Рабочая программа по внеурочной деятельности Информатика и логика










Программа курса внеурочной деятельности
«Информатика и логика»
(направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное)
для 1-4 классов











Составитель: Грачева О.В.
(учитель начальных классов)




20116 год

Пояснительная записка
Изучение курса внеурочной деятельности «Информатика и логика» проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление развития личности школьника), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №116 реализуется на основании следующих
нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009, №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009г. рег.№17785.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373», зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г. рег.№19707.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012г № 1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
7 . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2011г. рег.№19993, опубликовано16 марта 2011г.
8. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
9.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, В.А.Тишков. – М.: Просвещение,2010г.
10. Положения МБОУ СОШ № 116 г. Челябинска «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

Актуальность программы настоящего курса внеурочной деятельности заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данный курс в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса - формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Задачи курса:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если , то », «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Общая характеристика курса

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если , то »), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Место курса в учебном плане
Обучение ведется с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю, 1класс-33часа,2класс-34 часа в год, 135 часов за весь курс обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.

2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если , то »; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если , то »

Содержание курса внеурочной деятельности:
1-й класс
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

2-й класс
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.


3-й класс
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

4-й класс
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если , то ». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.). Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1-й класс

Тема
Число часов
В том числе:
Основные виды учебной деятельности учащихся



теория
практика


План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
10
4
6
Определять последовательность событий.
Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
10
3
7
Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.
Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
10
4
6
Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.
Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.
Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.



2-й класс

Тема
Число часов
В том числе:
Основные виды учебной деятельности учащихся



теория
теория


План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
11
5
6
Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.
Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.
Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.


Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
11
4
7
Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.
Находить объединение и пересечение наборов предметов.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
12
6
6
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».
Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.
Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.



3-й класс

Тема
Число часов
В том числе:
Основные виды учебной деятельности учащихся



теория
теория


Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
9
4
5
Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять
· простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
8
4
4
Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.
Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
10
5
5
Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.
Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
7
3
4
Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.
Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.








4-й класс

Тема
Число часов


Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
9
4
5
Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.
Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Группы (классы) объектов

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
8
4
4
Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).
Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).
Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.
Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

Логические рассуждения

Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если , то ». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
10
4
6
Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.
Строить и описывать пути в графах.
Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
Записывать выводы в виде правил «если , то »; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если , то »; составлять схемы рассуждений из правил «если , то » и делать с их помощью выводы.

Применение моделей (схем) для решения задач

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
7
3
4
Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.


Учебно - методическое обеспечение
курса внеурочной деятельности


Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение


Горячев А. В. Информатика. 1 кл. (Информатика в играх и задачах): учебник для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Т.О. Волкова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014.
Горячев А. В. Информатика. 1 кл. (Информатика в играх и задачах): учебник для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Т.О. Волкова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014.



Горячев А. В., Волкова Т.О., Горина К. И.
Информатика. 1класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителей по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012.
Крылова О. Н. Тесты по информатике: 1 класс. Ч. 1: к учебнику А. В. Горячева, К. И Гориной, Т. О. Волковой «Информатика в играх и задачах. 1 класс. Ч. 1» / О. Н. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013.
Крылова О. Н. Тесты по информатике: 1 класс. Ч. 2: к учебнику А. В. Горячева, К. И Гориной, Т. О. Волковой «Информатика в играх и задачах. 1 класс. Ч. 2» / О. Н. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013.


Горячев А. В. Информатика. 2 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Т.О. Волкова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2015.
Горячев А. В. Информатика. 2 кл (Информатика в играх и задачах) : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Т.О. Волкова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2015.
Горячев А. В., Волкова Т.О., Горина К. И.
Информатика. 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителей по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012.
Информатика. 2 класс. Универсальное мультимедийное пособие. К учебнику А. В. Горячева и др. «Информатика.
2 класс» (Информатика в играх и задачах).


Горячев А. В. Информатика. 3 кл. (Информатика в играх и задачах): учеб. к для образоват. организаций : в 2 ч. Ч.1 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014.
Горячев А. В. Информатика. 3 кл. (Информатика в играх и задачах): учеб. к для образоват. организаций : в 2 ч. Ч.2 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014.


Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика.
3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителей по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012.
Информатика. 3 класс. Универсальное мультимедийное пособие. К учебнику А. В. Горячева и др. «Информатика.
3 класс» (Информатика в играх и задачах).


Горячев А. В. Информатика. 4 кл. (Информатика в играх и задачах): учеб. к для общеобразоват. организаций : в 3 ч. Ч.1 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова, Л. Л. Лобачёва, Т.Ю. Спиридонова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014.
Горячев А. В. Информатика. 4 кл. (Информатика в играх и задачах): учеб. к для общеобразоват. организаций : в 3 ч. Ч.2 /А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова, Л. Л. Лобачёва, Т.Ю. Спиридонова. – Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015.


Горячев А. В., Суворова Н. И., Горина К. И. Информатика.
4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителей по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2011.







Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание

компьютер
1


медиапроектор
1


экран
1


сканер
1


принтер
1


мультимедийные пособия: диски
2



Формы организации деятельности:
Ведущими формами организации внеурочной деятельности предполагаются:
- чтение и обсуждение, составление рассказов, инсценирование;
- экскурсии;
- практические занятия;
- творческие домашние задания;
- творческие конкурсы (рисунков, поделок и т.п.)
- сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
- просмотр и обсуждение видеоматериала
- мини – проекты.
Форма организации деятельности в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы.

Методы достижения цели:
- фронтальный метод;
- групповой метод;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод и др.
- стимулирования (определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками).

Средства достижения цели:
1. Аудиовизуальные
2. Электронные образовательные ресурсы
3. Наглядные
4. Демонстрационные

Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов
освоения курса

№ п/п

Ф.И. учащегося
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Организационные навыки и умения
Итоги на конец года



0 срез
1 полу-годие
2 полу-годие
0 срез
1 полу-годие
2 полу-годие
0 срез
1 полу-годие
2
полу-годие















Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности «Информатика и логика»

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием Интернета;
- высказываться в устной и письменной форме;
- выделять главное;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавть вопросы по существу;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;

Личностные результаты
У обучающегося будет сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»,
понимание необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтение социального способа оценки знаний.

Метапредметные познавательные универсальные действия
Учащийся научится:
-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;
-осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;
-доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;
-определять последовательность событий, выявлять недостающие элементы;
-определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-кодировать и декодировать свою информацию;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию) и самостоятельно -представлять информацию в неявном виде.

Регулятивные универсальные действия
Ученик научится:
-принимать и сохранять учебную цель и задачи, в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи;
-контролировать свои действия, осуществлять контроль при наличии эталона, -осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
-планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее -реализации в новом учебном материале;
-оценивать свои действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится:
-объяснять свой выбор, строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, и отвечать на поставленные вопросы;
-задавать вопросы, формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные результаты
Ученик научится:
-использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания;
-название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел;
-владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы»;
-использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
-готовить сообщения с использованием различных источников информации:
книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
-применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач
и в повседневной жизни;
-придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе
с информацией, применять правила безопасного поведения при работе
с компьютерами.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
-развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.




























Календарно- тематическое планирование

1 класс


Тема
Кол-во
часов

1
Цвет предметов. Форма предметов.
1

2
Размер предметов. Название предметов.
1

3
Признаки предметов.
1

4
Состав предметов.
1

5-6
Повторение.
2

7
Понятия «равно», «не равно».
1

8
Отношение «больше», «меньше».
1

9-10
Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
2

11
Действия предметов.
1

12
Последовательность событий.
1

13
Порядок действий.
1

14-15
Повторение.
2

16
Цифры.
1

17
Возрастание. Убывание.
1

18
Множество и его элементы.
1

19-20
Способы задания множеств.
2

21-22
Сравнение множеств.
2

23
Сравнение множеств.
1

24
Отображение множеств.
1

25
Кодирование.
1

26
Симметрия фигур.
1

27
Повторение.
1

28
Отрицание.
1

29
Понятие «истина», «ложь».
1

30
Понятие «дерево».
1

31
Графы.
1

32
Комбинаторика.
1

33
Логические задачи.
1


ИТОГО
33 часа













Календарно- тематическое планирование
2 класс


Тема
Кол-во
часов

1
Признаки предметов.
1

2-3
Описание предметов. Состав предметов.
2

4
Действия предметов.
1

5
Симметрия.
1

6
Координатная сетка.
1

7
Действия предметов.
1

8
Обратные действия.
1

9-10
Последовательность событий.
2

11
Алгоритм.
1

12
Ветвление.
1

13-14
Множество. Элементы множества.
2

15
Способы заданий множеств.
1

16-17
Сравнение множеств. Равенство множеств.
2

18
Сравнение множеств по числу элементов.
1

19
Пустое множество.
1

20
Отображение множеств.
1

21-22
Кодирование.
2

23
Вложенность(включение) множеств.
1

24
Пересечение множеств.
1

25-26
Объединение множеств.
2

27
Понятия «истина», «ложь».
1

28-29
Отрицание.
2

30
Логические операции.
1

31
Графы.
1

32
Деревья.
1

33
Комбинаторика.
1

34
Логические задачи.
1


ИТОГО
34 часа














Календарно- тематическое планирование
3 класс


Тема
Кол-во
часов

1
Вводный урок. Знакомство с учебником.
1

2-3
Алгоритмы. Игра «Сделай раз, сделай два!»
2

4-5
Команды алгоритмов. Игра «Соберись в школу»
2

6
Алгоритмы. Стрелка «да» или стрелка «нет»
1

7-8
Повторение. Игры «Налови рыбы», «Собери пирамиду»
2

9
Закрепление изученного.
1

10-11
Составление схемы алгоритма. Игры «Собери гербарий», «Приготовь салат»
2

12
Восстановление алгоритмов по знакомым играм.
1

13
Таблицы.
1

14
Повторение. Игра «Сделай рисунки»
1

15
Из чего состоит? Что умеет?
1

16
Загадки в таблицах.
1

17
Ветвление
1

18
Закрепление изученного.
1

19
Что такое? Кто такой?
1

20-21
Что у любого есть? Что любой умеет? (состав, действие)
2

22-24
Множества. Сравнение множеств. Игра «Остров для множества»
3

25-26
Сравнение множеств. Равенство множеств
2

27
Объединение и пересечение множеств.
1

28
Закрепление изученного.
1

29
Отображение множеств
1

30-31
На что похоже? По какому правилу?
2

32
Игра «Построй дом»
1

33
Логические операции
1

34
Викторина «Кто выигрывает»
1


ИТОГО
34 часа












Календарно- тематическое планирование
4-й класс


Тема
Кол-во
часов


Ветвление в построчной записи алгоритма.
1


Цикл в построчной записи алгоритма («Повторяй»)
1


Алгоритм с параметрами (Слова – актёры)
1


Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)
1


Закрепление по теме «Циклы в алгоритме»
1


Папки и файлы. Операции над файлами и папками
1


Компьютерное письмо. Правила компьютерного письма
1


Операции при создании текста
1


Операции при создании текста
1


Операции при создании текста
1


Оформление и организация текста
1


Оформление и организация текста
1


Печатные публикации. Программы для создания печатных публикаций
1


Иллюстрации в публикациях
1


Схемы в публикациях
1


Схемы в публикациях
1


Таблицы в публикациях
1


Таблицы в публикациях
1


Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов («Что такое? Кто такой?»)
1


Схема состава объекта. Адрес составной части
1


Массив объектов на схеме состава
1


Признаки и действия объекта и его составных частей
1


Закрепление по теме «Объекты»
1


Составные части объектов. Объектов с необычным составом
1


Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями
1


Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями
1


Объекты выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Всё наоборот»)
1


Закрепление по теме «Модели в информатике»
1


Источники информации для компьютерного поиска. Способы компьютерного поиска информации
1


Поисковые системы. Поисковые запросы
1


Уточнение вопроса на поиск информации. Сохранение результата поиска
1


Поиск изображений
1


Задание в ситуациях (проект на компьютере)
1


Задание в ситуациях (проект на компьютере)
1


ИТОГО
34 часа









































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3qђ Заголовок 515