Конкурсное задание эссе Я — учитель


Я - учитель
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдёт.
К.Д.Ушинский
Сегодня все в природе бурно… Метель. Сугробы. Снег белый до рези в глазах, он размашисто укутал все вокруг: дома, деревья, провода… Мне всегда нравилась такая погода. Кажется, исчезает весь мир, время перестает переводить стрелки на часах. Ты остаешься наедине с собой. Есть минутка поразмышлять, подумать о том, на что не хватает времени в обычной жизни. И в душе зарождается ожидание чего-то нового, светлого, чистого, где можно «написать» свою судьбу без ошибок, набело.
Кто бы мог подумать, что из маленькой, и очень серьезной девочки получится учитель? В нашем роду учителей никогда не было, а вот, поди ж ты, появился.
Взрослея, я присматривалась к окружающим меня людям, пыталась анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Остались в прошлом детство, согретое любовью родителей, беззаботная и счастливая юность…. Многие мои мечты сбылись.
Я – счастливый человек. Теперь у меня большая семья: любимый муж, два прекрасных сыночка и две красавицы дочки. И это мне нравится. Может, и в школу меня потянуло потому, что мне стал близким детский мир, захотелось помочь разобраться во взрослых проблемах, житейских ситуациях не только своим, но и другим детям. Вот так моя семья привела меня в школу. И теперь ученики помогают мне лучше понять своих детей, а мои дети – учеников. Так случилось.
Я – учитель. Иногда мне кажется: я ещё настолько неопытна, что продолжаю учиться вместе со своими учениками…Действительно, обучая и воспитывая ребят, я тоже обучаюсь и воспитываюсь, постоянно «пребываю» в замечательной поре детства и юности.
Я учу детей истории и обществознанию. Не берусь утверждать, что история важнее физики или русского языка, интереснее географии или химии, но согласитесь, история – это всегда загадка, волнующее прикосновение к прошлому. Людям всегда интересно знать, как жили раньше, что носили, какими вещами пользовались в быту. Особый трепет возникает, когда держишь в руках вещь, которой 100-150 лет. Держишь и думаешь: «Вот она, история!». Уже нет человека, который ее сделал, эту вещь; нет людей, которые ею пользовались; а она вот – в твоих руках. Это ли не интересно?!
Человечество мучительно, но упрямо переходит на новую ступень развития. Новый век наряду с положительными моментами несет в себе много негативных явлений: усиление бездуховности, нестабильность жизни, нарушение привычных устоев и нравственных ориентиров. Некоторые социологи и политологи упорно твердят о приближающемся духовном кризисе человечества.
На мой взгляд, человечество без особого труда рассталось с XX-м веком. Особенно это касается миллионов наших вчерашних и сегодняшних соотечественников. Развенчаны вожди, исчезли из активного словаря слова «пионер», «комсомол», «коммунизм», поменялись приоритеты. Распался Советский Союз, появились новые слова: «демократия», «народный депутат». А потом – «Чечня», «боевики», «бизнес», «экономический кризис», «инфляция»…Создается ощущение, что многие люди в одночасье потеряли разум, озлобились, наполнились ненавистью и готовы на многое по пути к сытой жизни и примитивным благам. Они торопятся, словно жить им осталось пару месяцев.
Каждый век нашей истории заканчивался трудно. И каждый новый век начинался с надежды на то, что он будет лучше.
Противоречия между прежними взглядами и происходящими переменами в третьем тысячелетии требуют нового мышления, динамизма, гибкости. Как правильно все это оценить нам, учителям истории? В наше время немало говорится о целях и задачах преподавания истории. Весьма распространено мнение, что история – фактологическая дисциплина, чья функция – верное описание событий, выдача характеристик князьям, королям, императорам, революционерам и государственным деятелям. Но это не так!
Именно на уроках истории школьникам прививается вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Думаю, что нормой преподавания истории должно стать следование принципу: силу авторитетов надо заменить силой аргументов. Оценка событий или личности не может быть принята или отвергнута без критического анализа.
История –древняя наука, наука о жизни людей. Нужно научить маленького человека по-человечески относиться к тому, что его окружает. Научить великодушию, доброму отношению к людям, готовности понять другого, стремлению видеть в нем равного себе, человека, достойного уважения. Я считаю, что уроки истории должны быть направлены на воспитание гуманизма. Никакие лозунги, призывы к духовности не будут убедительными, если не показать подросткам пути реального достижения успеха способами, приемлемыми в моральном и этическом плане, если не научить достигать желаемого, сохраняя при этом себя, умея гибко противостоять жесткому и жестокому воздействию внешней среды. Где же еще, на каком уроке решать эти задачи, если не на уроках истории и обществознания? Решать сегодня, завтра и послезавтра. «Истинным защитником России является история», - сказал когда-то Ф.И. Тютчев. Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее хрониках то, что и является смыслом жизни, а пока…
Каждое утро иду в школу, на мое «здравствуйте» дети здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе, возле кабинета, меня уже ждут. Поделятся со мной о своих удачах и бедах, тем новым, что у них появилось, попросят сфотографироваться с ними на память. Это такое счастье - быть кому-то нужным!
А сегодня ночью метель успокоилась, снег падал мягко, легко и радостно…