презентация по русскому языку на темуСтроение типов текста(4 класс)

Тема: Строение текстов разных типов.
Цель:  Обобщить и систематизировать знания о  типах текстов.  
Задачи: Совершенствовать знания учащихся  о  типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать  развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.  Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения.  Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. 
Тип: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование:  мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, картинка тигра, эскиз газеты, памятки, карточки с буквами Р,О,П .
Результаты обучения:
Умеет:
-  определять тип текста;
-  различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;
- самостоятельно составлять тексты разных типов, используя  свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;
- давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.  








Ход урока.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Настроенье каково?
Во!!!
1.Организационный момент.                              
- Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)
- Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.
Деление на группы 
1 группа-«Сообщаю»       2 группа –«Описываю»        3 группа –«Рассуждаю»   4 группа – «Составляю»
Психологический настрой:
Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе  живём.
 Наш девиз: «Один за всех и все за одного».  
(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою фамилию и имя.
Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):  
2.Сообщение темы и цели урока.
- Внимание на экран! ( Презентация)
- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)
Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.
-Соберите из букв слово: КЕТТС.
-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).
Итак, тема нашей «Классной газеты» - ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)
-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.
(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?  
А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»
– Повторим типы текстов и их характерные признаки.
Слайды. Памятки.
4. Работа с сигнальными карточками.
(Читаю тексты разных типов)
- Определите тип текста и покажите карточку.
- 5. Повторение и анализ основных понятий.  
Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый. И клыки большие есть. Мясо любит он поесть. У него с когтями лапа, может сильно поцарапать, А издалека на кошку этот зверь похож немножко.     (Тигр) (Картинка)
- Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)  
6. Возьмите файл №1. Прочитайте текст, определите его тип   (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор.  (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.  
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? 
4 группа. Составьте текст из предложений.
    Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.
    Рисунок, расположенный на теле  характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние. 
     Красавец, да и только! 
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»            
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)
Физминутка.
7. Обобщение и систематизация знаний.
- Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.
  Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же  сохранилось. Помогите автору восстановить текст.   
(Индивидуальная работа)  Восстанови  текст. Определи тип текста.
(Текст – описание)
   Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____.  Шубка у него ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.
    Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый.
(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)
 (Текст – рассуждение)
   Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это  ____________друг. А ещё с ним можно__________________.  А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.
Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь,   утешает в горе.    
(Текст – повествование)
   У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.
Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда   у ____очень хорошее настроение он любит_______.  Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________,
Вот такой он озорник!
- Какие тексты вы выбрали ? Докажите.
-Кто согласен ? (Сигнал)
8. Чтобы проверить ваши знания,  предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)
Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)
- Чтобы проверить ваши знания предлагаю тестовое задание
- Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение   Б) текст- повествование   В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении   Б) текст- описание  В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол    Б) имя прилагательное   В)имя существительное
5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание    Б) текст- рассуждение  В)текст- повествование
 РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)
 - Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать
9 .Инструктаж д/з.
Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?
- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.
(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Перед вами первый выпуск «Классной газеты».
- О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных..)
- Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)
- Какая получилась газета? (Интересная, классная, замечательная, лучшая.)
- Какой тип текста помог описать нашу газету? (Описание)
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом)
- А еще почему «классная»? (Лучшая, замечательная)
- А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? (Рассуждение)
- Добились ли мы цели урока?
Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Мы газету закрываем и здоровья всем желаем!   
                       ( Притча  с бабочками).                                                          

Заголовок 315