Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»

КЛАСС: 9
ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
ЦЕЛИ: продолжить знакомство с многочленными предложениями; формировать умение определять виды синтаксической связи между частями многочленного предложения, составлять их схемы; развивать грамотность; воспитывать внимательность; готовить к ГИА.

ХОД УРОКА
Постановка целей и задач.
Проверка домашнего задания.
Словарно-орфографическая работа.
Свежемороженые овощи, фаршированный перец, смышленый малыш, варенный в кастрюле, убранные вещи, брошенный камень, огни потушены, сушеные ягоды, искусанный комарами, купленный товар; песчаный берег, гуманный поступок, картинная галерея, серебряный иней, подлинное искусство.
– Объясните, по какому принципу записанные словосочетания разделены на две группы?
– Расскажите о правилах правописания -н- и -нн- в суффиксах отыменных прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1.
Какие слова образованы суффиксальным способом?
Подоконник, учительница, приглядываясь, по-летнему.
Какое из подчеркнутых слов употреблено в прямом значении? Составьте с этим словом словосочетание , употребив его в переносном значении.
Часы идут, холодное сердце, золотой браслет, нос корабля.
В каких словах пропущена безударная гласная, проверяемая
ударением? Подберите к ним проверочные слова.
Кав_лерия, л_гический, п_лисадник, пок_залось, распол_жение.

Фронтальная беседа.
– Какие предложения называют многочленными?
– Какой связью могут быть соединены П в многочленных сложных?
– Назовите средства связи П в составе сложного многочленного.
– Назовите виды синтаксической связи в многочленных СП
(сочинительная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная;
подчинительная и бессоюзная; ; сочинительная, подчинительная и
бессоюзная).
Анализ языкового материала.
Народный календарь (1) – уникальное явление русской культуры: (2) в нем нашли отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, (3) что было: (4) за землей, (5) водой, (6) небесными светилами и различными светилами.
– Перед вами сложное предложение. Определите его вид. Давайте выполним
задания по синтаксису, которые встретятся вам на ГИА.
Задание № 1. Сколько грамматических основ в данном предложении?
Задание № 2. Выпишите грамматическую основу первого компонента.
Задание № 3. Замените словосочетание «народный календарь» синонимичным.
Задание № 4. Выпишите словосочетание, образованное на основе примыкания.
Задание № 5. Выпишите цифры, которые обозначают знаки препинания между частями СПП.
Самостоятельная работа.
День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.
№1. Запишите количество грамматических основ.
№2. Какие виды связи реализованы в данном предложении?
№3. Замените причастный оборот придаточным определительным. Запишите получившееся предложение и произведите его синтаксический анализ. Составьте структурную схему.
Итог урока.
– В чем отличие многочленного предложения от других сложных П?
– Как сочетаются различные виды синтаксической связи в рамках многочленного предложения?


Домашнее задание: подобрать 5 предложений с различными видами связи, произвести синтаксический разбор, составить графические и структурные схемы.