Конспект урока (7 класс) Тема памяти в рассказе Е.И.Носова Живое пламя


Конспект урока по литературе (7 класс)
Тема урока: Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»

Цели урока : 1.) познакомить с жизнью и творчеством писателя;
2.) углубить навыки анализа текста;
3.) воспитать в учащихся патриотические чувства;
бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: выставка книг и журналов Е.И. Носова, портрет, музыкальное и мультимедийное сопровождение.

Ход урока:
Организационный момент.
Работа по теме урока:
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Е.И.Носова. На дом я задавала вам прочитать его произведение «Живое пламя».
И тема нашего урока :Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя» (записать в тетрадь)
Что мы будем делать на уроке? Какая цель нашего урока?
- Познакомиться с жизнью творчеством Е.И.Носова.
- Работать с текстом, анализировать фрагменты.
- Вспоминать о павших в годы ВОВ
3. Беседа по рассказу
Учитель: (на фоне музыки) Сегодня мы вспомним о самом трагическом периоде в истории нашей страны – Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Война – это горе, страдания и слёзы. Это великое испытание для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим участникам той страшной войны, которые освободили нашу страну от фашистов, дали ей будущую жизнь. Суровые военные испытания давно остались позади, но время не может предать забвению те годы. Узнать о них нам помогают фильмы, рассказы очевидцев, произведения писателей - фронтовиков. Евгений Иванович Носов – фронтовик.
Сообщение ученика о жизни и творчестве Е.И.Носове: (_______________)
Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».
После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».
Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.
Слово учителя: Все его произведения, так или иначе, затрагивают тему войны. В повести «Шопен, соната номер два» он писал:
…Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие
солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока
ещё живы,…передали бы своим детям и внукам
священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.
Эти слова сегодня и будут эпиграфом нашего урока
Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с ними.
Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Вы дома прочитали рассказ Е.Носова «Живое пламя». В рассказе чувствуется внутреннее напряжение, постоянная работа мысли и чувства писателя, связанная со своеобразным восстановлением каких-то важных, прерванных войной взаимосвязей.
- Ваше впечатление от рассказа?
- Назовите слово, которое является, по-вашему, главным в определении темы рассказа.
( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память).
- Сформулируйте основную тему текста, опираясь на эти слова.
( Тема памяти).
- Что такое память и зачем она нужна человеку?
Ассоциации к слову «Память». Воспоминание. Незабываемый. Частичный Запечатлеть. Стереть. Освежить. Всплыть. Почтить. Воскресить. Восстанавливать. Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.
Примерные ответы : впечатления о прошлом; прошлый опыт; информация; прежние впечатления; воспоминания; запас хранимых в сознании впечатлений; прошлое;, способность запоминать , людская память, чтить память, хранить память и т.д.
- Послушайте определение из словаря.
ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)
ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)
- Какие герои действуют в рассказе? Какие поступки они совершают? - Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу.
Герои рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» Их поступки
(чтение ответов детей)
- Какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов, которые сеяла на своей клумбе тётя Оля?
4. Анализ эпизода «Цветы на клумбе тёти Оли».
- Давайте рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?
Чтение отрывка из произведения учителем.
Примерные ответы учащихся.
( Чтобы унять свою душевную боль, тоску по сыну, тётя Оля занимается разведением цветов. Самыми интересными из его цветов являются маки. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака сравнивают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растёт там, где пролилось много человеческой крови).

- Красный мак во многих странах является символом Дня Памяти. Что мы знаем о маках?
Сообщение ученика: (_______________)
Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.
(В Англии существует национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-ой мировой войны. За две недели до этого дня повсеместно начинают продавать красные искусственные маки. Заработанные средства идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти).
5. В чём заключается смысл названия рассказа «Живое пламя»?

Задание: найти изобразительно-выразительными средства, художественные приемы, используемыми автором в рассказе для описания цветения маков.
Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:
Художественное средство Примеры
Эпитеты «зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»;
«полупрозрачные алые лепестки;
густой багрянец»
Сравнение « маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»;
Метафора
«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,
«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»
Градация Пламенели – осыпались - погасли
Как показана недолгая красота маков?
Назовите глаголы, передающие действие маков.
Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.
Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.
6. Представление своего понимания данного высказывания.
- Какие слова произносит тётя Оля, глядя на осыпавшиеся маки?
Ученик читает эпизод: Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь
Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
- На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете?( Примерные ответы учащихся: Тётя Оля полюбила маки потому, что они ей напоминали о короткой, но прекрасно прожитой жизни её сына Алексея – настоящего героя войны.)

Вывод: Красный мак – символ Памяти о тех, кто погиб на войне. А для тёти Оли и её постояльца – память о погибшем Алексее.
Маки в произведении Е.И. Носова- символ возвышенного и героического. Они символизируют короткую жизнь Алёши, совершившего подвиг и отдавшего свою жизнь во имя мира на земле.
Физ. минутка:
Чтоб собрать в лесу цветочки
Наклоняйтесь до носочков
Раз цветок и два цветок
А потом сплетем венок
В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.
7. Страница истории
1 ученик. Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.
На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую оборону.
5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен. Началось контрнаступление Красной Армии.
С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла на истребительские части, которые с честью выдержали это испытание.
Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)
Шамшурин Василий Григорьевич.
Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Матвеев Владимир Иванович.
Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.
Гречишкин Василий Николаевич.
Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Кайков Павел Александрович.
Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.
3 ученик. Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.
4 ученик. Алексей Петрович Маресьев – родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года.
5 ученик. Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.
6 ученик. Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.
Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).
- Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.(сообщение обучающихся о родственниках, участвовавших в ВОВ)
В нашей школе учились юноши и девушки, которые в годы войны встали на защиту родины и одним из таких был и Кузякин Матвей Яковлевич (рассказ о Герое Советского союза)
7 ученик. Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.
Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.
Вот уже 70 лет каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.
8. В чём особенность раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?
Постижение смысла рассказа.
Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт. Писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
- Почему рассказ называется «Живое пламя»? С чем у вас ассоциируется эта метафора?

( Живое пламя – это большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это Память о них, которая живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей).
- давайте вернемся к эпиграфу : …Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие
солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока
ещё живы,…передали бы своим детям и внукам
священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.
Е.И.Носов
- Удалось ли Е.И.Носову передать нам священную память о павших в годы ВОВ?
9. Подведение итогов.
- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?
Маки - это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов – замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни жизнь, ни подвиг Алексея, но мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.
Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».
Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.
  Рефлексия.
Ребята, если сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и произведение Носова тронуло ваше сердце, я предлагаю вам взять с собой символ памяти – красный мак.
10. Выставление оценок
11. д\з: письменно ответьте на вопрос: Что я знаю о ВОВ?
lefttop
lefttop