Конспект-занятие по ФЭМП на тему: Число и цифра 10


Конспект образовательной деятельности
по теме: «Число и цифра 10»
Тема НОД: «Число и цифра 10».
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Создать условия для формирования представлений о составе числа 10.
Задачи: Продолжать формировать представление о понятиях: «Сутки» и «Часть суток». Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении. Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу. Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым и музыкальным сопровождением, работа с раздаточным материалом, работа с магнитной доской.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, треугольники и квадраты ( по 10 шт. ), картинки с изображением разных частей суток (разрезанные на части), на отдельных листах крупное изображение цифр 1,2,3 и 0, карточки со значком признаков «цвет» и «форма».
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Детей встречает Незнайка. Под музыку дети выстраиваются в круг.
-Здравствуйте, ребята. Ой, кто-то стучится, интересно, кто пришел к нам в гости?
-Здравствуй, Незнайка.  Сегодня мы с ребятами познакомимся с цифрой и числом 10. Но сначала мы посчитаем и поиграем. Тебя, Незнайка мы тоже приглашаем. Ребята, кто посчитает от 1 до 9 ?-Умница. А кто мне скажет, каким счетом мы сейчас считали ?-Ребята, а вы хотите поиграть ?Игровое упражнение «Считай дальше».
-Я вместе с Незнайкой буду бросать вам мяч, а тот кто поймает мяч, должен назвать цифру следующую за той, которую я назвала.
-Незнайка, усаживайся поудобнее, а мы с ребятами еще поиграем. -Незнайка.
Вызванный ребенок считает.
-Мы считали порядковым счетом.
-Да.
Дети играют в игру.
II. Основная часть
Игровое упражнение «Отсчитай фигуры».
Воспитатель предлагает детям в верхнем ряду магнитной доски отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треуг–в. Вместе с детьми он уста- навливает, что квадратов и тр–в поровну – по 9.
-Незнайка предлагает добавить еще 1 тр-к.
- Сколько теперь треугольников?
-А как мы получили 10 тр-в ?-А поровну ли теперь тр-в и кв-в ?-Чего больше, кв-в или тр-в ?-На ск-ко больше тр-в чем кв-в ?-А что нужно сделать, чтобы кв-в и тр-в стало поровну ?Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления 1 кв-та.
-Итак, поровну ли теперь тр-в и кв-в ?-А по скольку их ?-Как мы получили число 10 ?-Ребята, садитесь на коврик, дадим отдохнуть нашим ногам, но не головам.
-Ребята, скажите, а по каким признакам различаются у нас квадраты и треугольники ?-Правильно, молодцы, ребята. (воспитатель показывает карточки со значками признаков)
-А теперь послушайте, какое стихотворение я вам сейчас расскажу:
Цифра вроде буквы «О»-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - ….. . (десять)
-Правильно, ребята. ( Воспитатель прикрепляет в верхней части магн. доски крупное изображение цифры 10.)
Физкультминутка: «Смотри в оба».
Воспитатель называет числа: 2, 3,2.
-(обращаясь к Незнайке) Ну что, Незнайка, теперь, я думаю ты сам без труда сможешь составить число 10 из любых предметов. Тренируйся дома и все у тебя получится. Ребята, кажется Незнайка что-то хочет нам сказать. (воспитатель подносит Незнайку к уху) Ребята, Незнайка расстроен, что ему не удастся сегодня потренироваться, он думает, что сейчас уже вечер и скоро нужно ложиться спать. Это что же получается, сейчас действительно вечер ?-А вечер когда наступит?
-А когда мы спим, как это называется ?-Ребята, что-то мы с Незнайкой совсем запутались. Давайте по порядку. Когда вы просыпаетесь, как это время называется ?-А гуляем на улице и занимаемся мы в какое время ?-А когда за окном начинает темнеть ?-А что за время наступает когда на небе светят звезды, а вы сладко спите в своих кроватках ?-Итак, ребята, давайте вместе с Незнайкой еще раз повторим что за чем идет. Сначала идет утро, затем – день, потом наступает вечер, а затем – ночь. Все эти промежутки времени вместе называются «сутки», а утро, день, вечер и ночь – это «части суток». Запомнил, Незнайка ?-Ребята, а ск-ко частей суток мы назвали ?-Ребята, вы  хорошо знаете части суток, поэтому мы с Незнайкой приготовили вам очень трудное задание. Рассаживайтесь за столы. Ребята, вам нужно из отдельных кусочков собрать картинку, где изображена одна из частей суток и назвать ее.
-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижний ряд 1 тр-к и считает тр-ки.
-10.
-К 9 тр-м добавили еще 1.
-Нет.
-Треугольников.
-На 1.
-Добавит еще 1 кв-т или убрать1 тр-к.
Дети добавляют 1 квадрат.
-Да.
-По 10.
-К 9 прибавили 1.
Дети садятся на коврик
-По признакам «цвет» и «форма».
 -Десять.
Дети под музыку двигаются по группе Когда музыка останавливается, дети разбиваются по группам в количестве указанном воспитателем. Музыка возобновляется и все повторяется.
-Нет, сейчас утро.
-После того как день закончится.
-Это время называется ночь.
-Просыпаемся мы утром.
-Днем.
-Вечером.
-Ночь.
Дети повторяют за воспитателем.
-Мы назвали 4 части суток.
Дети выполняют задание. Вместе с воспитателем обсуждают получившиеся картинки.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
-Ребята, вы сегодня молодцы! Мы вместе многому научили Незнайку. Скажите, а что особенно понравилось вам?
-До свидания, Незнайка, приходи к нам еще. Ребята, я предлагаю пойти в группу и поиграть в игру, которая вам понравилась.  Дети отвечают.
  .