Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности Домисолька 5 класс


«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.

Пояснительная записка
Направленность программы для 5 класса по внеурочной деятельности «Домисолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Пение - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа - это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры. И на этом основании, эстетическая, духовно – воспитательная, развивающая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
Но, по известным причинам, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много, что не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
В этой связи данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. Два урока выпадают на праздничные дни 02.05. и 09.05 Программа будет выполнена за счет уплотнения материала. Всего 33 часа.
Новизна программы
Особенность программы «Домисолька» в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво.
В данных условиях программа «Домисолька» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы - через музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.
Задачи:
Образовательные
развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;
помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
Развивающие
расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;
Воспитательные
на основе изучения народных песен, детских песен, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;
воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;
создать атмосферу радости, значимости, увлечённости.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
внедрение новых форм и методов в организацию занятий;
широкое включение песни в повседневную жизнь;
организация индивидуальной работы.
В работе с взрослыми:
осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы;
создание предметно-развивающей сферы;
проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.;
привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе преподавателя:
расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов;
участие в концертной деятельности ;обзор новой методической литературы.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода, метод творчества, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход – широко применяется в программе и нацелен на формирование у исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход – направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод – используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения – один из основных методов программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт обучающимся умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Оснащение образовательного процесса:
специальный кабинет;
фортепиано;
записи фонограмм в режиме + и -;ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
мультимедиа;
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.

Условия реализации программы
Программа реализуется в объёме 35 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Успехи реализации программы возможны если:
теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;
учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;
используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус 1) и т.д.есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель.
Перспективы:
в следующем классе во внеурочной деятельности продолжать работу по обучению пению , по развитию всех вокальных навыков, по расширению диапазона певческого голоса каждого воспитанника, используя наработанный опыт;
создать ансамбль из хорошо поющих детей (2-х голосие);
принимать участие в городских и областных конкурсах, фестивалях;
продолжать свою концертно-просветительскую деятельность.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям - все это позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий. - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.Содержание курса
Занятия по внеурочной деятельности «Звонкий голосок России» ведутся по программе, включающей 3 раздела: «Вокально – хоровая работа», «Музыкально – теоретическая подготовка», «Концертно – исполнительская деятельность». Темы разделов в течении года идут не друг за другом, а дробятся на протяжении всего учебного года в целях разнообразия деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
Перечень разделов и тем Общее количество часов Теория Практика
Раздел 1. Вокально-хоровая работа 16 2 14
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка 13 8 5
Раздел3.Концертно-исполнительская деятельность 6 – 6
Итого: 35 10 25
Введение
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
Раздел 1. Вокально – хоровая работа
Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В. Емельянова. Координационно – тренировочные занятия.
Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнения на расширение диапазона.
Дыхание. Знакомство сцепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный выдох, формирование навыка экономного выдоха.
Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Ансамбль. Элементы двухголосия. Понятие единства музыкального звучания. работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка
Дирижерский жест. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах. Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведения. Упражнения на сохранение певческого тона.
Основы музыкальной грамоты. Длительности нот, тоника, тоническое трезвучие, вводные звуки.
Пластическое интонирование.
Импровизация. Элементы импровизации в детском исполнении, сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.
Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность
Подготовка к концертным выступления; праздники, выступления, конкурсы.
Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны
Дети получат возможность:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
Дети будут уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Часы Тема Содержание Прогнозируемый результат
1 07.09  1 Введение. Охрана голоса. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова
Уметь слушать слова песни
2 14.09 1 Голосовой аппарат. Строение голосового аппарата, правила гигиены вокалиста.
Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных3 21.09 1 Вокально - хоровая работа. Гимнастика голоса по методу В.В.Емельянова.
«Все ли можно сосчитать» А. Петряшева - разучивание, работа над чистотой интонирования. Определять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, звонко
4 28.09  1 Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. (приложение 1)
«Все ли можно сосчитать» - разучивание, работа над правильной певческой установкой, чистотой интонирования.
Определять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно
5 05.10  1 Праздничный концерт ко дню Учителя.
Участие детей в праздничном концерте «Учительское сердце».
Умение определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло
6 12.10 1 Вокально - хоровая работа. Исполнение вокальных упражнений. «Все ли можно сосчитать» - работа над дикцией, характером исполнения. «Осенины на Руси» Л. Олифирова - разучивание, работа над правильной певческой установкой. Умение импровизировать
7 19.10  1 Унисон. Разучивание припева песни «Осенины на Руси». Работа над унисоном.
Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия.
Знать новое понятие - темп
8 26.10  1 Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона, правильным формированием гласных. Упражнения на расширение диапазона.
Уметь слушать слова песни
9 09.11  1 Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. «Осенины на Руси» - разучивание, работа над унисоном, цепным дыханием.
Уметь отличать музыкальные звуки от немузыкальных10 16.11  1 Дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. «Чупа – чупс» - разучивание, работа над правильным дыханием и звуковедением. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. «Ты река ль моя, речанька» Русская народная песня - разучивание, работа над чистотой интонации, правильным певческим дыханием.
Определять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, звонко
11 23.11  1 Дикция и артикуляция. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Артикуляционная гимнастика по фонопедическому методу В.В.Емельянова (смотри приложение 2)
Определять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно
12 30.11  1 Ансамбль. Понятие единства музыкального звучания. «Прощай, осень», «Ты река ль моя, реченька» - работа над формированием совместного ансамблевого звучания.
Умение определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло
13 07.12  1 Элементы двухголосия. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. Умение импровизировать
14 14.12  
1 Ритм – основа жизни и музыки. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительности и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. «Ябеда - корябеда» Е. Крылатов- разучивание, работа над ритмическим рисунком
Знать новое понятие - темп
15 21.12  1 Дирижерский жест. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
Знать особенности и разновидности музыкального жанра
16 28.12  1 Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год. Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале. Знать особенности и разновидности музыкального жанра
17 11.01  1 Музыкальная грамота. Длительности нот. Пение русских народных прибауток по нотам. «Ябеда - корябеда» - работа над ритмом, динамикой и выразительным исполнением. Тоника и тоническое трезвучие. Импровизация учащимися распеваний с основой тоника или тоническое трезвучие.
Знать особенности и разновидности музыкального жанра. Хоровод, пляска
18 18.01  1 Музыкальная грамота.
Устойчивые и неустойчивые звуки. Вводные звуки. «Снеженика» М.Пляцковский - разучивание, работа над чистотой интонации.
Знать слова песни и умение петь
19 25.01  1 Вокально - хоровая работа.
Разучивание музыкально – двигательной игры «Лошадка».
Особенности марша и его разновидности
20 01.02 1 Мои любимые песни.
«Вот уж зимушка проходит» Русская народная песня - разучивание, работа над дикцией. Работа над динамикой и фразировкой. Составление афиши концерта.
Знать слова песни и умение петь
21 08. 02  1 С.С.Прокофьев «Детская музыка» Ритмические упражнения. «Красивая мама» Э. Колмановский - разучивание, работа над чистотой интонации.
Умение импровизировать
22 15.02  1 С.С. Прокофьев «Детская музыка»
Пластическое интонирование. «Красивая мама» - работа над динамикой, артикуляцией. Работа над выразительным исполнением. Знать слова песен
23 20.02 1 Сводная репетиция праздничного концерта.
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства. Уметь выразительно петь
24 29.02 1 Концерт «милая мама».
Участие в концерте, посвященному дню 8 марта. Уметь выразительно петь
25 14.03 1 Лад в музыке. «Сторона моя» И.Космачев – разучивание, работа над звуковедением, интонацией, дикцией, темпом.
Умение слушать музыку Умение импровизировать
26 04.04 1 Мюзикл. Разучивание сводных песен из мюзикла «Репка» по русской народной сказке. Работа над художественным исполнением.
Знать праздники на Руси и уметь веселиться
27 11.04 1 Вокально - хоровая работа.
«Песня бременских музыкантов» Г.Гладков- разучивание, работа над чистотой интонации.
Знать слова песни
28 18.04
1 Песни из любимых мультфильмов.
«Если добрый ты» из м/ф «Кот Леопольд» Б. Савельев – разучивание, работа над чистотой интонации. Знать, что есть музыка, написанная специально для мультфильмов Умение сопоставить произведение и музыку
29 25.04
1 Память ушедшей войны. «Не волнуйся, папа» И. Черник - разучивание. «Песня бременских музыкантов» - работа над артикуляцией, динамикой. Умение передавать настроение в музыке и произведениях.
30
16.05
1 Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 мая «Нам мир завещано беречь». «Не волнуйся, папа» - пение, работа над дикцией, фразировкой.
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением.
Участие в праздничном концерте. Знать правила поведения на сцене
31 23.05 1 Праздничный концерт «Нам мир завещано беречь». 32 30.05 1 Мы дружим с музыкой.
«Мы - юные артисты».
До новых встреч с музыкой. Концерт для родителей. Исполнение разученных за год произведений.
Оформление стенгазеты «мы – юные артисты».
Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения. Умение импровизировать
Список литературы для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
Список интернет – ресурсов для педагога
http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818http://www.vstudio.ru/muzik.htmhttp://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1edhttp://www.notomania.ru/view.php?id=207http://notes.tarakanov.net/http://irina-music.ucoz.ru/loadСписок литература для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
Приложение 1
Детям о певческих навыках
Певческая установка Дыхание Дикция
Если хочешь сидя петь Это очень интересно Для пения гласные звуки важны
Не садись ты, как медведь. Научиться песни петь И напевны они и важны
Спину выпрями скорей, Но не каждому известно, Летят как птицы в синеву -
Ноги в пол упри смелей. Как дыхание владеть. А Э И О У
Раз - вдох! И запел Мягким делать вдох старайся, Крикливо и громко не надо их петь -
Птицей звук полетел. Вдыхай носом, а не ртом. Горло может заболеть.
Руки, плечи – все свободно Да смотри, не отвлекайся, Ушки держите на чеку -
Петь приятно и удобно. Сделай вдох – замри потом. А Э И О У
Если хочешь стоя петь – Выдох делай тихим, плавным,
Головою не вертеть. Как кружение листа -
Встань красиво, подтянись Вот и выйдет песня славной,
И спокойно улыбнись. И свободна, и чиста!
Приложение 2
Дикция и артикуляция – важнейшие вокально-хоровые навыки. К сожалению, у многих детей активная артикуляция отсутствует. Эта проблема решается с помощью артикуляционной гимнастики. Данный раздел фонопедического метода В.Емельянова широко известен. Отмечу только, что здесь раздолье для творчества учителя и учеников. Вместе с ребятами сочиняем разные истории. Например:
Вместе с ребятами сочиняем разные истории. Например:
Покусали кончик языка – это «зайчик пробует морковку».
Жуем язык –«морковку».
Языком чистим зубки.
Цокаем языком, изменяя форму рта – «поскакали на лошадке». Кого встетили по дороге?
Кусаем нижнюю губу – «белочка грызет орехи».
Кусаем верхнюю губу – «суслик вылез из норки».
Вывернем наружу верхнюю губу – «веселая мышка».
Вывернем нижнюю губу – «противная крыса».
Две губы вывернуть, одновременно вытянув их вперед – «утенок».
Легкий поколачивающий массаж лица – «дождик».
Удары пальцев становятся сильнее – «град пошел».
Похлопаем ладонями по лицу – «гром и молния».
Мягкое разглаживание лица – выглянуло солнышко.