Сценарий мастер-класса по теме: Проектирование технологической карты урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия" города Протвино Московской области




Сценарий мастер-класса по теме
«Проектирование
технологической карты»






Выступление
на методическом объединении учителей начальных классов
Магрицкой И.А.




16 ноября 2015 г.
Цель:
1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании требований, структуры современного урока, методики их подготовки в рамках системно-деятельностного подхода.
2. Коллективно разработать методическую продукцию «Конструктор», как эффективное средство для «сборки уроков» в реализации новых ФГОС
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1. Теоретическая часть.
Слайд 1-2
Я думаю, что многие из присутствующих сталкивались с проблемой: даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их применении на практике. Ведь с внедрением ФГОС план-конспект урока уходит на второй план. На смену ему приходит технологическая карта.
Проектирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
Слайд 3
Что же такое технологическая карта?
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Слайд 4
По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.
Слайд 5
Слайд 6
Пошаговый алгоритм
ШАГ 1
- чётко определить и сформулировать для себя тему урока; - определить место темы в учебном курсе; -определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
ШАГ 2
- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3
-спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала; - воспроизведение; -применение знаний в новой ситуации; -применение знаний в незнакомой ситуации; -творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2)задания, способствующие осмыслению материала учеником.
ШАГ 4
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.
ШАГ 5
Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать :
- что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля.
ШАГ 7 Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Слайды 7-9
В структуре технологической карты урока выделяются следующие блоки:
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции).
2. Практическая часть
На сегодняшнем мастер-классе мне бы хотелось вместе с вами спроектировать технологическую карту урока русского языка "Сложные предложения с бессоюзной связью". Девизом нашей работы будут слова «Без творчества нет учителя».
Для удобства и скорости работы группам выдается кейс с вспомогательным рабочим материалом. Я предлагаю каждой группе вытянуть название этапа урока для моделирования.
3. Обсуждение разработанных участниками мастер-класса фрагментов технологической карты по формированию УУД.
Представители  групп, пользуясь своими наработками, выводами,  обосновывают позицию группы, объясняя, почему тот или иной прием может  быть присущ  тому или иному этапу урока.  В ходе заслушивания всех групп, выявляется картина  создания Конструктора урока. После защиты своего этапа урока каждая группа вывешивает на доску табличку с буквой, чтобы в результате получилось слово на доске «ТВОРЧЕСТВО».
- Можно долго спорить о том, каким должен быть урок . Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

4. Рефлексия. Подведение итогов и формирование предложений по  теме мастер-класса. И в завершении нашей работы давайте проведём рефлексию. Сегодня это  – рефлексивная ладошка.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
  большой –для меня это важно и интересно
указательный - я получил конкретные рекомендации
  средний - мне было трудно ( не понравилось)
  безымянный –моя оценка психологической атмосферы
  мизинец - для меня было недостаточно
Заголовок 215