Разработка урока Путешествие с любимыми героями


Урок-путешествие для учащихся начальной школы
«Путешествие с любимыми героями».
Цель – формирование способности нравственно-эстетического переживания.
Задачи: научить детей чувствовать поэтичность. Музыкальность и живописность художественных образов на примере басен И. Крылова.
Материал - Басни Крылова: «Осёл и соловей», «Скворец», «Квартет»; Сен-Санс «Королевский вальс львов» из цикла «Карнавал животных»; записи голосов птиц; Григ «Птичка»; Дакен «Кукушка»; р. н. песня «Ты, кукушка, лесная».Оборудование – слайды, ф-но.Методы - беседа, игровая импровизация. Диалог, наблюдения, сравнения.
Содержание:
Звучат фрагменты из «Карнавала животных» Сен-Санса.
Задание –
1.Сравнить различные музыкальные воплощения голосов птиц; по характеру музыки определить персонажи и нарисовать их словесные портреты. Выделить ударные слоги, написав на доске слова ( долгие и короткие звуки).
Учитель: Кто может назвать имена композиторов, писателей. Художников, обращавшихся в своём творчестве к миру животных и птиц?
2.Кто знает памятник И. Крылову в Летнем саду?
3.Показ слайда.
Обратить внимание ребят на то, что вокруг сидящего поэта, искусно изображены герои его басен. Автор памятника – Клодт.
Подвести учащихся к тому, что И. Крылов был не только баснописцем, но и сочинял стихи, комедии. Он писал кратко, ясно и доходчиво, поэтому его произведения легко запоминаются. Мы их явно видим, слушая эту музыку. В своих баснях он показал. Что главным в жизни является упорный труд. Скромность. Честность, доброта; что ум и доброта всегда возьмут верх над невежеством и трусостью. Имя Крылова стоит среди любимых народных поэтов. Многие его творения вдохновляли живописцев на создание впечатляющих художественных иллюстраций.
Репродукция «Осёл и соловей».
Задание – узнать персонажи, назвать их. Предложить нарисовать словесные портреты осла и соловья. Высказать личное отношение к зверушкам.
Звучит «Соловей» Респичи.
Обсуждаем произведение. Движение мелодии ( плавное. Скачками, закруглённое).Чтение басни. Вопросы учителя:
-Почему главным героем выбран скворец?
-Как поёт весной скворец?
-Какими человеческими чертами наделён скворец в басне?-Как удалось автору посмеяться над незадачливым скворцом7
-Твоё отношение к нему как к герою?
-Хотел бы ты иметь другом такого скворца?
Басня Крылова «Квартет».
Дать понятие квартета – это ансамбль из 4-х музыкантов – исполнителей. Назвать этих музыкантов. Дети должны выбрать себе героя и подумать . чем он привлекателен.
Рассказать о своём герое. Исходя из следующих вопросов:
-Чем понравился герой?
-Почему не сложилась музыка у зверушек?
-Почему баснописец выбрал именно этих зверушек?
-Какая главная мысль автора?
Обсудить вопрос о том, какое настроение может вызвать у нас музыка, исполненная горе - музыкантами. В данном случае будет хаос, бессмыслица, набор звуков.
Вывод: Басни Крылова олицетворяют дела и поступки людей. Их черты характера.
Разучивание русской народной песни «Ты, кукушечка, лесная».
Д/З: Проиллюстрировать услышанные басни.