Образование слов при помощи суффиксов


Тема: Образование слов при помощи суффиксов
Цель урока: 1. Усвоить образование новых слов при помощи суффиксов;
2. Развитие умений и навыки в разборе слов по составу,
развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их
мыслительной и творческой деятельности;
3. Воспитать уважение к труду людей разных профессий;
Тип урока: стандартный, урок усвоение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
Методические приемы: выразительное чтение, взаимопроверка, самостоя - тельная работа;
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
Ну теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли в порядке;
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят
Все ли внимательно глядят?
II. Психологический настрой на урок.
Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы способные, умные, и конечно же, поможете вести урок, у вас все получится.
Тренинг. Ученикам предлагается игра.
"Сети счастья" Суть этой игры заключается в том, что учащиеся (по цепочке),
передавая друг другу клубочек, желают что - то приятное.
III. Проверка дом. зад.
Упр. 4 (стр. 66) "Письмо"
Упр. 8 (стр. 67) выраз. чтен. стих - я. "Письмо"
IV. Повторение темы "Словообразование"
1. С целью повторение проводится групповая работа - построение схемы
"паучок" (части слова)
2. Графический текст на интерактивной доске.
На доска таблица.
Слово Слово Однокоренных слово Форма одна по слово
Гулять Прогулка + Свистеть Свисток + Дом Домовой + Карта Карту +
Книга Книжный + Ручка Ручки +
Ходить Походить + Учащиеся должны определить, в каком случае два слова является однокоренными словами, а в каком - формой одного и того же слова. (Для этого они по одному походят к доске и ставят отметку в нужном поле).
V. Изучение нового материала
1. Работа над текстом "Почему мы должны строить" (упр. 1. стр. 68 - 69).
Прочитать, выпол. зад. к тексту; составить словосочетания, опираясь на схемы.
Задания прочные, здания удобные, здания разнообразные; Надо строить прочно, надо строить дешево, надо строить быстро
2. Фонетическая зарядка. Произносим правильно.
Пещера храм вокзал тоннель
Хижина крепость аэропорт плотина
3. Работа у доски.
Вставить пропущенные буквы (стр. 70)
Человек учился строить ж...лые д...ма и храмы, замки и креп...сти, з...воды и фабр...ки, ш...ссе и ж...лезные д...роги.
Дополнительное задание.
Что ты можешь сказать о словах - фабрика, шоссе, вокзал, аэропорт?
4. Самостоятельная работа (вып. упр. 7. стр. 70)
"Как строили дом" - выписать в начальной форме слова, обозначающие названия лиц по роду их профессии, выделить суффиксы.
Планировщик кровельщик
Экскаваторщик плотник
Бетонщик стекольщик
Каменщик водопроводчик
5. Объяснение
После согласных д, т, з, с, з, ж - пишется суффикс Чик
6. Выполнить упражнений № 2, 3 (стр. 71)
№ 2 устно, опираясь на словообразовательные схемы, скажите как образованы данные слова
Водопроводчик - водопровод
Бетонщик - бетон
Домик - дом
Лесник - лес
Слово каменщик образовано от слова камень при помощи суффикса - чик
Упр. 3 (письменно)
От данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте названия лиц (профессии)
Чик грузчик
Щик барабанщик
Тель писатель
Ист горнист
Ник лесник
VI. Разминка работа по карточкам
Игра (кто быстрее?) не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся (на основе упр. 4,6,7)
VII. Словарно - орфографическая работа
Запись нового слова в словарики, дать ему толкование (стр. 74)
VIII. Подведение итогов урока.
Графический диктант. Закрепим сведения о профессиях, выполнив графический диктант. Знаком "+" обозначим названия профессий,
а знаком "-" остальное слова
Учитель, водитель, машинист, хирург, улица, маляр, ученик, продавец, родственник, сосед, друг, механик.
IX. Задание на дом.
1. Стр. 70 "Новые дома" - составить из данных слов предложения, чтобы
получился рассказ.
2. Упр. 12 (письменно)
X.Комментирование оценок. Завершение урока.