Статья Формирование у учащихся начальной школы нравственного опыта через их практическую деятельность


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Начальная общеобразовательная школа № 22» г. Элиста
Формирование у учащихся начальной школы нравственного опыта через их практическую деятельность
Учитель начальных классов
МКОУ « НОШ № 22»
Сарагаева В.Ш.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Культура и нравственность как часть культуры требуют постоянного внимания со стороны общества, поскольку любое отвлечение приводит к замене базовых ценностей, требующих от личности достаточных усилий для их соблюдения, представлениями более простыми, не связанными с внутренним духовным ростом.
Развитие духовно-нравственного развития, воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:
·  формирование у обучающихся качеств гуманиста, гражданина, патриота;
·  формирование качеств интеллигентности;
·  формирование и развитие личностных качеств.
Необходимость работы с детьми по формированию нравственности признается практически всеми. Однако встает вопрос о том, как добиться этого и кто должен это делать.
Именно образование и только оно «в состоянии переломить нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества, в возрождении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека», - пишет Гершунский Б.С. в своей статье « Философия образования для XXI века».
Но надо отметить, что первой инстанцией, вводящей ребенка в обсуждение проблем добра и зла, является семья. Именно здесь ребенок узнает о том, что такое любовь и дружба, почему важны взаимоподдержка и взаимовыручка; здесь он принимает помощь других и учится предлагать ее сам. Через личный опыт и знакомство с многообразным опытом семей своих ровесников ребенок расширит свои представления о семье, приблизится к пониманию ценности нравственных отношений внутри семьи, которые зависят от людей ее составляющих.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Существенные изменения в когнитивных функциях, происходящие в младшем школьном возрасте, меняют как систему познавательных процессов ребенка, так и структуру личности. В этом возрасте ребенок делает существенный шаг в моральном развитии за счет обогащения структуры личности системной самооценкой, рефлексией и производительностью всех психических процессов, за исключением мышления, совершенствование которого продолжается в отрочестве. Развитие социальных эмоций у ребенка, в свою очередь ведет к формированию таких качеств личности, как ответственность, общительность, социальная активность. Моральное развитие представляет собой появление нового личностного уровня взаимодействия с окружением и нового уровня самосознания, где все процессы преломляются через категорию нравственности и приобретают новые смыслы. Нравственное становление личности ведет к изменению осознания человеком себя в мире и мира в себе.
Культурой и обществом для школьника задается референтность социальной группы взрослых как ориентация на эталоны, ценности, нормы, которые постепенно приобретают личностную значимость. Встречная линия развития идет со стороны группы сверстников, где личностно значима сама ситуация общения, создающая условия для присвоения норм и правил межличностного взаимодействия как модели саморегуляции на основе социальных и моральных норм. Задача развития морального сознания младшего школьника – соотнесение этических положений с конкретной ситуацией и осуществление выбора с учетом моральных критериев. В реальности школьник должен научиться дифференцировать категории «добро» и «зло» и сопоставлять.
Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Чтобы формировать нравственное сознание младших школьников, педагоги помогают учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Данные виды  деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитанияличности.
 Задача педагогов - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. 
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям. На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.
    Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Очень важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других.   
Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности обучающихся.
Что такое моральный выбор?
В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?
Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.
Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”).
Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок. Выбрать 10 раз в день правильное моральное решение – значит 10 раз продвинуться в нравственном развитии.
Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии обучающихся, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направлены на познание широких этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т.д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.
Проблемы могут быть связаны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.
В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия между общественной моралью и индивидуальной нравственностью личности, между требованиями общественной морали к поведению и поступкам личности и личными целями и интересами, потребностями, чувствами, нравственными решениями.
Педагог, создавая морально-этические ситуации, должен подводить обучающихся к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. Обучающиеся, в свою очередь, должны:
а) объяснить моральную ситуацию;
б) дать критическую оценку поведения других людей;
в) осуществить выбор своего поведения;
г) дать критическую оценку своего решения, принятого в ситуации морального выбора.
Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций на материале жизненных ситуаций и ситуаций из художественных произведений, заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем, осуществление выбора значительно способствуют выбору обучающимися правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни.
Таким образом, данные морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития.
Откуда черпать нравственные ситуации?
Из жизни, из художественной литературы. На уроке обучающиеся учатся способности различения добра и зла, рассудительности. Формируются такие нравственно-духовные качества, как справедливость, чуткость, великодушие.
Способствуем формированию у обучающихся таких нравственно-духовных качеств, ответственность за свои поступки, благородство, гуманность, верность данному слову. Очень интересны и полезны задания на домысливание, где нужно представить себе переживания героя в определённой сцене, предположить, как герой поступил бы в той или иной ситуации. Обучающиеся как бы входят в мир героев, живут их мыслями и чувствами, радуются или грустят вместе с ними, перевоплощаются в конкретных персонажей, постигают скрытые пружины их поступков. Цель таких творческих работ, безусловно, не создание произведения искусства, а духовное развитие обучающихся.
       Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
        Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.
Спецификой организации внеурочной воспитательной деятельности является не только и не столько досугом (как прежде), а продолжением воспитания, начатого на уроке, участие в социально ценных мероприятиях, акциях. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Т.е. полученные знания должны реализовывать на практике.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского
Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
Любовь к труду;
Открытость сердца радостям и горестям других людей.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: чтобы сформировать духовно-нравственную личность, во всей полноте понимания, способную руководствоваться знаниями в выборе поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать такие методы и приёмы обучения, которые позволяют обучающимся достигать новых результатов в личностном развитии.
Литература.
Авдулова Т.П. Лонгитюдное исследование морального сознания младших школьников.// Психология обучения, № 1, 2015 , с. 40-
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века». / В поисках практико – ориентированных образовательных концепций. М., 1998
Поташник М.М., Левит М.В. Федеральный стандарт: между традицией и новым./Управление современной школой, № 2, 2015, с. 14-15
Каптан Т.Н. Педагогические средства формирования духовных потребностей школьников/Этическое воспитание, № 1, 2005
Пидкасистый П.И., Иванов В.Д. Духовность в системе смысложизненных координат./ Педагогика, № 7, 2012