Разработка урока по теме Координатная плоскость (6 класс)






Анисенкова Вера Васильевна
учитель математики МБОУ
«Верхопенская СОШ
им. М.Р.Абросимова»













Разработка урока математики
по теме «Координатная плоскость»


6 класс



















Верхопенье


Цели урока:

изучить понятие системы координат на плоскости, понятие координатной плоскости, осей координат;
формировать навыки построения точки на плоскости по ее координатам;
развивать логическое мышление и творческую активность школьников в процессе решения задач;
воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:
индивидуальные папки с устными заданиями
карточки с разноуровневыми заданиями
компьютер, интерактивная доска

Ход урока

Организационный момент
«Что умеете хорошего, то не
забывайте, а чего не умеете,
тому учитесь»
из «Поучения Владимира Мономаха»
(Проверка готовности класса к уроку, сообщение темы, целей плана урока. Эпиграф урока – как понимать высказывание?).
В процессе урока заполняется личный оценочный лист, в результате чего в конце урока ученик сам выставить оценку в таблицу.
Оценочный лист
(верно выполненное задание – 1 балл)
ФИ____________________

Домашнее задание
3 балла
Устный счёт
2 балла
Закрепление нового материала
4 балла
Самостоятельная работа
5 баллов
Общее количество баллов

Оценка









13-14 баллов – «5»
10-12 баллов – «4»
7-9 баллов – «3»

Проверка домашнего задания
Даётся время на взаимопроверку, затем выясняются общие ошибки рассматриваются рациональные способы выполнения заданий.
Указываются ошибки, сделанные учащимися при выполнении работы.
Решаются на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
В это время слабым учащимся даются карточки для проверки степени усвоения материала – в результате проверки делается коррекция

Повторение
4 ученика – работа у доски с карточками
Фронтальный устный счёт по правилам действий с положительными и отрицательными числами (интерактивная презентация)
Фронтальные задания на применение способов рациональных и быстрых вычислений
Индивидуальная работа по папкам с таблицами для устного счёта – решение уравнений, определение координаты точки на прямой (задания по группам)
Фронтальное решение текстовой задачи по условию для сильных учащихся
Взаимопроверка, исправление ошибок, выводы.

Изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
– В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти.
Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
– Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта).
– Те из вас, кто играл в «морской бой», пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами – горизонтали. Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске всегда обозначаются латинскими буквами.
Такого рода «клеточные» координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах. («В квадрате 80–36 обнаружена неизвестная подводная лодка».) Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.
Термин «координаты» произошел от латинского слова – «упорядоченный», а приставка со указывает на «совместность»: координат обычно бывает две или более.
– Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.
Проблемный вопрос: Как определить положение точки на плоскости?
Презентация ученика по новой теме.
Изучение новых понятий.
Ответ на проблемный вопрос.

Физминутка
Проводится дежурным по классу – мультимедийное приложение:
Упражнения для глаз
Упражнения для пальцев
Упражнения для восстановления кровообращения в мышцах

Закрепление
Фронтально: построение точек по координатам, определение координат точек – интерактивная презентация, решить № 1390 (по рис. 115), № 1391 (рис. 116), № 1394 и № 1395 устно, № 1393 письменно,
Самостоятельное выполнение индивидуальных разноуровневых заданий на построение точек на координатной плоскости.
Самопроверка по готовому рисунку.

Подведение итогов
Выставление оценки за урок в оценочном листе, анализ работы каждого ученика, актуализация изученного.

Домашнее задание
Изучить п. 45; решить № 1419, № 1422, № 1424 (а); принести географические карты; творческое задание – составить задание по теме.

8. Рефлексия
Оказался ли полезным для вас изученный материал? Почему? Где можно применить полученные знания?


Спасибо за урок!















Урок математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость» логически выстроен от введения понятия «координатная плоскость, координаты точки» до самостоятельного использования школьниками приобретённых практических навыков.
Цель урока сформулирована в действиях учащихся. Структура урока соответствует его содержанию и цели, целесообразно распределено время для каждого этапа. Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока, соответствуют задачам этого этапа возрасту и уровню подготовленности учащихся. На уроке сочетаются разнообразные формы работы учащихся. Учитель использует систему заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении. Широко используются личностно-ориентированные и информационные технологии.
Большой по содержанию материал, представлен конкретно, достаточно компактно. Подобранный материал доступен, посилен для восприятия учащимися. Отмечается высокая плотность урока.
Учитель умело используется особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся, задействованы медиасредства, хорошо продумана самостоятельная деятельность учащихся, подобран интересный материал для самостоятельной работы. Разработку урока можно использовать в общеобразовательных классах, так как сложность заданий нарастает от примера к примеру.
Содержание урока расширяет знания учащихся, способствует выработке математического мышления и математической культуры, приобретению навыков самостоятельной работы.
Рецензируемая работа имеет завершённость, самостоятельный характер, поэтому рекомендуется к использованию в практике работы учителей района.