Обобщение по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».


-1-
Тема: Обобщение по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Цель: Систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определить интонационные особенности этих предложения и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
воспитывать любовь к литературе.
Оборудование: карточки, таблица, раздаточный материал.
Ход урока.
I Оргмомент.
Ребята сегодня на уроке обобщим те знания, которые получили при изучении темы «Бессоюзные сложные предложение». Наш урок будет связан с литературой и посвятим его изучаемому нами произведению по литературе, рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».
- Начнем урок с проверки д/з.
II Проверка д/з.
Вам было задано домой из учебника литературы выписать 3 бессоюзных предложения, найти грамматические основы предложений, объяснить постановку знаков препинания. (Идет проверка у нескольких человек).
-2-
III Актуализация знаний учащихся.Работа с карточками (4 человека)
Работа у доски (2 человека)
На доске: 2 бессоюзных предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенную орфограмму, объяснить ее, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы.
1. После венчания (не) было торжественного приема; молодые выпили по
бокалу, переоделись и поехали (на) вокзал. [ ]; [-O,О и О].
2. Держался он солидно, движения (у) него были медленные, манеры мягкие. [ ], [ ], [ ].3. Орфографическая работа. (1 чел.) Комментировать письмо.
Готовясь к экзаменам, на каждом уроке русского языка мы повторяем орфограмму. Сегодня повторим «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
- Давайте вспомним, когда пишется Н, а когда НН в суф. прил., образ. от сущ.? Бесчисленные звезды, ветряная погода, масляное пятно, с длинными бакенами, торжественный тон, около серебряного самовара, старинная посуда, стеклянные бусы, искусственные цветы.
4. Фронтальный опрос.
- дайте определение бессоюзному сложному предложению.
- Обратимся к таблице, которая поможет нам ответить на следующие вопросы:
- Когда становится запятая в б/с/предложении?
__________//_________ точка с запятой?
__________//_________ двоеточие?
__________//_________ тире?
-3-
[ I ], [ II ]. [ I ]; [ II ].
[ I ]: [ причина ].
[ I ]: [ дополнение ].
[ I ]: [пояснение].
[ I ] – [ II ]. (противопоставление)
[ I время условие] – [ II ].
[ I ] – [ II вывод следствие].
5. Творческая работа.
На доске: 3 пары (шесть простых пред-ий, из которых надо составить б/с/пр-я).
После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня.
Она принимала участие в пикниках и в прогулках [ I ]: [II причина].
Но мало-помалу и громадного офицера прорвало.
Он оживился, заволновался, вошел в азарт и двигался легко. [ I ] , [ II ].
Даже присутствие мужа не стесняло ее, она уже угадала его инстинктом. [ I ], [ II ].
6. Диктант «Подумай и объясни».
1. В антрактах Модест Алексеич не отпускал ее от себя ни на шаг, ходил он с
ней под руку по коридорам и по фойе.
2. У Ани еще блестели на глазах слезы; она уже не помнила ни о матери, ни о
деньгах, ни о своей свадьбе.
3. Еще задолго до рождества в местной газете было объявлено: в
дворянском собрании будет обычный зимний бал.

-4-
4. У него была в банке тысяч сто, есть родовое имение, сдаваемое им в аренду.
Мы на уроке повторили правила о постановке знаков препинания б/с/п. а сейчас проверочная работа.
7. Проверочная работа. (на листочках)
а) Мать умерла, отец Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель.
б) Модест Алексеич уходил на службу – Аня играла на рояле и плакала от скуки.
в) Мягкие движения его пухлого тела пугали ее, ей было страшно и гадко.
IV Итог урока
Оценки за урок.
V Д/з Подг. к сл. коп. дик. ктр. 34-62
-5-
Предложения с карточками:
Задание: расставить знаки препинания.
Он привел ее в избушку к пожилой даме, у нее нижняя часть лица была несоразмерно велика.
Аня имела успех у мужчин; она задыхалась от волнения, судорожно тискала в руках веер и хотела пить.
Аня кланялась, голова у нее в самом деле не отвалилась, было мучительно больно.