Русский язык. Урок по теме Текст-повествование

Пояснительная записка

Автор разработки урока – Султанова А.Б., учитель русского языка и литературы ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата г.Костаная»

Урок по теме «Текст-повествование: логическая структура, особенности функционирования языковых средств» является вторым в серии последовательных уроков среднесрочного планирования раздела «Текст. Типы речи».
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих ключевых компетенций:
личностных: проявление интереса к новому содержанию учебного знания, умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, способность определять и оценивать свои знания и результаты;
управленческих: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в парах, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: способность анализировать объект с целью выделения признака, установления причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети разного уровня. Урок разделен на 5 этапов.
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности.
На стадии вызова для закрепления умений осуществлять синтаксический анализ и повторения частей речи проводится разбор предложения.
При проведении проверки домашнего задания акцент делается на определение роли языковых и художественных средств в тексте-описании. Так как в дальнейшем при осмыслении нового материала изучение будет строиться на сравнении и сопоставлении, в том числе данных средств в тексте-повествовании.
Для актуализации своих знаний учащимся предлагается заполнить таблицу «Согласен – не согласен». В основе данного подхода – определение ЗБР, образовавшегося из личного опыта каждого и знаний, полученных в начальных классах. Все это приводит их к осознанию темы урока. Ученики не получают готового знания, они сами определяют задачи урока, формулируют результаты обучения.
На стадии осмысления изучение нового материала строится на имеющихся знаниях и умениях учащихся по русскому языку и литературе. Основным подходом на данной стадии является диалоговое обучение, использование открытых и закрытых вопросов. Изучение строится на сравнительном анализе особенностей текста-описания, изученного на предыдущем уроке, и текста-повествования, который даст детям выявить различное и общее у данных типов речи. Этот вид работы и сам процесс, в свою очередь, будут способствовать развитию у детей умения анализировать полученную информацию и делать выводы, т.е. развитию критического мышления. Работа по сопоставлению схем текста-описания и текста-повествования будет способствовать развитию пространственного воображения и направлена на освоение материала детьми-визуалами, детьми-дискретами. А физминутка, придуманная автором к данному уроку, направлена на запоминание композиционного строения текста-повествования, в первую очередь, детьми-кинестетиками. На этапе закрепления использована игра. Задание «Собери текст» будет способствовать развитию логического мышления. В данном процессе будут активны дети-аудиалы.
На стадии рефлексии учащиеся, заполняя второй столбик таблицы «Согласен – не согласен», сравнивают свои знания и умения, мысленно возвращаясь к началу урока. Данный процесс направлен на формирование метапознания. Результаты таблиц повлияют на задачи следующего урока. Возможность выбора варианта домашнего задания направлено на самоопределение ученика.

Султанова Айман Беккужевна, учитель русского языка и литературы школы-лицея №1 г.Костаная


Тема урока: Текст-повествование: логическая структура, особенности функционирования языковых средств.
Дата

Предмет: русский язык
Класс 5

Цель урока: знают отличительные признаки текста-повествование, умеют их определять и использовать в повседневной жизни
Задачи:
Читать и анализировать текст;
Определять логическую структуру текста-повествования;
Определять свои знания;
Учиться слушать и слышать друг друга, работать в парах, коллективе;
Оценивать свои результаты.

Результат обучения:
Знают отличительные признаки текста-повествования;
Знают и определяют композиционные части текста-повествования
Могут увидеть и оценить результаты своих действий.
4. Умеют слушать и слышать друг друга

Ключевые понятия: текст-повествование, части речи как языковые средства повествования, повествовать – значит рассказывать

Используемые модули: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Ресурсы: учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. З.К.Сабитовой, В.К.Павленко, рабочие тетради, схемы, карточки самооценивания

Время
Вид работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 мин.









3 мин


3 мин






2 мин


1 мин
I. Положительный настрой к уроку.
Приветствие «Здравствуйте»
Желаю (большие пальцы)
здоровья (указательные)
успехов (средние)
всегда (безымянные)
и во всем (мизинцы)
Здравствуйте (прикосновение
всей ладонью)
II.Стадия вызова.
1.Синтаксическая минутка
Над необъятными просторами Казахстана вставала заря.
2.Проверка домашнего задания
- Какие языковые и художественные средства использовал Иван Сергеевич Соколов-Микитов при описании воробьев? Как он к ним относится? Докажите свои мысли словами из текста.
3.Актуализация знаний о тексте
Заполнить первый столбик таблицы «Согласен – не согласен»
4. Определение цели урока.
- Прочитайте тему урока. О чем мы будем говорить? Что мы должны знать и уметь? Как вы думаете, что значит повествование?
Приветствует учеников, добивается положительного настроя.






Диктует, слушает рассуждения детей

Начинает диалог






Объясняет, как и для чего надо заполнить таблицу
Просит определить цели и задачи урока
Приветствуют друг друга, поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев.



Один подчеркивает, второй надписывает чем выражено, третий дает харатеристику предложения
Беседуя, дополняют друг друга.




Заполняют, проставляя «+» или «-»

Рассуждают по теме урока



5 мин










3 мин







4 мин









5 мин








3 мин






2 мин








6 мин
II. Стадия осмысления.
Работа в парах.
1. § 14. Упр. 87 на с.28. Чтение и обсуждение
- Прочитайте упражнение. О чем повествуется в тексте? Подумайте, как можно озаглавить.
- Итак, о чем повествуется? Как по-другому можно задать этот вопрос?
= О чем рассказывается?
- Какие это слова? (Синонимы) .
- Образуйте существительные от этих слов.
2.Беседа по содержанию.
Как можно озаглавить? Что можно определить по заглавию?
Как вы думаете, что хотел сказать автор, описывая этот случай? К чему он призывает? Что мы с вами определили? (Основную мысль текста, идею, то, к чему призывает автор).
3. Определение особенностей функционирования языковых средств. - Что такое жанр? Приведите примеры жанров эпического рода. Какие признаки объединяют эти жанры в эпический род? (герои, герои совершают действия, происходят события)
- Попробуйте дать определение типу речи «повествование»
4. Понятие. Прочитайте на с. 28.
- Какие слова являются ключевыми в определении типа речи «повествование»? Почему?
- Повествовать – значить рассказывать. Какие языковые и художественные средства мы используем, когда о чем-то рассказываем?
5.Определение структуры
- Что такое композиция?
- Рассмотрите схему на с.28.Что вы можете сказать?
- Сравните схему текста-повествования со схемой описания. Что вы думаете?
Физминутка
Начало событий, завязка – руки в стороны, затем в замок
Развитие действий, события – шагаем
Кульминация – шагая, руки вверх,
Развязка, результат развития события – разорвать замок и через стороны руки вниз

6. Закрепление «Собери текст»
- На слух «соберите» текст.
- Какова тема, основная мысль сказки? Помните слов А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Какой урок дает нам эта сказка?





Закрепляет карточку со словом «повествовать», затем «рассказывать», под ними соответственно «повествование» - «рассказ»

Ведет исследовательскую беседу, помогает сделать вывод, оценивает.



Задавая закрытые и открытые вопросы, просит аргументировать свои ответы, слушать друг друга, одну и ту же мысль высказывать разными словами











Слушает, комментирует, формативно оценивает




Выполняет вместе с детьми






Наблюдает, выполняет указания детей


Организует беседу.


Читают самостоятельно, затем обсуждают.


Подбирают синонимы, однокоренные слова





Участвуют в беседе, высказывания свои аргументируют.





Отвечая на открытые вопросы, рассуждают, анализируют, доказывают






















Выполняют действия, проговаривая названия частей текста.




Четыре ученика зачитывают части текста в разброс, остальные «передвигая» их, собирают текст.
Участвуют в беседе, высказывают свои мысли, дополняя дргуг друга.

4 мин.






1 мин



2 мин
III. Стадия рефлексии
1.- Как часто мы используем тип речи повествование?
- Какая должна быть речь, чтобы было понятно, интересно, приятно слушать?
2.Заполните второй столбик таблицы «Согласен – не согласен»
IV. Домашнее задание
§14, упр. 92 (для учащихся группы А, В – переписать, восстановив; для группы С – составить план)
V. Суммативное оценивание
Беседует по достижению цели урока



Наблюдает

Объясняет домашнее задание

Проводит формативное и суммативное оценивание
Отвечая на вопросы, рассуждают, предлагают свои варианты


Ставят условные знаки, сдают учителю

Записывают в дневник

Оценки выставляют в дневник



ПОВЕСТВОВАТЬ
РАССКАЗЫВАТЬ

ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССКАЗ


«Собери текст»
Дуб и ветер
1.Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.
2. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.
3.Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
4. Спросил тогда ветер у дуба: «В чем твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?». «Некоторые думают, что держит меня ствол. Но сила моя в том, что я в землю родную врос, корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен», - ответил дуб

Карточки-листочки:
Начало событий, завязка
Развитие события, действий
Кульминация
Развязка, результат развития события

«Согласен - не согласен» Ф.И. ____________________

утверждения
В начале урока
В конце урока

1
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте



2
Основная мысль – это то, о чем говорится в тексте



3
В тексте-повествовании есть логическая последовательность.



4
Повествовать – значит описывать



5
Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?





15