор на табло. Каждое табло под цифрой содержит задание, которое необходимо выполнить быстро и верно. Та команда, что первая верно и быстро выполнила задание, закрывает сектор своим знаком "Х" или "О".


Выигрывает та команда, что закрыла 3 сектора по диагонали, вертикали или горизонтали.
Задания по секторам:
№ 1. «ИЗ ЗВУКОВ РОЖДАЕТСЯ СМЫСЛ». Определить по согласным буквам значение слова: глсн, звк, псн, стх, рсскз.
№ 2. «ЗНАКИ ДЛЯ СЛОВ». Решение ребусов.
№ 3. «НАРОДЫ РАЗГОВАРИВАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ». Определите к какому языку относятся данные фразы: несколько фраз из английского, французского, японского языков.
№ 4. «МАШИНЫ И ЯЗЫКИ». Перечислите термины компьютерной техники и программирования.
№ 5. «СДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА». Преобразовать слова так, чтобы из исходного слова получилось конечное, но в каждом варианте можно изменять лишь одну букву.
№ 6. «ПАЛИНДРОМЫ». Определить в тексте палиндромы.
№ 7. «СЛОВА – САМОДЕЛКИ». Определить каким членом предложения являются слова в предложениях этого необычного стихотворения:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэролл. «Алиса в стране чудес»
№ 8. «МИР БЕЗ СЛОВ». Мимикой и жестами передать предложение: Я люблю свой родной язык, но хочу выучить и русский.
№ 9. «КУБИК РУБИКА» Из слова драгоценность составить другие слова: существительные И.п. ед. ч.
Заключительное слово ведущего:
Итак, закончилась наша игра. Победила (название команды). Сегодня вы ещё раз убедились, что без знания далеко не уйдёшь. Чем больше человек знает языков, тем шире его возможности, тем больше его интеллектуальный уровень.


Учитель русского языка и литературы Б.Б.Абышева