задания городской предметной олимпиады для учащихся 3-4 классов

































Городской
интеллектуальный марафон «БАЛАУСА» - 2013
Математика 3 класс
Шифр ______________________________________
Дорогой третьеклассник!
Предлагаем тебе проверить свои знания по математике.
Задания, оцениваемые в 2 балла
Пассажир такси ехал в город. По дороге ему навстречу проехали 15 грузовиков и 3 автомашины, 6 тележек с сеном и 2 велосипедиста. Сколько машин ехало в село?
А) 18 Б) 3 В) 15 Г) 26

С какой средней скоростью автомашина проехала путь из одного города в другой, если одну половину пути она ехала со скоростью 40 км/ч, а вторую – со скоростью 60 км/ч?
А) 20 км/ч Б) 100 км/ч В) 48 км/ч Г) 10 км/ч

Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное?
А) 100 Б) 10 В) 1110 Г) 1000

Нарисуй недостающий домик, не нарушая закономерности.

В зоопарке в клетках № 5, 6, 7 жили три медвежонка: белый, чёрный, бурый. В клетках № 5 и 6 не жил чёрный медвежонок. Белый медвежонок жил не в клетке № 5. В какой клетке жил каждый медвежонок? Для решения этой задачи воспользуйся таблицей:

Белый
Чёрный
Коричневый

№ 5




№ 6




№ 7




Задания, оцениваемые в 4 балла
«Взломай» код! Каждая буква алфавита представлена каким–то числом:
А Е Й О У Ш Э Б Ё К П Ф Щ Ю В Ж Л Р Х Ъ Я Г З М С Ц Ы Д И Н Т Ч Ь
а) Попробуй определить эти числа (найти код), если ГИД записывается как 6-12-7 и СОН как 21-18-17.
б) Попытайся при помощи этого кода прочитать слово: 16-18-15-18-7-8-26 _____________________________
Внутри данной фигуры проведи одну линию так, чтобы она разделила её на следующие фигуры:
А) на 3 треугольника Б) на 2 четырёхугольника




Машенька рисовала котиков и раскрашивала их разными цветными карандашами: сначала голубого, потом красного, чёрного, жёлтого и т.д. Какого цвета будет семнадцатый котик? ______________________

Точки А, В, С, и D отмечены на прямой в некотором порядке. Известны расстояния: от А до В – 13 см, от В до С – 11 см, от С до D – 14 см и от D до А 12 см. Изобрази, как будут расположены точки на отрезке. Чему равно расстояние между наиболее удалёнными точками?
А) 14 см Б) 25 см В) 27 см Г) 50см

___________________________

Между первым и вторым этажами 20 ступенек лестницы. Сколько ступенек между первым и пятым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?
А) 90 ступенек Б) 60 ступенек В) 120 ступенек Г) 80 ступенек
Задания, оцениваемые в 5 баллов
В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.  1) 3, 6, __, 12, 15, 18.  6) 20, ___, 21, 15, 22, 14, 23, 13.  2) 1, 8, 11, 18, ___, 28, 31. 7) 45, 50, 40, _____, 35, 70, 30, 80.  3) 2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.  8) 2,1, 3, 2, 4, 3, ___, 4, 6 4) 24, 21, ___, 15, 12.  9) 12, 23, ____, 45, 56.  5) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.  10) 45, 36, 28, 21, ____, 10, 6.
Шестьдесят листов книги сказок А.С Пушкина имеют толщину 1 см. Какова толщина всей книги, если в ней 240 страниц?
__________________________________________________________________
Сколько всего ударов в сутки делают часы, если они бьют каждые полчаса по одному разу, а каждый час 1,2,312 раз?
_________________________________________________________________
Задания, оцениваемые в 10 баллов
Муха-Цокотуха нашла денежку и на неё купила на базаре самовар, крендельки и конфеты. Самовар и крендельки стоят 48 чуков. За крендельки и конфеты Муха уплатила 3 чука. Причём конфеты дороже крендельков. Сколько чуков составляет денежка, которую нашла Муха?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На трёх ветках сидели 24 воробья. Когда с первой ветки перелетели на вторую 4 воробья, а со второй перелетели на третью 3 воробья, то на всех ветках воробьёв оказалось поровну. Сколько воробьёв сидело на каждой ветке первоначально?
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее количество набранных баллов_____________________________
Время, отведённое на работу 75 минут






































Городской
интеллектуальный марафон «БАЛАУСА» - 2013
Математика 3 класс
Ключ ответов
Дорогой третьеклассник!
Предлагаем тебе проверить свои знания по математике.
Задания, оцениваемые в 2 балла
Пассажир такси ехал в город. По дороге ему навстречу проехали 15 грузовиков и 3 автомашины, 6 тележек с сеном и 2 велосипедиста. Сколько машин ехало в село?
А) 18 Б) 3 В) 15 Г) 26

С какой средней скоростью автомашина проехала путь из одного города в другой, если одну половину пути она ехала со скоростью 40 км/ч, а вторую – со скоростью 60 км/ч?
А) 20 км/ч Б) 100 км/ч В) 48 км/ч Г) 10 км/ч

Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное?
А) 100 Б) 10 В) 1110 Г) 1000

Нарисуй недостающий домик, не нарушая закономерности.

В зоопарке в клетках № 5, 6, 7 жили три медвежонка: белый, чёрный, бурый. В клетках № 5 и 6 не жил чёрный медвежонок. Белый медвежонок жил не в клетке № 5. В какой клетке жил каждый медвежонок? Для решения этой задачи воспользуйся таблицей:

Белый
Чёрный
Коричневый

№ 5
-
-
+

№ 6
+
-
-

№ 7
-
+
-


Задания, оцениваемые в 4 балла
«Взломай» код! Каждая буква алфавита представлена каким–то числом:
а) А-3 Е-8 Й-13 О-18 У-23 Ш-28 Э-33 Б-4 Ё-9 К-14 П-19 Ф-24 Щ-29 Ю-34 В-5 Ж-10 Л-15 Р-20 Х-25 Ъ-30 Я-35 Г-6 З-11 М-16 С-21 Ц-26 Ы-31 Д-7 И-12 Н-17 Т-22 Ч-27 Ь-32
б) “Молодец”

Внутри данной фигуры проведи одну линию так, чтобы она разделила её на следующие фигуры:
А) на 3 треугольника Б) на 2 четырёхугольника




Машенька рисовала котиков и раскрашивала их разными цветными карандашами: сначала голубого, потом красного, чёрного, жёлтого и т.д. Какого цвета будет семнадцатый котик? голубой__

Точки А, В, С, и D отмечены на прямой в некотором порядке. Известны расстояния: от А до В – 13 см, от В до С – 11 см, от С до D – 14 см и от D до А 12 см. Изобрази, как будут расположены точки на отрезке. Чему равно расстояние между наиболее удалёнными точками?
А) 14 см Б) 25 см В) 27 см Г) 50см
_________________________
D А С В

Между первым и вторым этажами 20 ступенек лестницы. Сколько ступенек между первым и пятым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?
А) 90 ступенек Б) 60 ступенек В) 120 ступенек Г) 80 ступенек

Задания, оцениваемые в 5 баллов
В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.  1) 3, 6, 9, 12, 15, 18.  6)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Шестьдесят листов книги сказок А.С Пушкина имеют толщину 1 см. Какова толщина всей книги, если в ней 240 страниц?
240 : 60 = 4 (см) – толщина книги________________________

Сколько всего ударов в сутки делают часы, если они бьют каждые полчаса по одному разу, а каждый час 1,2,312 раз?
(1 + 2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12) · 2 + 24 = 180________________

Задания, оцениваемые в 10 баллов
Муха-Цокотуха нашла денежку и на неё купила на базаре самовар, крендельки и конфеты. Самовар и крендельки стоят 48 чуков. За крендельки и конфеты Муха уплатила 3 чука. Причем конфеты дороже крендельков. Сколько чуков составляет денежка, которую нашла Муха?
3 = 2 + 1. Так как конфеты дороже крендельков, то они стоят 2 чука, а крендельки 1. За всю покупку уплатили 48 + 2 = = 50 (чуков). Таким образом, денежка составляет 50 чуков.

На трёх ветках сидели 24 воробья. Когда с первой ветки перелетели на вторую 4 воробья, а со второй перелетели на третью 3 воробья, то на всех ветках воробьёв оказалось поровну. Сколько воробьёв сидело на каждой ветке первоначально?
1) 24 : 3 = 8 (в.) – было на каждой ветке после перелёта
2) 8 – 3 = 5 (в.) – было на третьей ветке первоначально
3) 8 + 4 = 12 (в.) – было на первой ветке
4) 5 + 12 = 17 (в.) – было на первой и третьей ветках до перелёта
5) 24 – 17 = 7 (в.) – было на второй ветке первоначально
Можно решить задачу другим способом. Для этого оставим первые три действия, а четвёртое и пятое заменим на следующие:
4) 4 – 3 = 1 (в.) – на столько меньше было первоначально на второй ветке
5) 8 – 1 = 7 (в.) - было на второй ветке первоначально

Общее количество набранных баллов_____________________________
Время, отведённое на работу 75 минут





































Городской
интеллектуальный марафон «БАЛАУСА» - 2013
Математика 4 класс
Шифр ______________________________________
Дорогой четвероклассник!
Предлагаем тебе проверить свои знания по математике.
Вопросы, оцениваемые в 2 балла
Профессор Пятитройкин переехал в новый дом, в квартиру 31. Большой любитель математики, профессор решил номер своей квартиры записать необычным образом – с помощью пяти троек. Какие знаки математических действий он должен поставить между некоторыми тройками, чтобы получить число 31?
3 3 3 3 3 = 31____________

У Артёма по математике вдвое больше «пятёрок», чем «четвёрок». Сколько у Артёма «четвёрок», если всего у него 12 отметок? __________________________________________________
Разбей циферблат с помощью двух отрезков на три части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.

Справа составлен ребус. Каждой фигурой Крош зашифровал некоторое число. Причем одинаковые фигуры обозначают одинаковые числа. Справа в каждом ряду указанна сумма чисел этого ряда. Снизу – сумма чисел столбца. Определите, какие числа Крош зашифровал каждой фигурой? -____, - ____, - ____.

Верблюд за несколько минут выпивает 100 литров воды. На сколько дней хватило бы этой воды обезьяне, чья суточная норма потребления - 2,5 л? ____________________________________________________________________
Вопросы, оцениваемые в 6 баллов
Сколько кафельных плиток размером 15х15 необходимо купить, чтобы облицовать кафелем стену, имеющую длину 3 м 6 дм и ширину 27 дм?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рост Буратино 1 м 4 дм, а длина его носа раньше была 9 см. Каждый раз, когда Буратино обманывал, длина его носа удваивалась. Как только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал обманывать. Сколько раз он обманул?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отгадай математические ребусы

__________________ ________________ __________________

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и дядей Фёдором, то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?
______________________________________________________________________

На холме 585 мышиных норок. В каждой норке живёт по три мышки, а у каждой мышки по пять мышат. Сколько мышек обитает в норках на холме?
______________________________________________________________________________________________
Вопросы, оцениваемые в 10 баллов
Строят три шестнадцатиэтажных дома. На каждом этаже будет 20 квартир. Из всех квартир однокомнатных будет 270, двухкомнатных – 540, остальные – трёхкомнатные. Сколько трёхкомнатных квартир в строящихся домах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Малыш может съесть 600 грамм варенья за 6 минут, а Карлсон в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На две стройки отправили 12 одинаковых ящиков с гвоздями. Когда на обеих стройках израсходовали 120 кг гвоздей, на первой стройке осталось 4 ящика, а на второй 3 ящика. Сколько кг гвоздей осталось на первой стройке и сколько на второй?
__________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Общее количество набранных баллов____________________________
Время, отведённое на работу 75 минут



































Общее количество набранных баллов____________________________
Время, отведённое на работу 75 минут
Городской
интеллектуальный марафон «БАЛАУСА» - 2013
Математика 4 класс
Ключ ответов
Вопросы, оцениваемые в 2 балла
Профессор Пятитройкин переехал в новый дом, в квартиру 31. Большой любитель математики, профессор решил номер своей квартиры записать необычным образом – с помощью пяти троек. Какие знаки математических действий он должен поставить между некоторыми тройками, чтобы получить число 31?
3 3 – (3 + 3) : 3 = 31____________

У Артёма по математике вдвое больше «пятёрок», чем «четвёрок». Сколько у Артёма «четвёрок», если всего у него 12 отметок? _________«5» - 8 , «4» - 4____________________

Разбей циферблат с помощью двух отрезков на три части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.

Справа составлен ребус. Каждой фигурой Крош зашифровал некоторое число. Причем одинаковые фигуры обозначают одинаковые числа. Справа в каждом ряду указанна сумма чисел этого ряда. Снизу – сумма чисел столбца. Определите, какие числа Крош зашифровал каждой фигурой? -__15__, - __13__, - __12__.

Верблюд за несколько минут выпивает 100 литров воды. На сколько дней хватило бы этой воды обезьяне, чья суточная норма потребления - 2,5 л?
___________40 дней______________

Вопросы, оцениваемые в 6 баллов
Сколько кафельных плиток размером 15х15 необходимо купить, чтобы облицовать кафелем стену, имеющую длину 3 м 6 дм и ширину 27 дм?
1 способ 1) 1515 = 225 (см2) – S одной плитки
2) 360270 = 97200 (см2) – S стены
3) 97200 : 225 = 432 (плитки)
способ 1) 360:15 =24 (пл.)-уложится в один ряд по длине стены
2) 270 : 15 = 18 (пл.) – уложится в один ряд по ширине стены
3) 24 18 = 432 (плитки)

Рост Буратино 1 м 4 дм, а длина его носа раньше была 9 см. Каждый раз, когда Буратино обманывал, длина его носа удваивалась. Как только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал обманывать. Сколько раз он обманул?
1) 9 2 = 18 (см) – длина носа Буратино после первого обмана
2) 18 2 = 36 (см) - длина носа Буратино после второго обмана
3) 36 2 = 72 (см) - длина носа Буратино после третьего обмана
4) 72 2 = 144 (см) - длина носа Буратино после четвёртого обмана
Так как 144 >140, то Буратино перестал обманывать. Итак, Буратино обманул 4 раза.

Отгадай математические ребусы

___конус ____ ____пирамида___ ____уравнение____

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и дядей Фёдором, то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Слева направо сидят: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин
На холме 585 мышиных норок. В каждой норке живёт по три мышки, а у каждой мышки по пять мышат. Сколько мышек обитает в норках на холме?
____585 3 5 = 8775 (мышек)________

Вопросы, оцениваемые в 10 баллов
Строят три шестнадцатиэтажных дома. На каждом этаже будет 20 квартир. Из всех квартир однокомнатных будет 270, двухкомнатных – 540, остальные – трёхкомнатные. Сколько трёхкомнатных квартир в строящихся домах?
1) 16 3 = 48 (эт.) – в трёх домах
2) 20 48 = 960 (кв.) – в трёх домах
3) 270 + 540 = 810 (кв.) – однокомнатных и трёхкомнатных квартир в трёх домах
4) 960 – 810 = 150 (кв.) – трёхкомнатных квартир в трёх строящихся домах
Малыш может съесть 600 грамм варенья за 6 минут, а Карлсон в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
600:6=100 (г)- съедает Малыш за 1 минуту.
6:2=3(мин) – время, за которое Карлсон может съесть все варенье.
600:3=200(г) – съедает Карлсон за 1 минуту.
4) 200+100=300(г) варенья могут съесть за 1 минуту оба.
5) 600:300=2 (мин) – время, за которое они совместно съедят варенье.
На две стройки отправили 12 одинаковых ящиков с гвоздями. Когда на обеих стройках израсходовали 120 кг гвоздей, на первой стройке осталось 4 ящика, а на второй 3 ящика. Сколько кг гвоздей осталось на первой стройке и сколько на второй?
1) 4 + 3 = 7 (ящ.) осталось на двух стройках
2) 12 – 7 = 5 (ящ.) израсходовали
3) 120 : 5 = 24 (кг) гвоздей в 1 ящике
4) 24 4=96 (кг) гвоздей осталось на первой стройке
5) 24 3 = 72 (кг) гвоздей осталось на второй стройке





































Городской
интеллектуальный марафон “БАЛАУСА» - 2013
Русский язык 3 класс
Шифр ________________________________
Замени выделенные слова близкими по смыслу.
Седые горы -________________________________
Бархатный голос -____________________________
Тяжёлый взгляд -____________________________
Лёгкий характер -__________________________

Путешествие по «реке времени». Как мы сейчас произносим слова: Врата – ________________ Млеко- _________________            
Уста – _________________ Зеница – _______________

Разгадай метаграмму. Запиши два слова.
С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне. 3б
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. _________________________________

Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые слова. Запиши их.
сено овод ____________________________
балк метр ____________________________
стол ежи ____________________________
зал глас ____________________________
по ода ____________________________
яр вал ____________________________
воз очки ____________________________
кило лёт ____________________________
гриб марка ____________________________
хор он ____________________________
бор яр ____________________________

Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - _____________ КВОЛ И ЗАОК – ______________
КОРОМОЗ - _______________ КАШУЗОЛ – ____________________ МОРЕКЕТ – _______________ ТОК И СИЛА – __________________

Укажи в предложениях подлежащее:
Часто1 в городах2 во время пожаров3 дети4 остаются5 в домах6.
От испуга1 они2 прячутся3 и молчат4.
В Лондоне1 малышей2 из огня3 вытаскивают4 пожарные5 собаки6.
Одна1 такая2 собака3 спасла4 двенадцать5 детей6.
Пожарные1 звали2 её3 Боб4.
Однажды1 загорелся2 дом3.
К пожарным1 выбежала2 женщина3.
Она1 плакала2.
В доме1 осталась2 её3 маленькая4 дочь5.
Пожарные1 послали2 Боба3.
Он1 мгновенно2 скрылся3 в доме4.
Вскоре1 собака2 вынесла3 из огня4 девочку5.
(По Л.Н.Толстому)
1__, 2 __, 3 __, 4 __, 5.__ , 6 __, 7.__, 8. __, 9.__, 10.__, 11. __, 12.__.

Разгадай изографы. Сделай к отгадкам транскрипцию

__________ ________ ____________ ____________ ____________
__________ ________ ____________ ____________ ___________
Выбери и подчеркни слова, в образовании которых использованы приставки.
Ответ, подставка, столовая, промыть, въезд, надкусить, начальник, забег, заяц, покрытие, дополнение, напольный, домашний, орать, отменить, надо, спрыгнуть, посуда, опередить, вид, профессия.

В этих строчках спрятаны слова. Найди и запиши их. СПРЯПОЗДНОКРКАПУСТНЫЙШРАДОСТНЫЙКРУНЕНАСТНЫЙО
______________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.
носик – переносить гусь – гусеница
пахнуть – запах сладкий – вкусный
молоко – молочник писк – пищать

Прочитай существительные, рядом запиши их во множественном числе:
Курица - ..., чудо- ., небо - ..,
ребёнок - ., человек - ...

Найдите и исправьте все допущенные ошибки.
Весеннее утро
Как хорошо в весеннее утро! Из – за синий полоски леса показалось солнце. В его лучах кроснеют виршыны гиганских сосен. Над рекой золотистым дымком клубица туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе, и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубой небо и облока. На яркой зелини блестит роса. Ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой мокушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.


Общее количество набранных баллов__________________________
Время, отведённое на работу 75 минут








































Городской
интеллектуальный марафон “БАЛАУСА» - 2013
Русский язык 3 класс
Максимальное количество баллов – 97 баллов

№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Кол-во баллов
4
2
2
11
6
12
10
10
4
6
10
20


Замени выделенные слова близкими по смыслу.
Седые горы - белоснежные
Бархатный голос - приятный
Тяжёлый взгляд - мрачный
Лёгкий характер - весёлый
2. Путешествие по «реке времени». Как мы сейчас произносим слова: Врата – ворота ____ Млеко- ____молоко ____          
Уста – ____губы_______ Зеница – ___глаза______
3. Разгадай метаграмму. Запиши два слова.
С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне. 3б
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. карта – парта
4. слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые слова. Запиши их.
сено овод ____сеновал_________________
балк метр ____балкон__________________
стол ежи ____столяр__________________
зал глас ____залежи__________________
по ода ____полёт___________________
яр вал ____ярмарка________________
воз очки ____возглас_________________
кило лёт ____километр_______________
гриб марка ____грибочки_______________
хор он ____хоровод________________
бор яр ____борода_________________
Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - КОЛОБОК КВОЛ И ЗАОК – ВОЛК И КОЗА
КОРОМОЗ - МОРОЗКО КАШУЗОЛ – ЗОЛУШКА
МОРЕКЕТ – ТЕРЕМОК ТОК И СИЛА – КОТ И ЛИСА
Укажи в предложениях подлежащее:
Часто1 в городах2 во время пожаров3 дети4 остаются5 в домах6.
От испуга1 они2 прячутся3 и молчат4.
В Лондоне1 малышей2 из огня3 вытаскивают4 пожарные5 собаки6.
Одна1 такая2 собака3 спасла4 двенадцать5 детей6.
Пожарные1 звали2 её3 Боб4.
Однажды1 загорелся2 дом3.
К пожарным1 выбежала2 женщина3.
Она1 плакала2.
В доме1 осталась2 её3 маленькая4 дочь5.
Пожарные1 послали2 Боба3.
Он1 мгновенно2 скрылся3 в доме4.
Вскоре1 собака2 вынесла3 из огня4 девочку5.
(По Л.Н.Толстому)
1- 4, 2- 2, 3- 6, 4 - 3, 5- 1 , 6 - 3, 7- 3, 8- 1, 9- 5, 10- 1, 11- 1, 12- 2.
Разгадай изографы. Сделай к отгадкам транскрипцию

курица огурец __вертолёт ____утюг ____ жеребёнок
[кур
·ица] [агур
·эц] [в
·иртал
·от] [ут
·ук] [жыр
·иб
·онак]

Выбери и подчеркни слова, в образовании которых использованы приставки.
Ответ, подставка, столовая, промыть, въезд, надкусить, начальник, забег, заяц, покрытие, дополнение, напольный, домашний, орать, отменить, надо, спрыгнуть, посуда, опередить, вид, профессия.
В этих строчках спрятаны слова. Найди и запиши их. СПРЯПОЗДНОКРКАПУСТНЫЙШРАДОСТНЫЙКРУНЕНАСТНЫЙО
поздно, капустный, радостный, ненастный
Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.
носик – переносить гусь – гусеница
пахнуть – запах сладкий – вкусный
молоко – молочник писк – пищать
Прочитай существительные, рядом запиши их во множественном числе:
Курица - куры, чудо - чудеса, небо - небеса, ребёнок - дети, человек – люди.
Найдите и исправьте все допущенные ошибки.
Весеннее утро
Как хорошо в весеннее утро! Из – за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе, и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубое небо и облака. На яркой зелени блестит роса. Ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой макушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.


Общее количество набранных баллов__________________________
Время, отведённое на работу 75 минут















































Городской
интеллектуальный марафон “БАЛАУСА» - 2013
Русский язык 4 класс
Шифр ________________________________
1. Отгадай задуманные слова. Что это?
Их заговаривают, скалят, кладут на полку.______________
Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются._________
Его задирают, с ним остаются, за него водят. ______________
2. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
Каллиграфия-________________________________________
Орфография-________________________________________
Эгоизм-_____________________________________________
3. Замени выражения одним глаголом.
Делать чёрным -_________ Становиться чёрным-____________
Сделать слабым-__________ Сделаться слабым- _____________
4. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.
Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд.
Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.
5. Разгадай шараду. Напиши 2 слова.
С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока,________________________________________
С буквой И учительница часто говорит в конце урока.________________________________________
6. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома: И оставила распутывать весне
Белой пряжей их запутала зима. Эту пряжу на березе и сосне.
7. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт - ______________________________________________
Дегустация - ___________________________________________
Лозунг - _______________________________________________
Финал - ________________________________________________
8.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
9. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос - __________
Резиновая соска для младенца - __________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос - ______________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам - _________________
Непосещение школы без уважительной причины - ____________
Устройство для замораживания продуктов - ________________
Подземный транспорт - _________________________________
Детская игрушка волчок - _______________________________
Сумка туриста - _______________________________________
Сахар в кусочках - _____________________________________
10. Вот список существительных: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа.
11. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - ________________ хозяева - _______________________
туфли - _______________ санатории - _____________________
носки - ________________ помидоры - _____________________
килограммы - ___________ каникулы - ____________________
ботинки - ______________ домишки - _____________________
12. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. ________________________________________
Шайбы по весне считают ____________________________________
Когда в соседях согласья нет __________________________________
13. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу. Напиши словосочетания.
табун охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
волков
уток
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.
Баян _____________ Дома ________________
Дорога _______________ Кулак _______________
Камыш _______________ Насос _______________
Право ________________ Палки _______________
Составь и запиши рассказ, посвящённый Дню рождения города Балхаш «Любимый город».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее количество набранных баллов__________________________
Время, отведённое на работу 75 минут






































Городской
интеллектуальный марафон “БАЛАУСА» - 2013
Русский язык 4 класс
Максимальное количество баллов – 87 баллов

№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Кол-во баллов
3
3
4
3
2
1
4
5
10
4
10
3
7
8
20

Ключ ответов
1. Отгадай задуманные слова. Что это?
Их заговаривают, скалят, кладут на полку. зубы
Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются. ноги
Его задирают, с ним остаются, за него водят. нос
2. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
Каллиграфия - Чистописание
Орфография - Правописание
Эгоизм - Себялюбие
3. Замени выражения одним глаголом.
Делать чёрным - чернить Становиться чёрным - чернеть
Сделать слабым - ослабить Сделаться слабым- ослабеть
4. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
Часть суток (в е ч е р) приём гостей.
Выражение лица (м и н а) взрывной снаряд.
Застёжка (м о л н и я) электрический заряд.
5. Разгадай шараду. Напиши 2 слова.
С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока, спеши
С буквой И учительница часто говорит в конце урока спиши.
6. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома: И оставила распутывать весне
Белой пряжей их запутала зима. Эту пряжу на березе и сосне.
7. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт - ________перерыв_________
Дегустация - ________проба__________
Лозунг - _________призыв___________
Финал - _________конец_____________
8.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (__Аквариум__ )
Ответ: [а] - ___16___ раз; [о] - ___8____ раз.
9. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос – шампунь_
Резиновая соска для младенца - ______пустышка__________
Вьющаяся или завитая прядь волос - ____локон____________
Мера длины, равная десяти сантиметрам - ___дециметр_____
Непосещение школы без уважительной причины - _прогул__
Устройство для замораживания продуктов – _морозильник__
Подземный транспорт - _________метро___________________
Детская игрушка волчок - ________юла____________________
Сумка туриста - _____________рюкзак____________________
Сахар в кусочках - ___________рафинад___________________
10. Вот список существительных: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа.
11. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____чулок______ хозяева - _____хозяев________
туфли - _____туфель____ санатории - ____санаториев__
носки - ______носков____ помидоры - ____помидоров__
килограммы -_килограммов_ каникулы - ___каникул__
ботинки - ___ботиник_ домишки - ____домишек_____
12. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. - Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Шайбы по весне считают. - Цыплят по осени считают.
Когда в соседях согласья нет. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
13. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу. Напиши словосочетания.
табун охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
волков
уток
Табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.
14. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.
Баян (Баня.) Дома (Мода.)
Дорога (Города.) Кулак (Кукла.)
Камыш (Мышка.) Насос (Сосна.)
Право (Повар.) Палки (Капли, лапки, липка, пилка.)
15. Составь и запиши рассказ, посвящённый Дню рождения города Балхаш «Любимый город».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Общее количество набранных баллов_________________________
Время, отведённое на работу 75 минут