Доклад к презентации Формирование исследовательских умений и навыков


слайд
Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Слайд 2. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: – видеть проблему; – задавать вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определения понятиям; – классифицировать; – наблюдать;– делать выводы и умозаключения; – структурировать материал;– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.В своей работе я использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки.
Итак, учимся классифицировать.
СЛАЙД Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Классификация устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать её обозримой и придать нашему мышлению строгость и точность.
Например: Упражнение «Кто лишний?»
Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
СЛАЙД Упражнение «Найди пару»
Это самые простые упражнения, но есть и более сложные, приведу пример одного из них. СЛАЙД
Берём слова: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Какие варианты их классификации вы можете предложить:
Категориальное объединение:
яблоко, банан, апельсин – фрукты;
клён, дуб, сосна – деревья;
слон, мышь, собака – животные;
самолёт, яхта, автомобиль – транспорт.
Пространственное объединение:
яблоко, клён, слон, дуб, мышь, банан, сосна – живут в дикой природе;самолёт, яхта, собака, автомобиль – имеют специальные помещения.
Аналитическое объединение:
яблоко, клён, банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль – могут быть жёлто-зелёными;слон, мышь, собака – имеют четыре ноги;
яблоко, апельсин – могут иметь округлые формы.
СЛАЙД Описание. Этот приём предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект – значит ответить на вопросы: что это такое, чем это отличается от других объектов, чем это похоже на другие объекты?
Упражнение «Узнай по описанию»
Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.
Даже обычные на первый взгляд загадки, развивают умения давать определения понятиям.
Интересным упражнением, развивающим способности делать описания, может стать задание понаблюдать за каким-то объектом, а затем описать его. После этого сравнить собственное описание с описанием учёных – специалистов. Насколько оно сделано точно? Выполняя эту работу, необходимо объяснить детям некоторые простые правила. Любое описание должно быть полным, точным, кратким.
СЛАЙД
Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: почему светит солнце? Почему играют котята? Почему попугаи могут разговаривать? Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умения наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например – осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки, внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить и о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хороший развивающий эффект имеет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.
Или задание - наблюдение очевидного.
Ребёнку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту. Причём важно подчеркнуть, что говорить надо не о том, что может казаться. Например, в качестве объекта у нас выступает знакомый человек.
И вот переходим к проблеме….
СЛАЙД Проблема- это затруднение, неопределенность. Чтобы её устранить, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, посмотрите на данную запись…
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий
учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными, зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.
Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
СЛАЙД (2+5)*3=21
2+5*3=17
Или упражнение «Посмотрите на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Выполним несложное упражнение. Читаю неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
СЛАЙД Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – решение проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Поэтому одним из главных базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.
Гипотеза — это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение.
Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае?
Используйте слова на слайде:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что если...
«Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»;
«допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»;
«а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу»,
«вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».
«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».
Можно использовать следующее упражнение
Задание: При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
Ветка дерева;
Телефон;
Кукла;
Фрукты;
Гоночный автомобиль;
Книга;
Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:
Дети стали больше играть во дворах;
Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
СЛАЙД Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза- это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на её недостаточность. Например :Пожарный вертолёт весь день кружил над лесоДрузья поссорились.
СЛАЙД 7 Упражнение «Что скрывает черный ящик»
Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Или Упражнение «Кто о чем»
Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан. В рамках нашего времени невозможно рассказать о всех упражнениях, но так как впереди у вас серьезная работа по созданию проектов, предлагаю потренироваться и поднять чуточку настроение…

Слайд вашему вниманию я представляю упражнение на развитие внимания,
Аналогия - в переводе с греческого- сходство. Итак…