Формирование исследовательских умений и навыков на уроках истории в условиях внедрения ФГОС ООО.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»

УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации
на основе Именного образовательного чека по программе
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»

срок обучения: с 10.09.2014 по 01.10.2014 года
тема: «Формирование у учащихся 5-х классов исследовательских умений и навыков на уроках истории в условиях введения ФГОС ООО»

Выполнил:
Усенкова О.Ю., учитель истории и
обществознания МБУ СОШ № 47


Кол-во баллов: ___
Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов: общепрофессиональная компетенция сформирована
Проверил:
С.Е. Анфисова, старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии ТГУ



Тольятти-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .
3

Механизм преобразования образовательного процесса.
Механизм формирования у учащихся 5-х классов исследовательских умений и навыков на уроках истории в условиях введения ФГОС ООО ...



6

Условия, обеспечивающие
достижение новых образовательных результатов

11

Приложение 1. Приёмы формирование исследовательских умений и навыков у учащихся 5-х классов на уроках истории

14

Приложение 2. Диагностика сформированности у учащихся 5-х классов исследовательских умений и навыков

18

Приложение 3. Технологическая карта урока «Путешествие в Древний Рим»














\


Введение
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

Актуальность темы. В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Проблемой научно-исследовательской деятельности занимались многие исследователи. Большая исследовательская работа проведена ведущими учеными по методике организации исследовательской деятельности младших школьников А.И. Савенковым, А.В. Леонтович, Н.Г. Алексеевым и другими исследователями. Исследовательскую деятельность школьников изучали В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, В.А. Далингер, И.Я. Лернер, Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и др.
Данная тема актуальна, потому что желание быть успешным человеком, требует от каждого формирования универсальных умений работы с информацией, коммуникативных компетенций. Традиционная школа учила знаниям, умениям и навыкам. Основной формой учебной работы было выполнение множества типовых заданий, заучивание материала по учебнику и его пересказ или ответы на прямые вопросы по прочитанному тексту.
В мире постоянно увеличивается объем знаний, происходит огромное количество открытий и достижений, быстро устаревают уже имеющиеся сведения, каждому человеку необходимо, но не всегда просто, ориентироваться во всевозрастающем потоке информации – все это заставляет задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Одним из таких источников сейчас становится исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.
Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организовано как во время урока, так и во внеурочное время.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других – самый трудный.
Противоречие. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для учащихся 5-х классов характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Но по требованиям ФГОС ООО каждый учащийся 5 класса в течение учебного года должен подготовить исследовательский проект по одному из предметов.
Профессиональная проблема. Как можно организовать образовательный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся 5-х классов исследовательских умений?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
Обозначить этапы формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории у учащихся 5 классов.
Определить содержание образовательного процесса, для реализации механизма формирования исследовательских умений и навыков у учащихся 5 классов на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО.
Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию исследовательских умений и навыков у учащихся 5 классов на уроках истории.
Определить результаты, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.









МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм формирования у учащихся 5-х классов исследовательских умений и навыков на уроках истории в условиях введения ФГОС ООО

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель – сформировать у учащихся 5 классов умения и навыки исследовательской деятельности на уроках истории.
Задачи:
1. Формировать у учащихся умение аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Способствовать овладению учащимися исследовательскими умениями формулировать проблему и гипотезу исследования.
3. Способствовать овладению учащимися приемами и способами представления основных результатов своей исследовательской работы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
1.Определить умения и навыки необходимые учащимся 5 классов для исследовательской деятельности на уроках истории.
2. Отобрать приёмы, методы и средства для формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории в 5 классе.
3.Разработать варианты заданий формирующих исследовательские умения и навыки на различных этапах урока истории в 5 классе.
4.Разработать критерии уровней сформированности исследовательских умений и навыков после выполнения учащимися исследовательского проекта.





Исследовательские умения и навыки
Этап урока
Методы, приёмы, средства
Формы работы
Виды заданий

Умения и навыки работы с информацией ( хронология, сравнивать, обобщать, анализировать)
Осмысление
- составление хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц;
-маркировка текста ИНСЕРТ

индивидуальная
1.Составить таблицу по событиям греко-персидских войн.
дата
события
итоги

2.Сравнить образ жизни двух типов первобытных людей- австралопитека и неандертальца.
Время проживания
Орудия труда
занятия
Коллективы людей

3. Заполнить таблицу и доказать, что в Египте возникла цивилизация.
Признаки цивилизации
Чем можно доказать

4.
«V» уже известно
«-» не известно
«+» новое знание
«?» неясное знание



Умения и навыки работать с текстом(выделять логические части и определять главное)
Создание проблемной ситуации
- составление плана текста
индивидуальная
Составить план п.2. используя памятку.
1. Внимательно прочитай изучаемый материал.
2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.
3. Озаглавь каждую часть (пункты плана).


Умения и навыки классифицировать материал
Актуализация знаний
-составление схем
групповая
Составить схему используя, предложенные понятия.
Рукопись, монета, украшение, вещественные источники, наскальная живопись, оружие, свиток, черепок, письменный источник, исторические источники, археология.
Археология
Исторический источник
вещественный письменный
монета, украшения наскальная живопись,
оружие, черепок рукопись, свиток

Умения и навыки работы с понятиями
Актуализация знаний
«Ключевые термины»
Индивидуальная
1. Археология
1. ...

2. ...
2. Вера в богов и духов

3. Племя
3. ...

4. ...
4. Самые страшные и опытные из родичей, руководящие делами рода

5. Первобытнообщинный строй
5. ...

6. ...
6. Все произведенное и добытое трудом человека

7. Родовая община
7. ...

8. ...
8. Изготовление различных изделий

9. Производительность труда
9. ...

10. ...
10. Разбогатевшие вожди и старейшины



Умения и навыки выдвигать гипотезу, видеть проблему и ставить цель исследования

Целеполагание
-«Дерево предсказаний»
- работа с картой
коллективная
К теме «Походы Александра Македонского» учитель задаёт вопрос показывая территорию завоеваний полководца: «Что позволило А. Македонскому завоевать полмира?
Учащиеся выдвигают предположения которые оформляются виде дерева. На вершину дерева выносится проблема.




армия
смелость



жажда власти


путешествия





Умения и навыки работы по алгоритму
осмысление
-характеристика событий исторического деятеля
парная
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля: 
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их? 2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания. 5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему



Умения и навыки представления результатов исследования
осмысление
- «Кубик»
-«Пятиминутное эссе»

групповая
Из бумаги сделан кубик, на каждой стороне пишется одно из следующих заданий по теме:»Жизнь в Древнем Египте»
-          опиши население Египта
-          сравни положение разных категорий населения
-          проанализируй отношения неравенства
-          примени к сегодняшнему времени
-          приведи «за» и «против» строя в Египте
Учащиеся делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.











ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Методы: исследовательский метод.
Приёмы: «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепи», «Дерево предсказаний», «Верите ли вы, что», «Толстые» и «тонкие» вопросы, «Корзина», Система маркировки текста ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T.), «Кубик», «Бортовой журнал», « Концептуальная таблица», « Совместный поиск», «Пятиминутное эссе».
Методы: анкетирование, тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуально- дифференцированная.
Формы работы вне урока: консультации с педагогами, психологом.
Средства:
- стенды, экспозиции, объемные наглядные пособия в кабинете истории, демонстрация примера исторических личностей;
- исторические источники (примеры заданий: делать анализ текста; сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями; устанавливать логическую связь между фактами, обобщать материал и самостоятельно делать выводы, поиск ошибок в тексте);
- структурно-логические схемы;
- алгоритм составления плана;
- памятки характеристики событий, исторических деятелей, государства;
- хронологические, сравнительные и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы и графики;
- тематические опорные конспекты уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.
Технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
В результате формирования у обучающихся исследовательских умений и навыков на уроках истории происходит
усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
Механизм оценки прогнозируемого результата: разработаны критерии уровней сформированности исследовательских умений и навыков после выполнения учащимися исследовательского проекта.
Результаты сформированности исследовательских умений и навыков
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). 
Умения и знания исследовательского характера (уметь наблюдать, проводить эксперимент, выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации)
Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций



















УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Кадровые условия
Учителя истории и обществознания

Научно-методические условия
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Стрелова О.Ю. Структурно-методическая концепция учебно-методического комплекса издательства «Русское слово» по истории для 5-11 классов: учебно-методическое издание / О.Ю.Стрелова. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М. : Просвещение, 2012.

3. Материально-технические ресурсы
наглядные пособия, компьютер, проектор, интерактивная доска, кабинет

4. Нормативно-правовые ресурсы
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

5. Информационные ресурсы
Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Преподавание истории в школе. – 2005 - № 3.
Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - № 2.
Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Организационные ресурсы
Введение в технологические карты уроков истории элементов исследовательской деятельности на уроке.
определение учащимися темы учебно-исследовательских проектов,
проведение консультаций с детьми по работе над проектом,
проведение систематического мониторинга формирования исследовательских навыков у учащихся















Приложение 1
Приёмы формирования исследовательских умений и навыков у учащихся 5-х классов на уроках истории
Название приёма
Описание приёма

«Ключевые термины»
Учитель может выбрать из текста четыре-пять ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы (историко-хронологическом или естественнонаучном), которую им сейчас предстоит изучить. Когда учащиеся приходят к единому выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.


«Перепутанные логические цепи»

Этот прием обычно применяется на группе. Учитель выписывает пять-шесть отдельных событий либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи, причем помещает каждое на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются на край доски (или кого-то из учащихся просят их подержать). Группе предлагается восстановить правильный порядок. Учащихся по очереди приглашают выйти и поставить одно событие на верное место в цепи. Когда все приходят к более или менее единому мнению, учитель просит их обратить пристальное внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить: верны их предположения или нет.


«Дерево предсказаний»
Прием целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, текущих общественных процессов. Какая тенденция будет усиливаться в развитии нашего общества: укрепление рыночных отношений или усиление государственного регулирования экономикой, становление гражданского общества или усиление государственного контроля над обществом, продолжение модернизации общества или его консервация?
Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в злободневные проблемы общественного развития, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.


«Верите ли вы, что»
Учитель  просит учащихся (они размещены по 6 человек в группе) ответить на вопросы и обосновать свое мнение.


«Толстые» и «тонкие»
вопросы
«Толстые» и «тонкие» вопросы это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа. Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Выглядит она так:
? (Толстые)
? (Тонкие)

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?        
Почему Вы думаете...?        
Почему Вы считаете...?
В чем различие...?        
Предположите, что будет, если...?
Что, если...?
Кто?
Что?
Когда?
Может...?
Будет...?
Могли...?
Как звать?
Было ли?
Согласны ли Вы?
Верно ли?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: В каком году произошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Как правило, это проблемные вопросы.


«Корзина»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


Система маркировки текста ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T.)
Прием позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам), является подготовкой к составлению маркировочной таблицы.
Этот прием имеет два этапа, и только первый из них важен для, стадии ОСМЫСЛЕНИЕ. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V      Галочкой (V) помечается то, что им уже известно.
    Знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям.
+       Знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.
?       Вопросительный знак (?) ставится, если они у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.


«Кубик»
Позволяет учащимся реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на занятии целостное  (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной  интерпретации полученной информации
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
-          опиши это
-          сравни это
-          проанализируй это
-          примени это
-          приведи «за» и «против» (поддержи или опровергни это)
Учащиеся делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т. п..


«Бортовой журнал»
Оформляет обобщенный взгляд учащегося на все содержание занятая, тренирует способность формулировать тезисы и вопросы, находить и формулировать проблемы; дает возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого ученика
Перед чтением или слушанием на стадии Вызова учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что к уже знаю по этой теме?
Что мне надо об этом узнать? Почему?
Встретив в тексте интересующие их моменты, учащиеся заносят эти новые сведения в свой «бортовой журнал». Преподаватель может использовать «бортовой журнал» в другой форме. Каждый раз перед началом работы важно оговорить: какую именно информацию учащийся должен заносить в свой «бортовой журнал».


« Концептуальная таблица»
Формирует умение вычленять критерии сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует рефлексивное осмысление текста, является одной из форм составления конспекта статьи (письменная фиксация способствует запоминанию)
Таблица используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Первый этап работы: определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов. Далее: групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы


« Совместный поиск»
Дает возможность организовать групповое обсуждение темы,  позволяет преподавателю актуализировать проблемное поле; наметить пути решения сложных задач.
Преподаватель просит учащихся наметить три вопроса к тексту: один общий и два - частные, ответ на который можно найти в тексте. Эти вопросы презентуются на аудиторию и по поводу них организуется дискуссия. По ходу дискуссии преподаватель отмечает последовательность рассмотрения вопросов (можно обводить их, можно перевешивать и т.п.)







Приложение 2
Диагностика сформированности у учащихся 5-х классов исследовательских умений и навыков

Уровни сформированности исследовательских умений и навыков:
Исходный уровень. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
Креативный уровень можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.



Критерии оценки уровней развития исследовательских умений и навыков учащихся 5 класса
№ блока
 Критерии
 Уровень развития



Исходный
Начальный
Продуктивный
Креативный

1
Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):
- умение видеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что хочу узнать?;
 
 
 
 

2.
Умения работать с информацией (информационные):
Умения работать с текстом;
- умения выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умение выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;
- умение работать с определениями, понятиями, терминами;
- умение устанавливать логику изложения (умение составлять план текста своей исследовательской работы);
- умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированнем вывода.
 
 
 
 

3.
Умения представить результаты своей работы:
- умение использовать различные формы представления результатов;
 
 
 
 












ФИО учителя
Усенкова Ольга Юрьевна
 

Предмет
История Древнего мира
 

Класс
5
 

Номер урока
№ 16 в разделе II «Древний  Восток» (глава 4 «Древний Египет»)
 

Урочная/не-урочная форма
Урок; тип – урок систематизации и обобщения знаний;
 
 

Тема
«Путешествие в Древний Египет»
 

Цель
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. (От
постановки цели, до получения и оценки результата).
 

Задачи
Образовательные:
-применять ранее полученные знания в новой ситуации;
-формировать интерес к предмету и уважительное отношение к культурному наследию прошлого;
-формировать коммуникативные навыки и умение работать в группе, нестандартно мыслить и излагать свою точку зрения.
 
Развивающие:
- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
- формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных
нравственных установок и моральных норм;
-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Социализации:
- приобретение опыта взаимодействия,
совместной деятельности и общения со сверстниками.
 

Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
-выполнять тематические задания.
ПО ПРОГРАММЕ должны:
Знания:
- процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;
-  достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;
-         основных природно-климатических условий;
- о жизни простых людей и фараонов;
- о религии  и искусстве Древнего Египта.
Умения и навыки:
-         показать на карте географическое положение государства Египет.
- отработка таких  навыков и умений как сравнение, систематизация, анализ информации, оценка деятелей, явлений и событий, аргументированность и  доказательность ответа.
Личностные: (личностные УУД)
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего  Египта;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы
проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы
ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
Способность сознательно


организовывать и регулировать свою учебную
деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
 

Источники информации
Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.  (ОС «Школа России»)
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2014.
 Н.И.Шевченко Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации  5 класс  М, «Просвещение», 2012.

Ресурсы (оснащение)
Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс»  М, «Дрофа», 2012:
 Компьютер, проектор, экран
Раздаточный материалы:
- тесты
-карточки с заданиями;
- заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

 
Этап урока
 
Форма орг-ции деят-сти уч-ся
 
 
Деятельность учителя
 
 
Деятельность учеников
Знания, умения, представ-ления
Формируемые УУД
Формируемые основы:
- проектной/ исследоват.
деят-сти;
- работы с текстом;
- ИКТ-компетентности






 
П
 
Р
 
К
 
Л


1.
                                                                                           Орг. момент

 
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Фронталь-ная
 
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
 Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходима?
 Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? (Слайд № 3).
 Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
 Помогает, советует в планировании.
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
 Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
 
 
 
логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
целеполагание;
планирование.
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
 
 
 
 
 
 

3.
Актуализация знаний.


Фронтальная (индивидуальная)
Фронтальная беседа:
Какую тему мы с вами закончили изучать?
Где и когда возникло Египетское государство?
организация задания на повторение
эвристическая беседа
заслушивание сообщения учащихся
«Для того чтобы вспомнить то, что уже изучили, выполним  задания»
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
 
Выполняют  задания.  (Устный рассказ учащихся).
 
Ученик показывает на карте и комментирует
«Древний  Египет  возник в северо-восточной части Африки. На севере он граничит со Средиземным морем, на востоке – с Красным морем. Нил – главная река Египта – впадает в Средиземное море»
 
Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства
Рассказ (сообщения) учащихся о  жителях Египта: от фараона до простого земледельца
 Умение составлять рассказ 
описание и давать характеристику  населению Египта
Самоконтроль
 
 
Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Египта
Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
 



На экране записаны понятия: государство, фараон, налог, культура, искусство, религия.
-  Дайте определения  данным понятиям.
 
 
Поочередно  по памяти воспроизводят определения понятий, проверяя правильность ответа друг у друга.
Работа с понятиями
 





4.
Обобщение и систематизация знаний


Индивиду-альная;
Парная
На экране текст, где пропущены некоторые слова. Ваша задача заполнить пропуски и проверить работы  друг у друга.
Учащиеся  выполняют задания на  отдельных листах.
Анализ выполненных работ
целепологание
Умение работать в паре со сверстни-ком
Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности
 
Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
Работа  с текстами: находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников


 
 
 
 
 
 
 

 

Динамическая пауза

5.
Применение знаний и умений в новой ситуации


Фронталь-ная
Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы
 
 
Учащиеся отвечают на заданные вопросы
Работа с хроноло-гией.
 
Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние
Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.
Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.
 
Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Взаимопомощь
 
Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале
 
 
 
 
 


Парная
Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы
Учащиеся ищут ответы на вопросы







6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Парная
Ученики получают задания о военных походах фараонов.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
 Консультирует, советует, помогает
 Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Один ученик работает у доски, остальные за партами делают задание.
Затем проговаривают и показывают на карте
Говорят, кто, в каком сражении одержал победу и захватил территории.
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Работа с хроноло-гией и картой
Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
 
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
самоопределение.
Взаимопомощь
 

 
7.
 


Рефлексия (подведение итогов занятия)


Фронталь-ная
 
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
 Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания?
 Какие затруднения у вас возникли? Ваши пожелания  к следующему уроку?
Дайте анализ своей  деятельности на уроке.
 Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
 
 Отвечают, выражают своё отношение к данному уроку.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Объяснение
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Осуществляемые действия:
-оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Рефлексия деятельнос-ти
Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
 
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
осознавать успешность своей деятельности.
 

 
 
Кто подчеркнул:
- «Выполнил все задания»
- «Соблюдал правила поведения»
- «Кому что-то непонятно»
Кто поставил себе за работу на уроке
Кто поставил себе за поведение на уроке
Заполняют все строки листа самооценки
 
 
Самоконт-роль, самооценка
 
Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности
Смыслообразование
 

 
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 
 


Фронтальная
Анализируют всю работу на уроке
Отвечают, что удалось на уроке, над чем еще работать, делают выводы по теме.
 
 
 
 
 
 





















?