Конкурсное задание Я — учитель


Конкурсное задание «Я - учитель»
Волощюк Ирина Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ ст. Троицой
Крымского района

Края родные полюбила с детства
И никогда воззренья не меняла.
Труды отцов достались нам в наследство,
Как в мире самый ценный капитал.
Моя профессия – учитель. А как же иначе? После окончания школы для меня не было трудности в выборе профессии, так как к учительской работе любовь возникла у меня с детских лет. Все мои родственники были учителями.
Мой дедушка, Яшин Николай Фёдорович, вернувшись с фронта, стал работать директором Троицкой начальной школы №85. Тяжёл был труд учителя в послевоенные годы: приходилось восстанавливать разрушенные здания школы, заново организовывать учебный процесс. Очень сложно было найти подход к израненным детским душам. В начальные классы садились дети разных возрастов, ведь во время войны школы не работали. К каждому ученику нужно было найти индивидуальный подход. Вместе с семилетними ребятами за одну парту садились четырнадцатилетние подростки. Вся тяжесть работы ложилась на плечи послевоенных учителей. Николай Фёдорович в совершенстве знал и любил свою работу. Эту любовь он смог привить и своим детям.
Дочери Николая Фёдоровича пошли по стопам отца. Алевтина Николаевна и Лидия Николаевна (моя мать) стали учителями начальных классов. Яркую и наполненную делами и событиями учительскую жизнь прожила моя мама. Дети её очень любили. До сих пор её помнят ученики, которые сейчас уже стали бабушками. Ведь мама работала в школе с 1965 по 1996г. В те годы, кроме обучения и воспитания детей, учителя вели активную общественную жизнь. Моя мама ездила с лекциями по хуторам, принимала участие в художественной самодеятельности.
А теперь я, Волощук Ирина Евгеньевна, продолжаю династию учителей нашей семьи. В своём выборе я утвердилась ещё обучаясь в начальной школе. Моя первая учительница – Нелепина Раиса Архиповна. Добрая, жизнерадостная Раиса Архиповна давала ученикам не только знания, но и душевное тепло. Она учила нас думать, спорить, совершать открытия. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - писал Конфуций. И до сих пор, уже будучи учителем, вспоминаю те уроки, сравниваю, сопоставляю, черпаю мудрость, нахожу ответы.
Уже тогда я была уверенна, что буду именно учителем начальных классов. От работы получаю истинное удовольствие!
Первый класс. Трепет, волнение… Какие они, мои будущие ученики, малыши-первоклашки? Перепуганные, оторванные от мамы, растерянные, доверчивые. В этот момент учитель начальных классов для них становится именно МАМОЙ: надёжной, мудрой, любящей, понимающей, заботливой. Учить приходится всему: как сидеть за партой, как застегнуть пуговку, как помочь друг другу, учить прощать, добиваться успеха, думать, дружить, преодолевать трудность, верить в свои силы, учить любить жизнь… Иногда приходят растерянность, страх: я не сумею. Но вот первые успехи! Научились читать! Победа! И вот четвёртый класс. Смотришь на своих ребят и не веришь, что это те самые несмышлёныши, которые переступили порог школы 4 года назад! Перед тобой стоят совсем другие дети: твои, любимые, родные. Они моими остаются всегда. Будучи учениками среднего звена, продолжают прибегать ко мне в класс, делятся своими успехами, неудачами, просят совета, признаются в любви ко мне. Наверное, эту любовь надо заслужить. А без любви нельзя. Любить учеников, это не значит, что нужно им во всём потакать, идти у них на поводу. Мы беседовали с ребятами на тему «Что такое любовь, и в чём она проявляется?». Мои ученики пришли к неожиданному выводу: любовь мамы, учителя проявляется в строгости, в требовательности. Только неравнодушный, любящий человек переживает за твоё будущее, хочет, чтобы ты вырос настоящим Человеком. Вот такие у меня ученики!
Моя профессия – учитель. Но не только я учу детей. Они учат меня. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Добросовестно готовясь к урокам, планируя свою деятельность и деятельность учеников, никогда не знаешь, как пройдёт день. Наверное работа в школе тем и притягательна, что все дни, как и дети, разные. Когда ввели в школах новые стандарты, я, как и многие учителя, отнеслась к ним с недоверием. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Новый подход к образованию, методы, технологии… Но, повинуясь законам нового времени, стала менять свой стиль работы, по другому организовывать учебный процесс. С удивлением заметила, что ученики стали учиться с настроением, азартом. Утром встречаю ребят и с порога слышу: «Ирина Евгеньевна, а сегодня групповая работа будет?» Оказывается ребятам важно почувствовать свою нужность, причастность к общему делу. Ведь работая командой, каждый может проявить себя в меру своих сил, ощутить успех от проделанной работы. То, что ты сам не в состоянии осилить, можно сделать сообща!
Успех окрыляет, даёт чувство уверенности, желание достичь большего. Стараюсь на уроках показать ученику положительные изменения в нём относительно самого себя. Для этого в образовательном процессе я использую ситуации, настраивающие на успех. Например, на уроках чтения мои ребята проводят самозамер техники чтения, выстраивают свои «читательские дорожки». Поднимаясь по «ступенькам» вверх, ученик понимает, что он добился лучшего результата, он – МОЛОДЕЦ! Продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям, ребенок испытывает желание двигаться дальше. Ещё В. А. Сухомлинский сказал: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть». И, как бы продолжая эту мысль, хочется обратиться к словам австрийского педагога, пианиста и композитора Артура Шнабеля, жившого в первой половине прошлого века: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Удивительно! Слова сказанные около ста лет назад, а как по современному звучат! Современному миру нужны люди не с готовым багажом знаний, а люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель…
Вечер. Рабочий день окончен, но не для меня. Слышу, как мои сыновья оживлённо обсуждают с отцом какие-то достижения науки. Мне очень хочется посидеть с ними, но не могу, потому что надо подготовиться к контрольной работе и проверить тетради. Чувствую усталость, откинулась на спинку стула и задумалась: «Столько времени приходится уделять работе. На сколько же она важна для людей?» Вдруг слышу слова из соседней комнаты: «До чего же учёные дошли!» И я подумала: а ведь прежде, чем стать учёными, они в раннем детстве должны были получить азы, чтобы с годами пополнять, расширять объём своих знаний и использовать их для различных исследований, открытий во всех областях человеческой жизни. Строители начинают строить дом с закладки фундамента. Насколько прочен будет он, настолько прочным и долговечным будет построенное здание. Учителя, начиная с первого класса, также закладывают основу для будущих достижений. И насколько прочной будет эта основа, настолько лучше станет наша жизнь в будущем. Я улыбнулась своим мыслям, представила себе завтрашнее утро, встречу со своими маленькими сорванцами, будущими специалистами и, возможно, большими учёными, а самое главное, хорошими людьми. Какими будут мои ученики, что после себя оставят – во многом зависит и от меня. И усталость как-то отошла на задний план. Я – учитель, учитель начальных классов!