ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК — ЛЕВША (НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША

Ваш ребенок, взрослея, стал тянуть ручку к игрушке. Вы задумали научить ребенка кушать ложкой. Малыш стал что-то рисовать. Вы не замечали, какой рукой он пытается переделать все эти важные для него дела?
Левой? Вполне возможно, что ваш ребенок – левша. Осознание этого многими родителями воспринимается как приговор, отклонение от нормы. И они всеми способами пытаются переучить свое чадо.
Что же делать? Переучивать или нет? Существует множество разных мнений по этому вопросу. Кто же такие левши и чем же они отличаются от правшей?
Всем известно, что левое полушарие управляется правой рукой, а правое – левой. Левое полушарие является главным для полноценного развития у ребенка таких важнейших функций как речь, умения читать, писать, считать, конструировать, рассуждать, логически мыслить и т.д. Правое полушарие тоже играет важную роль в развитии психики, но все же не такую важную, как левое. Оно отвечает за эмоции ребенка, благодаря работе правого полушария ребенок учится любить, ненавидеть, испытывать страх, ценить и восхищаться красотой окружающего мира. С помощью одних только эмоций жить невозможно, невозможно научиться понимать различные жизненные ситуации, ориентироваться в них. Таким образом, нам становится понятно, что главное полушарие все таки левое, и, соответственно, рука, которой оно управляет, тоже главная. Первоначально у ребенка начитает созревать и работать правое полушарие, левое включается в работу гораздо позднее (примерно к году). В течение первых лет жизни ребенка оно все больше набирает обороты. Далее происходит распределение сил между правым и левым полушарием, их взаимодействие. Это происходит у правшей.
У левшей все наоборот.
Правое полушарие мешает левому быть доминирующим. «Борьба» между полушариями у ребенка-левши происходит более бурно. Все это возбуждает нервную систему в целом.
Ученые недавно выяснили, что страшна не сама «переделка» левши в правшу, а методы, с помощью которых происходить этот процесс. Если это делается в резкой и грубой форме, то, безусловно, ребенку наносится вред. Запреты, крики, настойчивое перекладывание предметов в правую руку нередко приводят к отрицательным последствиям, а в некоторых случаях даже к нервному срыву. Ребенок становится капризным, плохо спит, плохо кушает, боится оставаться один в комнате, часто плачет без серьезных причин – все это результат неправильного переучивания левши. Наиболее тяжелые проявления неправильного переучивания левши – энурез и заикание. Несомненно, эти явления таят в себе не только эту причину, но не стоит все же создавать дополнительный риск.
Если переучивание проходит незаметно для самого ребенка, то ничего страшного в этом нет.
Как один из вариантов выхода из сложившейся ситуации – научить ребенка действовать двумя руками. Если вы только замечаете признаки левшества, то, не запрещая орудовать левой рукой, попросите ребенка сделать то же самое правой. Таким образом, вы не будете фиксировать внимание ребенка на его «особенности». В этом случае повышается вероятность, что нервная система ребенка не будет страдать.
К 6-7 годам центральный нервный аппарат ребенка станет более крепким и устойчивым, а полушария будут работать каждый по своей части.
Причины левшества.
Определенного ответа на этот вопрос пока нет. Ученые сходятся на мысли о том, что наследственность играет в этом вопросе очень большую роль. Но далеко не всегда это удается выявить, так как переученные в детстве левши часто не помнят процесса переучивания. Никто и не подозревает, что различные расстройства нервной системы, головные боли, переутомляемость, раздражительность, головокружения являются следствием переучивания ребенка в правшу.
Существует такое понятие как «ложное» левшество. Если у ребенка правая ручка оказалась слабее левой в силу каких-либо причин, например, родовой травмы, то, естественно, ведущей будет левая рука. Но по мозговой организации он не левша. С течением времени мышцы могут окрепнуть, но привычка действовать левой рукой останется. Такое левшество называют ложным.
Так все же левшество – норма или нет?
Однозначного ответа нет и в этом вопросе. Исследователи разошлись во мнении. Одни считают, что левшество – результат особого управления сторонами тела со стороны мозга, которое имеет даже ряд преимуществ. Среди левшей больше одаренных людей. Ведь ведущее полушарие у них правое, то, которое отвечает за эмоции. Дети- левши эмоционально ярче, способны к рисованию, музыке, танцам. Так что повнимательнее присмотритесь к своему ребенку, может, вы увидите в нем будущего художника, артиста или музыканта.
Другие исследователи считают, левшество в определенном смысле аномалия, так как левое полушарие в силу различных причин работает несколько ослаблено, а правое (эмоциональное) очень активно. Такое положение приводит к тому, что левши эмоционально менее устойчивые в нервно-психическом отношении, они отличаются большей ранимостью, чаще, чем правши подвержены нервным срывам. Что касается частой одаренности у левшей, то они трактуются как результат гиперкомпенсации, то есть усиленной работы правого полушария ввиду ослабленности левого. То есть здесь такая же ситуация как при слепоте. Слепой музыкант - явление особое. При слепоте слух обостряется и становится более совершенным, чем у зрячего человека.
Таким образом, мы может отметить, что детям-левшам нужна особая чуткость, особые подходы к воспитанию. Неправильное, агрессивное поведение, переучивание любой ценой могут привести к деформации характера, который в дальнейшем существенно осложнить жизнь ребенку.