Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей.


Тема урока: ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
Цель урока: раскрытие душевных качеств ребенка.
Задачи урока:
-в образе Земли показать удивительное неповторимое чудо;
-воспитывать нравственное отношение к миру через восприятие красоты поступка, через красоту природы;
-показать взаимосвязь всего созданного в мире.
ХОД УРОКА
Организационный момент (эмоциональный настрой)
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Закройте глаза, опустите голову и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор. Пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтоб это продолжалось вечно».
-Вы догадались, какова тема нашего урока? (Планета Земля)
-Это самое дорогое и родное каждого из нас, для всех народов мира, наша единственная обитель – планета Земля.
-Ребята, какой вы представляете планету Земля?
-А вот послушайте, как выглядит Земля глазами космонавтов.
- Какая главная мысль объединяет высказывания космонавтов? (Мысль о том, что Земля – единый дом для всех. Поэтому все народы должны жить в единстве и делать все возможное для сохранения своего общего дома)
2. Беседа о Земле
- Что вы представляете, когда слышите слово земля?
– Ребята, это слово имеет несколько значений. Назовите какие - либо из них.
Земля – планета;
земля – почва, на которой растут травы, деревья, цветы;
земля – обширные просторы на которых люди строят города, сажают леса.
- Ребята, а как еще ласково называют нашу землю?
земля – матушка
земля – кормилица
земля – родимая матерь
- Что общего между Землей и матерью? Найдите черты сходства. (Как и мать любит своих детей, так и Земля любит и кормит всех живущих на ней. Земля как и мать добра и терпелива, она всегда рядом, в любой момент готова защитить и прийти на помощь)
- Как вы думаете, есть ли у Земли характер?
- Меняется ли ее настроение? От чего?
- Улыбается ли Земля? Как вы думаете? Расскажите о каком-либо эпизоде из вашей жизни, когда вы почувствовали, что Земля улыбается?
- Плачет ли Земля?
Я расскажу вам одну сказку, когда люди услышали плач Земли.
Чтение «Сказки о вырубленном лесе».
-Ребята, вы задумывались над тем, что Земля живая и может чувствовать боль.
- Приведите примеры, когда люди причиняют боль Земле.
- Как можно помочь Земле – матушке?
1) Изготовление кормушек и домиков для птиц.
2) Подкормка зверей и птиц.
3) Оказание помощи больным деревьям.
4)Борьба с мусором.
5)Подкормка и спасение животных, попавших в беду.
6) Не забывать о правилах поведения в природе.
7)Бережное отношение к природным ресурсам, экономическое использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества, сбор металлолома и макулатуры.
8) Организовать выставку «Мы помогаем природе».
Я вижу, ребята, какой у вас добрый характер. Вы настоящие друзья природе.
Игра «Сокровище Земли».
Поиграем в игру. Каждый ряд должен запомнить сектора земного шара, вписав в них качества, которыми должны обладать люди разных стран, чтобы не было войн и ненависти.
Если какие - то сектора окажутся незаполненными, это значит, что вы не смогли хорошо сохранить свой земной шар.
Ряд, который напишет больше качеств, сохраняющих Землю, становится хранителем земного шара.
Если каждый человек поместит в свое сердце эти качества, тогда на нашей Земле будет мир, радость, счастье.
Терпимыми
Сострадательными
Любить друг друга
Служить людям
Жить ради других
Принимать чужую боль, как свою
Физминутка
Игра «Цепочка добрых целей.
Это наш мир и ваши добрые руки, которые сделают его прекрасным, чистым, дружным, счастливым. (рисунок на ватмане)
Давайте украсим наш земной шар цветами. На каждом цветке напишите добрую цель, которая будет приносить добру миру или свое пожеланию миру.
Слайд-программа. Показ под музыку слайдов и чтение поэтических строк.
А сейчас я приглашаю вас на встречу с чудом. Мы отправимся в гости к природе. Все что создано природой – это удивительное чудо. Но не забывайте, что общаться с ней вы должны через любовь своего сердца.
Земля, имеющая множество вершин и склонов,
и беспредельных равнин, объединяющих людей,
Земля, несущая на себе растения с разными целебными свойствами,
да простирается она широко для нас, да процветает.
Земля, заключающая в себе море, реки и прочие воды,
произведшая на свет пищу и хлебные поля,
на которой живет все, что дышит и движется,
да ниспошлет она нам прекраснейшие дары свои…
-Что прославляет автор в этом стихотворении? (Землю)
-А сейчас я предлагаю вам побывать в роли художников, и включив свое воображение, нарисовать рисунок-миниатюру: живую, неповторимую, прекрасную и удивительную планету Земля.
Рисунок. Практическая часть.
-Представьте, что на Земле никогда не был войн. Какой она была бы? Нарисуйте РАДОСТЬ ЗЕМЛИ.
Обсуждение. Выставка работ.
Каждый человек видит мир своими глазами, воспринимает этот мир по-своему. И каждый изобразил наш общий дом – планету Земля таким, каким он вам видится. Я чувствую и вижу красоту, неповторимость нашей Земли, а главное РАДОСТЬ ЗЕМЛИ.
-Ребята, чтобы наша планета всегда была такой радостной и цветущей, какими мы должны быть?
10. Итог.
Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать: пусть будет у нас и сердце, и на устах этот стих:
Коль скоро сам я человек, то думаю,
Что ничто не чуждо человеческое.
Запомни: мы родились, чтобы жить вместе.
И любить наш общий дом – нашу планету Земля.
Наш урок закончен.