Конспект урока внеклассного чтения по произведению Е. И. Носова ,,Трудный хлеб



Тема: Е.И. Носов «Трудный хлеб»
Цель: обратить внимание на проблему: важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.
Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения .
Эпиграф: ,,Лучший способ сохранить своих друзей –не предавать их ‘’
У. Минзер.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя: - Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что Курская земля всегда славилась своими талантами –замечательными людьми-писателями и поэтами .
Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.
Основной вопрос урока:
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
-Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
(Записано на доске)
- Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:
«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.
- Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.
– А что делать? – посетовал охотник, - Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен».
3. Дискуссия
- Как вы относитесь к поступку охотника?
(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).
4. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова.
1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:
- Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.
Ответы:
- И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.
- Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…
3) Исследование текста:
- Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.
/ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/
- Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?
/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/
- Давал ли охотник почувствовать собаке ,что она – неполноценный помошник своего хозяина ? (Нет ,хозяин спокойно давал уточняющие команды , подбадривал собаку похвалой )
-Как могла сложиться судьба Чанга ,окажись он у иного хозяина ?
-Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту ?
-Как вы думаете , почему рассказчик ,,уже не жалел убитую птицу ‘’( узнал историю Чанга )
5 ) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)

6) Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
7)Словарная работа.(Заранее подготовленные учащиеся отыскали в тексте значения новых слов по толковым словарям русского языка. Результат их работы-небольшой словарь незнакомых слов.
8. Итог урока.
– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Е.И. Носов показывает , что Чанг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. А ещё ведь собака у названного хозяина достойно смогла себя реализовать себя .В этом он ей помог.
9. Заключительное слово учителя.
- Мы живем в современном мире. Но мы должны знать и помнить, что главное - это земля, люди.
Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
В любой ситуации оставайтесь людьми.
10. Домашнее задание: Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова