Научная работа.Духовная музыка.Для уроков по музыке.


научно-практическая конференция
«Духовная музыка.
мода или необходимость?»
Содержание
Введение. Обоснование темы, цели и задачи исследования…..2
Основная часть……………………………………………………4
1.Музыкальные вкусы школьников……………………………..4
2.История и становление русской духовной музыки…………..5
3.Вклад отечественных композиторов, исполнителей в развитие русской духовной музыки………………………………………..6
Заключение………………………………………………………..9
Список используемой литературы, интернет ресурсов………..11
Приложение (диск с презентацией)…………………………….12
«Музыка-самое божественное и духовное из всех искусств»
Письма Махатм«Как гимнастика укрепляет тело, так музыка выпрямляет душу»
В. А. Сухомлинский
Введение. Обоснование темы, цели и задачи исследования.
Одной из проблем современности считается духовный кризис нашего общества. Все заметили, что теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности: патриотизм, милосердие, любовь к ближнему и т.д. Неистовая музыка, которая заполнила сейчас радио и телевизор ошеломляет, оглушает человека. Она не способна нести в себе созидающее начало, ей сопутствуют лишь душевный разброд и метание. Музыкальный диссонанс исподволь, незаметно травмирует юные души. Вводит их в мир отрицательных ощущений, вот отсюда и проявление агрессии, жестокости, насилия.
Но, к счастью, в нашей жизни сохранились некоторые островки подлинной Гармонии. Один из них-духовная музыка.
Цель работы: расширить объем знаний о духовной музыке, о ее взаимосвязи с религией, определить, искренне ли на протяжении ряда веков христиане ценят духовную музыку или ради кратковременного, показного увлечения. Я поставила такие задачи, как изучение истории возникновения и развития духовной музыки, исследование музыкальных увлечений школьников сегодня, изучение отношения современных музыкантов к духовной музыке.
Всем известно, что духовная жизнь основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Поэтому забота о невидимой части себя определяет наше счастье или несчастье. Духовность-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизнедеятельности которого становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности-мораль, мировоззрение. Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, с моей точки зрения путь,-музыка. Она принуждает радоваться и плакать, способна объединять людей, очищает душу от всего несуществующего, поднимает нас к высотам понимания смысла жизни.Музыкальное искусство позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их многообразии и взаимосвязи. Музыка способна возродить, излечить душу человека.
О возрождении духовном сейчас говорят много. Это сегодня модно. В 21 веке строится много новых храмов, реставрируются старые, в церквях есть постоянный состав певчих-людей, которые по зову души пришли в храм . Да и по ТВ мы видим, что многие известные политики, бизнесмены, актеры, ранее не отличавшиеся набожностью, стоят в храмах, молятся, ставят свечи, слушают церковный хор. От души ли это или ради моды? А то ведь получается, как в одной из песен А. Макаревича: «…Стал овечкою, встал со свечкою…». Так способна ли духовная музыка в самом деле преобразовать человека, сделать его проще, чище, милосерднее? Или интерес к ней-дань моде?
Основная часть.1. Музыкальные вкусы школьников.
Я провела социологический опрос учащихся 5-8 классов «Музыкальные вкусы школьников», который выявил односторонние вкусы подростков в области развлекательной музыки. Например, 39% анкетируемых предпочитают отечественную эстраду; 33%- зарубежную; 18%-классическую; 3%-народную музыку; 3%-духовную (церковную) музыку; 4% слушают шансон. Анкетирование учащихся о том, какая музыка-зарубежная или отечественная-наиболее воздействует на духовное развитие человека, показал: воздействие музыки отечественной сильнее, и, по словам учащихся, тексты песен играют огромную роль; слушая зарубежную поп- и рок-музыку, подростки концентрируют внимание на мелодии, ритмических и аккустических эффектах, совершенно не задумываясь о содержании музыкального произведения. А ведь есть музыка, которая лечит душу, музыка, способная затронуть за живое…Это духовная музыка. Возникает вопрос: «Духовная музыка: мода или необходимость?». Чтобы разобраться в этом, я постаралась выяснить, что же такое «духовная музыка».
Большая Советская Энциклопедия дает определение духовной музыке: «Духовная музыка-это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначена для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)». Апостол Павел, один из учеников Иисуса Христа, создателей Христианской Церкви, учил, что человек состоит из тела, души и духа. Тело духовной музыки-физический звук, душа-закон и развитие звука, дух-смысл музыки. Христианская духовная музыка-это молитвенное обращение к Богу, к духовному началу Вселенной Человека.
2. История возникновения и становления русской духовной музыки.
Когда же появилась духовная музыка? Духовная музыка появилась во времена царя Соломона (1000 лет до н.э.) в Израиле; христианская духовная музыка-в начале нашей эры (в 1 веке), вскоре после Рождества Христова, в Палестине. Согласно Библии, Иисус Христос сам участвовал в пении псалмов. «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»-сказал Святитель Иоанн Златоуст. Духовная музыка стала входить в жизнь христиан. Особенность православного пения заключалась в том, что источником звука стал не инструмент, а само существо человека, его душа, этот вид музыки стал стремительно развиваться.С 4 века строились христианские храмы, и развивалась храмовая музыка. В 7 веке в храмах стали все присутствующие стоя исполнять акафист-христианское песнопение. К 9 веку основными музыкально-поэтическими формами византийского пения становятся тропарь, кондак, канон.Тропарь-краткоемолитвенное песнопение, которое поется после каждого стиха при чтении псалма. В нем прославляются дела Божьи, Богоматерь, святые угодники, составляется для определенных праздников.Кондак-род поэмы на библейский сюжет с одинаковым количеством слогов. Сейчас это краткое молитвенное песнопение. Особой формой православной гимнографии, в которой прославляются святые, является канон, который состоит из 9 песен, исполняется вслед за Всенощным Бдением. Огромная роль в совершенствовании канона принадлежит Иоанну Дамаскину (8 век). Иоанн Дамаскин систематизировал осмогласие-музыкальную систему из 8 голосов. В 11 веке стало распространяться хвалебное песнопение в честь какого-либо праздника, исполнялось в ходе богослужения. Оно получило название стихира. На Руси после Крещения в 988 году стали строить русские храмы, писать русские иконы, открывали певческие школы. Духовная музыка стала прочно входить в обиход русичей. Спустя несколько веков она обрела свои, особые черты. В 17 веке стали петь по особым знакам высоты и силы звука, появился знаменный распев, в котором соединились внутренняя мощь,эпическая сила русской музыки.В середине 17 века появилось партесное пение-исполнение по партиям, в основе которого лежит гармоничное и полифоническое письмо. Если знаменное пение заставляло вникать в текст, то в партесном пении на 1 план выходила музыка. Духовная музыка продолжала развиваться, приобретая свои особенные черты, укрепляя духовный потенциал, духовные и нравственные ценности в сознании людей.
3. Вклад отечественных композиторов, исполнителей в развитие русской духовной музыки.
В 18-19 веках было огромное влияние немецкой, итальянской церкви, протестантского, католического стиля. Русские композиторы Д.С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие сделали все для сохранения национальных основ русской духовной музыки. В 1880-е годы Чайковский обратился к духовной музыке не потому, что модными были противоречивые тенденции, дискуссии в обществе той поры (одни отстаивали религиозную картину мира, другие убеждали в пользе революции). О церковной музыке Чайковский сказал, что это «огромное и еще едва тронутое поле деятельности». Композитор пришел в эту сферу по зову сердца, что запечатлено в его дошедших до нас дневниках. Он сыграл большую роль в деятельности Синодального училища, хор которого превратился в важнейший сохранения и развития русского православного церковного пения.Чайковский написал полные циклы к двум важнейшим богослужениям православной церкви: «Литургии святого Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882) и другие произведения. Без подлинного религиозного чувства композитор не мог бы создать духовной музыки. Духовно-музыкальные произведения П. И. Чайковского исполняются и в наше время, например «Трисвятое».
С 1917 года развитие русской духовной музыки существенно замедлилось, но и в это время находились композиторы, не поддавшиеся атеистическому напору и создавали духовную музыку. Пример тому С. В. Рахманинов. Он родился в дворянской семье Новгородской губернии, получил светское образование. В его музыке есть и символизм, и русская задушевность, и элементы джаза, и христианские мотивы. Музыку Рахманинова отличают духовные свойства-исповедальность. « Я люблю церковное пение…ведь оно, как и народные песни, служат первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка»,-сказал С. В. Рахманинов. Присутствие колокольности в музыке Рахманинова наводит на мысль о его близости к православной христианской вере.Не все, что создал Рахманинов можно спеть на клиросе, но в поэме «Колокола», в «Симфонических танцах» просматривается идея о том, что путь к Богу-путь непростой, но он светел и свят. «Всенощное бдение» Рахманинова-произведение сложное, но искреннее, стройное, гармоничное. Это произведение светского человека по праву считается духовным.
Духовная музыка-это величайшее художественное наследие нашего народа. Особый внутренний строй, чистота, открытость, ясно очерченная мелодия, строгий, спокойный ритм, благозвучные аккорды, в которых сливаются все голоса хора-характерные черты духовной музыки. И вот в начале 21 века духовная музыка вновь зазвучала в концертных залах, по радио и ТВ, мы услышали церковные хоры, колокольный звон.Особую музыку создает перезвон колоколов-благовест, его люди всегда слушали с почтением, благоговением, как и хор в церкви. Колокол-глашатай церкви, души человека. В 1992 году в Саратове была создана первая школа звонарей. «Русские звонари подняли музыку звонов до высокого художественного уровня», -так о колокольных звонах сказал А. С. Ярешко, президент Ассоциации колокольного искусства России, профессор Саратовской Государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Практику семинаристы проходят в Саратовской церкви иконы Божией матери «Утоли моя печали».
С начала 17 века колокола слились с богослужением Русской Православной Церкви. Звон колокола воздавал славу Богу. Звоном освещался воздух и изгонялись из него вредоносные силы. Возможно, сегодня о темных силах люди и не задумываются, но услышав колокола, словно светлеют лицом и душой.
В 1991 году по инициативе Л. А. Лицовой, заслуженного деятеля искусств России, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова создан Саратовский губернский театр хоровой музыки. Это было востребовано жизнью города с богатыми традициями хорового искусства. В репертуаре коллектива свыше 300 сочинений различных эпох, жанров. Особое предпочтение отдается русской духовной музыке. Звучание коллектива отличается яркой тембральной палитрой, безупречным строем, выразительной подачей слова и музыкальной интонации.
Так в чем же предназначение духовной музыки? Что это: дань моде или необходимость? Изучив историю развития духовной музыки, обращение к ней великих композиторов, я пришла к выводу, что для русского человека это необходимость.Приобщение к духовной музыке дает знание истории и культуры своей страны, помогает сберечь взаимосвязь поколений, способствует воспитанию в молодежи любви, сострадания, добропорядочности, развивает чувство красоты и гармонии. Духовная музыка никогда не подтолкнет ни к алкоголизму, ни к наркомании, ни к другим грехам и порокам, ведь она согрета любовью к людям, направлена к душе человека и одновременно соединяет его с Вселенной, а для верующих людей с Богом. У нее нет слабых сторон, потому что она до конца насквозь светлая, как светло небо, как светлы чистые помыслы истинных музыкантов. Вслушайтесь в нее, почувствуйте ее душой, и вы ощутите гармонию, которую нельзя будет разрушить.
Духовная музыка бессмертна, а значит востребована и необходима во все времена. Сердце славянина всегда тянулось к красоте православных песнопений. Сегодня, к счастью, духовная музыка возвращается из небытия. К ней надо прикасаться не ради моды, а с благоговением. Это наша душа, наши храмы.Мир земной не совершенен, но все познается в сравнении. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. Хорошо, что в наше неспокойное время у многих эстрадных звезд появились песни, в которых присутствует глубокое уважение к христианской вере, например песня О. Газманова «Мой Храм», у группы «Белый орел» песня «Храмы России», у В. Байкова «Пресвятая Богородица» и другие, в которых есть черты исповеди, молитвы. «Молитва-общение человека с Богом, общение двух любящих»,-это слова Митрополита Лонгина (2011г.). Примером того, как человек может прийти к Богу не ради модных тенденций, пиара и прочего, а по велению сердца-творчество современного певца Николая Носкова, прежде выступавшего в составе группы «Парк Горького». После гастролей по зарубежью, нескольких лет проживания в Америке в душе Николая зазвучала иная музыка. Многие его песни не духовная музыка, но по силе душевных переживаний и искренней вере очень близки к ней, очень исповедальны. Песня Н. Носкова «Не осуждай меня, Господь» не дань моде, а настоящий крик души человека, узнавшего истинные ценности жизни. Для него, как и многих из нас, это Родина, Бог, близкие люди, милосердие, покаяние, добро.Заключение.
А как сейчас воспринимает духовную музыку мое поколение? Ведь с ней мы знакомимся на уроках музыки, на занятиях в кружке ОПК. Я провела небольшое исследование по выявлению восприятия духовных произведений школьниками 5-8 классов. Не смотря на увлечение рок-и поп-музыкой, в пятерку предпочтений вошла и духовная музыка, школьники отмечают, что «она помогает в тяжелую минуту, способствует успокоению души», «учит добрым поступкам», «она необходима людям». Но есть несколько подростков, которые относятся к духовной музыке «нейтрально», или «не понимают ее». Значит, школьных занятий недостаточно для понимания необходимости духовной музыки. Каждый человек должен работать над собой в духовно-нравственном направлении. О важности воспитания духовности не раз говорил протоиерей храма Св. А. Невского г. Ртищево Виктор Старков. С его участием в нашей школе уже несколько лет проходят мероприятия, посвященные Рождеству Христову, Пасхе и др., где представляют театрализованные действия, связанные с библейскими сюжетами, поют дети, матушка Ольга Старкова с дочерьми, мы слышим настоящий тропарь, настоящий кондак. Такие мероприятия дети посещают с удовольствием и после них остаются добрые светлые чувства. «…Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освещение и служат руководством ко всякому любомудрию…» (Святитель Иоанн Златоуст.Из беседы на 41-й псалом).
Тексты на библейские сюжеты, стройный хор, красота и гармония обогащают людей духовным теплом. В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить, это способна сделать духовная музыка.На протяжении ряда веков духовная музыка воплощала идеал красоты-духовной и эстетической. Она дарила и дарит людям ощущение благодати, утешения, воспитывала и воспитывает любовь к Богу, к ближнему. Духовная музыка ценна не только как часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая через века совой свет истины, укрепляющая нас духовно. Так разве может быть эта музыка безликой, просто модной? Нет, нет и нет. Духовная музыка в наше время должна стать необходимостью, ибо она служит своеобразным инструментом для соединения с Вселенной, с Божественным, для осознания своей сущности, своего духа. Это музыка до того искренняя, что с ней можно говорить как с невидимым собеседником о самом сокровенном. Так может это быть модой? Это безусловно необходимость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.
1.Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., РИО Федеральных архивов, Русские огни, 1994.-240 с.
2.Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до
« Серебряного века», М., гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.-384 с.
3.Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс . Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/