Программа Коррекционные занятия длястудентов обучающихся по программе 8 вида















ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ
В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс коррекционных занятий рассчитан на развитие интеллектуальных способностей учащихся, имеющих отклонения в умственном развитии и повышении у них толерантности. В целом коррекционные занятия способствуют развитию психологического самосознания, что в итоге значительно повышает уровень социальной адаптивности в обществе и позволяет учащимся адекватно взаимодействовать с окружающими.
Теоретическим обоснованием данной программы является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым. Согласно теориям выше перечисленных ученых-психологов, в данной программе работа построена с опорой на ведущую деятельность подростков – общение.
Программа предусматривает проведение тестов, игр, работу в группах, ролевые игры, моделирование и анализ ситуаций, беседы, дискуссии, деловые игры, практические занятия, элементы арт-терапии, что позволяет процесс коррекции сделать более эмоционально приятным, а значит и более эффективным.
Данный курс коррекционных занятий рассчитан на 52 часа. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, 1 раз в неделю. Продолжительность 1-го занятия 40 минут. Численность группы не более 12 человек, что соответствует максимальному количеству в спец. группах.

Цель программы: развитие познавательных способностей, развитие социальной компетентности учащихся, повышение уровня коммуникативных навыков, воспитание гармонично развито личности у учащихся, имеющих отклонения в умственном развитии.

Задачи курса:
Развитие познавательной сферы учащихся, формирование познавательного интереса;
Формирование у учащихся положительной учебной мотивации;
Развитие способности адаптивности учащихся, исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния;
Формирование позитивного отношения подростка к самому себе и окружающему миру;
Развитие эмоциональной сферы, обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
Коррекция социальных установок, развитие способности к оцениванию и предвидению последствий своих поступков;
Развитие рефлексии и терпимости к окружающему.

Программа коррекционных занятий состоит из 3 разделов: «Развитие познавательной сферы», «Развитие личностной сферы», «Развитие социальной активности».
Задания первого раздела рассчитаны на диагностическое исследование познавательной сферы – свойств, видов, особенностей познавательных процессов (внимания, памяти, творческого мышления, речи) и особенностей протекания мыслительных процессов. Также задания этого блока позволяют расширить активный словарь, увеличить объем памяти, развить способности к концентрации и устойчивости внимания, работать над развитием сложных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез, обобщение).
Во втором разделе задания подобраны в направлении развития способности к рефлексии, изучения своих личностных особенностей и их способов проявления, развитии эмоциональных проявлений и способах адекватного их выражения.
Задания третьего раздела рассчитаны на повышение коммуникативной компетентности, стимуляцию попытки рефлексии собственных действий и уровня коммуникативной компетенции, а также развитию социальной активности, навыков социального взаимодействия учащихся.
Предложенная структура групповых занятий не является совершенно неизменной. Каждое занятее структурируется в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания и готовности к определенным упражнениям. В течение занятия могут быть использованы упражнения из всех трех блоков. Что более желательно ввиду быстрого пресыщения детей. Использование разнообразных техник и методов позволяет поддерживать интерес детей на высоком уровне.
В пакет учебно-программной документации включены: пояснительная записка, учебно-тематический план, рабочая программа, список литературы.


















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
коррекционных занятий

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе




лекции
практические занятия

Раздел 1. Развитие познавательной сферы(I курс)


Ощущение и восприятие
2
0,5
1,5


Внимание
4

4


Память
4

4


Активный словарь
3

3


Анализ мыслительных операций
4

4


Словесно-логическое мышление
4

4


Образное мышление
1

1


Творческое мышление. Воображение
2

2

Итого за первое полугодие
24
0,5
23,5

Раздел 2. Развитие личностной сферы


Имя и характер
1

1


Наедине с собой
5

5


В глазах других
2

2


Жизненные ценности
4

4

Итого за второе полугодие
12(36)
(0,5)
12(35,5)

Раздел 3. Развитие социальной активности (II курс)


Общение и общительность
5

5


Коммуникация чувств
5

5


Конфликты
2

2


Социальная самоидентификация
2

2


Интеграция полученного опыта
2

2

Итого за первое полугодие
16(16)
0,5
16(15,5)


Всего за курс обучения:
52
1
51

Рабочая учебная программа курса
Раздел 1. Развитие гностического потенциала
Тема 1. Ощущение и восприятие.
Учащийся должен знать:
Требования, предъявляемые на занятиях.
Виды ощущений и восприятия.
Способы развития перцептивной сферы.
Учащийся должен уметь:
Дифференцировать различные ощущения.
Ознакомление с программой обучения, целью и задачами курса.
Знакомство с требованиями и правилами поведения на уроках.
Диагностика особенностей темперамента и их проявлений в поведении (тест Айзенка).
Виды ощущений.
Исследование особенностей процесса восприятия. Темпинг-тест.
Методика «Необычное письмо»
Тема 2. Внимание.
Учащийся должен знать:
Понятие «Внимание».
Свойства внимания.
Способы развития внимания.
Учащийся должен уметь:
Концентрировать внимание.
Распределять внимание.
Переключать внимание.
Удерживать внимание.
Расширить объем внимания.
Особенности внимания.
Свойства внимания, виды.
Правила самоорганизации внимания.
Диагностика и развитие свойств внимания.
Упражнения: Корректурная проба, «Наблюдательность», «Точки», «Расстановка чисел», «Шифровка».
Игры: «Муха», «Исправляем ошибки».
Тема 3. Память.
Учащийся должен знать:
Понятие «Память».
Виды памяти и свойства памяти.
Учащийся должен уметь:
Пользоваться приемами развития памяти.
Увеличивать объем произвольной памяти.
Особенности памяти.
Смысловая, зрительная, слуховая память.
Диагностика произвольной памяти.
Упражнения: «Имена и профессии», «Кто больше запомнит», «Список покупок».
Тема 4. Активный словарь.
Учащийся должен знать:
Распространенные идиомы.
Способы развития словарного запаса.
Учащийся должен уметь:
Правильно использовать активную речь.
Согласовывать предложения.
Пересказывать основные мысли текстов.
Упорядочивать свою речь.
Речь.
Особенности речи.
Развитие речи.
Упражнения: «Интервью», «Пересказ по кругу», «Слова», «Ассоциации», «Собери пословицы», «Найди слово».
Тема 5. Анализ мыслительных операций.
Учащийся должен знать:
Алгоритмы протекания основных мыслительных операций (сравнения, классификации и пр.)
Учащийся должен уметь:
Сравнивать предметы и понятия.
Определять различия и сходства понятий.
Классифицировать понятия.
Обобщать и ограничивать понятия.
Сравнение.
Определение различий и сходства.
Классификация.
Обобщение и ограничение понятий.
Упражнения «Найди различия», «Исключение лишнего», «Обобщение».
Тема 6. Словесно-логическое мышление.
Учащийся должен знать:
Семантические поля понятий.
Круг общеизвестных истин социального характера.
Алгоритм построения аналогий на основе анализа отношений.
Учащийся должен уметь:
Подбирать аналогии.
Анализировать отношения.
Выделять существенные и несущественные признаки.
Определение понятий.
Осведомленность.
Аналогии.
Анализ отношений.
Выделение существенных и несущественных признаков.
Упражнения «Определение понятий», «Осведомленность», «Аналогии», «Анализ отношений».
Тема 7. Образное мышление.
Учащийся должен знать:
Понимать закономерности сравнения простых и усложненных зрительных модулей.
Учащийся должен уметь:
На основе имеющихся представлений правильно заполнить матрицы с учетом аналитических и перцептивных способностей.
Образное мышление.
Выполнение заданий с постепенным усложнением. «Матрицы Равена».
Тема 8. Творческое мышление. Воображение.
Учащийся должен знать:
Понятие «Воображение».
Возможности применения творчества в профессиональной и социальной сферах.
Учащийся должен уметь:
Находить новые подходы к решению знакомых, стандартных задач.
Находить решения к нестандартным задачам.
Воображение.
Решение нестандартных задач.
Составление рассказов.
Упражнения «7 слов», «Что было бы, если бы», «Волшебный карандаш».
Раздел 2. Коррекция эмоционального состояния
Тема 9. Имя и характер.
Учащийся должен знать:
Варианты происхождения имен.
Варианты употребления своего имени.
Учащийся должен уметь:
Принимать себя, свое имя.
Терпимо относиться к окружающему.
Влияние имени на судьбу человека.
Упражнения: «На что похоже мое имя», «Мои имена».
Музыка-терапия.
Тема 10. Наедине с собой.
Учащийся должен знать:
Яркие особенности своего характера.
Тип темперамента, к которому принадлежит.
Способы самопознания.
Учащийся должен уметь:
Адекватно относиться к собственному «Я».
Осознавать свои истинные потребности и мотивы.
Формирование «Образа Я».
Сопоставление «Я реального» и «Я идеального».
Особенности темперамента.
Упражнения: «Автопортрет», «Тростинка на ветру», «Мои плюсы и минусы», «Геометрия уверенности», «Три портрета», «Волшебная рука», «Никто не знает».
Тема 11. В глазах других.
Учащийся должен знать:
Способы получения обратной связи от окружающих.
Правила внимательного отношения к другим.
Учащийся должен уметь:
Прислушиваться к мнению окружающих.
Терпимо относится к действиям людей.
Анализировать свои отношения по отношению к другим людям.
Развитие толерантности.
Развитие самоанализа.
Упражнения: «Постройся по...», «Глазами других».
Элементы арт-терапии.
Тема 12. Жизненные ценности.
Учащийся должен знать:
Общечеловеческие ценности.
Представлять ценностно-смысловую сферу ровесников.
Собственные приоритеты и ценности.
Учащийся должен уметь:
Анализировать происходящее в соответствии с моральными ценностями.
Руководствоваться общечеловеческими ценностями жизни в поведении.
Материальные и нематериальные ценности.
Получение обратной связи.
Рефлексия.
Упражнения «Что я ценю в людях», «Закончи предложения», «Три сейфа», «Дом».
Упражнения «Письмо самому себе», «Чемодан в дорогу»
Раздел 3. Развитие социальной активности (II курс)
Тема 13. Общение и общительность.
Учащийся должен знать:
Понятие «Общение» и «Общительность».
Признаки вербального и невербального общения.
Учащийся должен уметь:
Применять отдельно навыки вербального и невербального общения.
Значение и особенности общения.
Вербальное общение.
Невербальное общение.
Общительность, как черта характера.
Упражнение: «Снежный ком».
Упражнения «Автобус», «Найди пару»,
Ролевые игры.
Тема 14. Коммуникации чувств.
Учащийся должен знать:
Понятия «Эмоции» и «Чувства».
Основные эмоциональные состояния.
Учащийся должен уметь:
Дифференцировать эмоции по силе и модулю.
Выражать эмоции в социально приемлемых рамках.
Контролировать проявление сильных, необузданных эмоций.
Виды эмоций и чувств.
Значимость эмоций.
Контроль проявлений эмоций.
Ролевые игры.
Упражнения: «Передай маску», «На что похоже мое настроение», «Звук - чувство», «Скульптура чувств», «Шурум-бурум», «Письмо гнева». Дискуссии.
Тема 15. Конфликты.
Учащийся должен знать:
Понятие «Конфликт»
Виды конфликтов.
Этиология конфликтов.
Учащийся должен уметь:
Находить наиболее эффективный способ разрешения конфликта.
Адекватно оценивать конфликтную ситуацию.
Виды конфликтов.
Способы выходы из конфликтов.
Упражнение «Землетрясение», «Круглый аквариум».
Дискуссии: «Конфликт – это хорошо или плохо».
Диагностика стратегии поведения в конфликте.
Тема 16. Социальная самоидентификация.
Учащийся должен знать:
Алгоритм построения беседы и ведения переговоров.
Алгоритм отстаивания своего мнения и принятия критики.
Алгоритм просьбы о помощи и выражения благодарности.
Учащийся должен уметь:
Применять различные социальные навыки в соответствии с ситуациями.
Быстро ориентироваться в социальных отношениях.
Обучение конкретным социальным навыкам.
Упражнение «Мир вокруг меня», «Лотерея», «Маски».
Моделирование ситуаций.
Тема 17. Интеграция полученного опыта.
Учащийся должен знать:
Знать изменения, произошедшие за период обучения на занятиях
Учащийся должен уметь:
Извлекать положительный опыт из ситуаций.
Рефлексировать свой пережитый опыт.
Получение обратной связи. Итоговое анкетирование.
Упражнения: «Ассоциации»; «Линия жизни»; «Вечер воспоминаний».
Групповой коллаж.
Литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.:, 2003.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
Малышева Е. В пространстве коммуникации // Школьный психолог. Февраль 2007, №3, С. 22-23.
Овчарова Р.В. Практическая психология. – М., 1998.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. – сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 1998.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2001.
Психологические тесты/под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- М.,2003.
Психология. Разработка занятий. 6 класс./Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград, 2006.
Психология. Разработка занятий. 7 класс./Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград, 2006.
Рогов Е.И. Психология познания. – М., 1998.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415


13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315