Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности О чем поют птицы весной


ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат № 1
Конспект открытого занятия
по экологическому воспитанию
на тему: «О чем поют птицы весной»
Разработала и провела:
Рыбкина Наталья Анатольевна,
воспитатель I квалификационной категории
2016 г.
Цель: Формирование представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление); мелкую моторику рук; корригировать и развивать вербальное и невербальное общение детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, интерес к жизни пернатых.
Оборудование:
Презентации по теме; геометрический материал (наборы плоскостных изображений фигур); макет «чуда-дерева» с птицами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня она проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном.
- Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга)
- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)
-Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая)
- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, начинает зеленеть травка и т.д.)
- Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные)
Игра «Хорошо – плохо».
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
(Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т.к. все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас?
(Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т.д.)
-Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же.
Уж вы пташечки, щебетушечки, прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную принесите нам.
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелетные птицы.
-Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок)
Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные.)
-А как вы догадались, что это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост – как две косички.)
-Как вы догадались, что это иволга? (У нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста – черные.)
-А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
-Какие красивые, одна на другую не похожие птицы! Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. А если бы птицы могли петь так как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?
(О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т.д.)
Физминутка «Птички»
Воспитатель произносит текст стихотворения, и дети одновременно выполняют сопровождающие движения.
«Птички в гнездышках сидят (дети сидят по кругу)
И на улицу глядят (повороты головой вправо-влево)
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели» (дети машут руками и перемещаются в разных направлениях)
Затем воспитатель произносит: «Птички в гнездышки!» и дети занимают свои места.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему?
(Выражает радость, тревогу, волнение, страх и т.д.)
- А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит запись «Голоса птиц в лесу».
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
(радостное, веселое, задумчивое, грустное, легко на душе и т.д.)

Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И не их песенок чудесней.
Воспитатель:
-Ребята, а кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)-Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
-Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
-Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
-Когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
-Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
-Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
-Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)
Воспитатель:
-Мы с вами уже рисовали птиц, лепили из пластилина, делали аппликацию из бумаги, оригами, из природного материала.
А давайте теперь попробуем выложить птиц из геометрических фигур (практическая работа детей за столами.)
Результаты работы детей:
-Какая птица у тебя? А у тебя? (Дети фантазируют, придумывают имена разных птиц.)
Воспитатель:
-А еще можно сделать птиц из пальчиков.
Пальчиковая игра «Птички».
Дети выполняют следующее упражнение:
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
-Ребята, посмотрите, все ли птицы у нас на картинках перелетные? (показ слайдов презентации)
- Кто здесь лишний? (Сорока.)
-Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
-А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т.д.) Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Итог занятия
- Как называются эти птицы? (покажи и назови птиц)
- Откуда прилетели птицы?
- Почему птицы улетали зимой на юг?
Рефлексия