Разработка урока Быть честным


На свете нет ничего прекраснее честного человека.
Ромен Роллан, французский писатель.
 
Цель: расширять представления о правде как ценности.
Задачи:
– раскрывать понятия «справедливость» и «честность»;
– развивать способность рассуждать и оценивать ситуации;
– воспитывать стремление быть честным с собой и окружающими людьми.
 
Круг радости
– Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.
Дети вместе с учителем проговаривают следующие слова:
Начни день с правдой,
Наполни день правдой,
 Закончи день правдой –
Так надо жить!
– Вы уже догадались, о каком важном качестве человека пойдет речь на нашем уроке?  Мы будем говорить о правдивости и честности.
 
Беседа
– Какие качества характеризуют честного человека? Нечестного?
(Ответы детей).
 
Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что честный человек старается говорить правду, поступать честно и справедливо. Справедливый человек умеет различать, где правда, где ложь. Поступая честно по отношению к людям, он проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить!
- Как вы думаете что такое честность?
- Что такое искренность?
 Кого из героев мультфильмов можно назвать честным? Почему?
Рассказ «Почему же не поругали?» стр. 55
Задание в тетради
Прочитайте и выделите те, высказывания на которые вы бы ответили «да» или «нет»
Разминка «Честно - нечестно»
– Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» – привстать.
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли признавать свою вину?
Честно ли обсуждать поступки других?
Честно ли без спроса брать чужие вещи?
Честно ли пользоваться подсказками?
Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?
 
Игра-упражнение «Веер»
На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. По желанию выбирается водящий, который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение.
В результате обсуждения дети принимают верное решение.
- К нам в гости сегодня пришла Маша. Она нас просит чтобы мы помогли как поступить правильно.
 Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате…
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека…
Вам в буфете дали сдачи больше, чем надо было…
 
Обобщение
– Всегда ли легко поступать честно и справедливо?
– Какие качества помогают быть честными и справедливыми? (смелость, доброта, мудрость, внимательность, рассудительность).
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что у правдивого человека прямой, открытый взгляд, его уважают, ему доверяют люди, с ним приятно общаться.
Советы:
Учитесь быть честными;
Будьте вежливы;
Учитесь быть искренними в своих мыслях, словах и действиях;
Помогайте тем, кому нужна ваша помощь.
Домашнее задание
Учитель предлагает детям пофантазировать и представить, как выглядит город, в котором живут честные и справедливые люди и город, в котором живут лжецы. Нарисуйте эти города.
 Круг от сердца к сердцу
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить.