Конспект занятия по валеологии в старшей группе


Конспект занятия по формированию валеологической культуры
« Береги свое здоровье» в старшей группе № 3

Воспитатель:
Серховец Св. Ник.
«Путешествие к здоровому образу жизни»
Цель: Учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие: Обобщить и расширить знания детей о факторах, влияющих наздоровье человека;
уточнить знания детей о продуктах питания и о их значении для
человека;
познакомить с техникой правильного носового дыхания.
Развивающие: Развивать физические качества: быстроту, выносливость, глазомер, координацию движений.
Воспитывающие: Воспитывать такие качества, как взаимопомощь и умение работать в коллективе.
Материал: карта Страны Здоровья; предметы гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щетка, расческа) , карточки с изображением продуктов питания, дидактическая игра «Что лишнее», дидактическая игра « Полезно- вредно», дидактическая игра «Можно- нельзя», дидактическая игра « Пазлы -отдых», игрушка Микроб, аудиозапись звуки моря, аудиозапись: «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково».
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово здравствуй. Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья.
- Ребята, сейчас вы, как воспитанные люди, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: «Здравствуйте».
- Ребята, а как вы думаете что значит «быть здоровым».
Дети: быть здоровым это значит когда ничего не болит; быть здоровым это значит что у человека сильные руки; быть здоровым это значит что у человека быстрые ноги; быть здоровым это значит у человека крепкие зубы; красивые волосы….
Воспитатель: Ребята а какое настроение у здоровых людей?
Дети: у здорового человека веселое настроение; у здорового человека радостное настроение.
Воспитатель: - Предлагаю вам сегодня отправиться в волшебную страну – Страну Здоровья. Хотите узнать, что там волшебного?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте подойдем к карте и посмотрим что там нарисовано. (дети подходят к карте Страны Здоровья). Карта приклеена на стену.
Ребята посмотрите как и во всех странах, в Стране Здоровья есть города. Мы с вами погостим во всех. Посмотрите, какая дорога соединяет города Страны Здоровья?
Дети: Железная дорога соединяет Страны Здоровья.
Воспитатель: Значит, мы с вами поедем на поезде. Занимаем места в поезде. (дети становятся друг за другом, изображая паровозик). Чтобы поезд тронулся, нужно сказать волшебные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у первого города.

2. Остановка — Город «Чистюлькино».
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что любят жители Чистюлькино?
Дети: Жители любят чистоту, жители любят порядок, жители города любят мыться, любят чистить зубы.
Воспитатель: А зачем нужно соблюдать чистоту?
Ответы Детей: Чистоту надо соблюдать чтобы не было грязи.
Воспитатель: А чем опасна грязь?
Ответы Детей: в грязи живут микробы.
Воспитатель: Кто такие «микробы»?
Ответы детей:………………
Появляется микроб:
Я хитрый ха-ха-ха
Быть здоровым – чепуха!
Суйте грязный палец в ротик
Как живете, как животик?
Ну а голова болит?
Меня это веселит.
До чего же я пригож
Я микробушка хорош!
Воспитатель: Плохой ужасный
Микроб: Да я самый прекрасный!
Воспитатель: Заразный
Микроб: Меня обижают бедный я бедный!
Воспитатель: ты микроб страшно вредный
Микроб: Ну теперь я от вас не отстану!
Воспитатель:
- Ты микроб не отставай в игру с нами поиграй.
Дидактическая игра «Можно- нельзя»( с картинками)
- Давайте поиграем в игру, какими предметами можно пользоваться всем вместе, а какими - только по одному. Приготовьте ладошки, не забудьте, хлопать нужно тогда, когда услышите название личных предметов. И так, игра «можно – нельзя»:
полотенце... - карандаши...
кисточка... - носовой платок...
зубная щетка... - книга...
расческа... - игрушки...

Дидактическая игра « Что лишнее»

Микроб: Ох, я не могу
И сейчас я упаду
Здоровый образ жизни не для меня
Ой умираю, погибаю я!
Воспитатель: - Ребята вот мы и прогнали Микроба.
Воспитатель: Теперь мы знаем как победить грязь, а значит, и микробов?
- Ну, а нам пора отправляться дальше. Садимся в поезд. Вспоминаем наш девиз.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города.
3. Остановка — Город «Зарядкино».
Воспитатель: Ребята жители этого городка очень любят делать зарядку. Как вы думаете, зачем нужно делать зарядку?
Дети: Зарядку нужно делать для того чтобы быть сильным; зарядку нужно делать для того чтобы быть выносливыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть быстрыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть гибкими.
Воспитатель: Ребята давайте покажем нашу любимую зарядку которую мы делаем каждое утро.
Воспитатель показывает детям упражнения, которые они вслед за ним повторяют.

У меня есть голова
Направо — налево, раз – два. Повороты, наклоны головы
Она сидит на крепкой шее,
Покрутили – повертели. Круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот. Руки на поясе, наклоны, повороты
Сильные руки есть у всех,
Вниз — вверх, вниз – вверх. Рывки руками вверх – вниз.
Ноги нам нужны, чтоб бегать…
Прыгать… приседать… стоять! Бег на месте, подскоки, присев
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»! Выпрямляются, поднимаются на носочки, руки вверх.
Загадка:
Чтобы вы никогда и ничем не болели,
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься (зарядкой)
Воспитатель: Но нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в паровозике. Вспоминаем наш девиз и повторим его все вместе: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города «Вдох-выдох»
4. Остановка — Город «Вдох – Выдох».
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами делаем вдох и выдох? Мы дышим.
Что значит: дышать? (это когда вдыхают и выдыхают воздух).
Кто умеет дышать? (звери, птицы, растения, люди).
-А жители города Вдох — Выдох могут научить нас дышать с пользой, чтобы человек был здоровым. Я покажу вам несколько упражнений и расскажу, для чего они.
Мы будем дышать со звуками.
• «Самолеты» — со звуком «В» — от насморка.
Дети произносят на длительном выдохе звук «В», руки в стороны, покачиваются, будто в полете.
• «Комарики» — со звуком «З» — когда болит горло.
Ладонь на шее, произносить звук «З» на длительном выдохе.
• «Жуки» — со звуком «Ж» — при кашле.
Ладонь на груди, произносить звук «Ж» на выдохе.
• «Львята» — со звуком «Р» — когда плохое настроение и хочется с кем-нибудь поссориться.
• «Водичка» — со звуком «С» — когда устали и хочется отдохнуть.

- Очень хорошие упражнения! Мы их запомним и обязательно будем их использовать.
А теперь пора нам в путь. Наш девиз:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
5. Остановка — Город «Отдыхай-ка».
Воспитатель: - Почему этот город так называется?
Дети: Этот город называют так потому что жители любят и умеют отдыхать.
Воспитатель: К жителям Отдыхай-ки часто приезжают гости, чтобы как следует отдохнуть. Отдыхать тоже нужно уметь. Отдохнете ли вы, если будете весь день играть на компьютере? А если будете долго смотреть мультики по телевизору? Валяться полдня с раскрасками на диване? А как можно отдыхать?
Дидактическая игра «Полезные пазлы-отдых»

Дети: можно ходить в кино, в цирк, в парк, гулять на детской площадке, на стадионе…
Воспитатель: А мы с вами отдохнем на берегу моря.
Дети укладываются на коврики, закрывают глаза. Слышится звук морского прибоя, крики чаек.

Релаксационное упражнение «На берегу»
Вокруг тихо, спокойно… Солнышко греет сверху, и его лучи ласково гладят ваши плечи, головы… Ветерок шевелит ваши волосы… Вам тепло, спокойно… Вы слышите только шум волн и крики чаек… Они вам совсем не мешают… Почувствуйте, как море ласкает ваши пяточки… Вместе с водой утекает вся ваша усталость. Вам хорошо, спокойно. Полежите так немного, послушайте, как шумят волны… Вот вы и отдохнули. Раз – два – три – четыре – пять – вот вы в садике опять! Откройте глаза, потянитесь как следует, улыбнитесь друг другу.
- А мы садимся в поезд, и вспоминаем наш девиз все вместе:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города….
6. Остановка — Город «Вкусняшкино».
Воспитатель: М-м-м, как тут вкусно пахнет! А вы какие запахи чувствуете? (дети фантазируют). Жители города Вкусняшкино любят угощать гостей. Но они хорошо знают, какие продукты полезны для нас, а какие вредны. А вы – знаете? Проверим?
Дидактическая игра « Полезно- вредно»
Прежде, чем за стол вам сесть,
Вы подумайте, что съесть!

Игра с картинками «Продукты питания»
Воспитатель: Самое вкусное у детей и взрослых это мороженое и молочко. И мы с вами сейчас все приготовим классический молочный коктейль.
Изготовление коктейля.
4шт. банана
500 мл. молока т.+6 градус.
500 мл. мороженого пломбир
Взбить до пенки
( Угощаем гостей и детей)
- А мы садимся в поезд, нам пора возвращаться в детский сад. И вспоминаем наш девиз все вместе:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу.
6. Итог
Воспитатель: — Ребята, вам понравилось путешествие? Давайте подойдем еще раз к карте, вспомним, какие же правила надо выполнять, чтобы быть здоровым.
Каждый должен твердо знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно спортом заниматься,
Нужно правильно …
Дети: питаться,
Руки мыть перед едой,
И вообще дружить с …
Дети: водой!
Глубже дышать, кислород поглощать!
Больше гулять, с друзьями…
Дети: играть!
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить!
И запомните: здоровье
В магазине не купить!
Воспитатель: скажите в каких городах мы с вами побывали?
Дети : Город «Отдыхай-ка», Остановка — Город «Вдох – Выдох», Город «Вкусняшкино», Город «Чистюлькино», город «Зарядкино».Занятие закончено.