Технологическая карта урока Наследственная (генотипическая) изменчивость


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Тема урока: Наследственная (генотипическая) изменчивость
Цель и задачи урока для ученика Цель и задачи урока для учителя Формируемые на уроке УУД
Цель: выявить, как у живых организмов возникают и проявляются признаки наследственной изменчивости. Цель: сформировать представление о наследственной (генотипической) изменчивости Познавательные:
Регулятивные: Коммуникативные:
Задачи:
- на знание:
Называть основные понятия: мутация, кроссинговер, кариотип, полиплоидия. Задачи:
- образовательные:
Дать определение основным понятиям. Даёт определение понятиям. Строит понятное, монологическое высказывание.
- на понимание:
характеризует генотипическую изменчивость. Объяснить особенности генотипической изменчивости. Устанавливает причинно-следственные связи. - на применение:
приводит примеры мутаций у различных видов живых организмов. Привести примеры мутаций у различных видов живых организмов. Обменивается мнениями в паре.
- на анализ:
сравнивает нормальные живые организмы и особи с мутациями. - развивающие:
формировать у детей умение сравнивать нормальные живые организмы и особи с мутациями. Осуществляет поиск информации с использованием различных ресурсов. Выполняет задачи в соответствии с поставленной целью, отвечает на вопросы. Использует информационные ресурсы для поиска информации о различных проявлениях мутаций у живых организмов.
- на синтез:
делает выводы о значении мутаций. Формирует умение делать выводы. Устанавливает причинно-следственные связи. - на оценку:
оценивает значение проявления мутаций для жизнедеятельности организмов. Формирует у детей умение оценивать значение для жизнедеятельности организмов. Умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность. - воспитательные:
формирование научного мировоззрения. 2. Тип урока: «Урок открытия нового знания»
3. Вид урока: рассказ с элементами самостоятельной работы
4. Компонент содержания образования:
- научно обоснованная система знаний,
- умений и навыков,
- эмоционально ценностные отношения к миру.
5. План урока
Этапы урока Время Методы обучения Средства обучения
Организационный момент. 2 мин.
Актуализация имеющихся знаний. 8 мин.
Беседа.
Использование речевых средств общения.
Первичное усвоение, осмысление и применение знаний. 18 мин.
Рассказ.
Презентация, учебник, видеоматериалы, таблицы с рисунками.
Первичное закрепление с проговариванием. 6 мин.
Беседа, опрос.
Использование речевых средств общения, презентация, учебник.
Подведение итогов, выводы по уроку. 5 мин.
Использование речевых средств общения.
Рефлексия. 4 мин. Беседа. Использование речевых средств общения, письменная проверка знаний.
Домашнее задание. 2 мин. 6. Деятельность учителя и учащихся.
Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые на этапе урока УУД
Организационный момент. Приветствует учащихся.
Отмечает отсутствующих. Взаимодействие с учителем. Актуализация имеющихся знаний. Выявить уровень усвоения предыдущей темы. Проверочная работа по предыдущей теме «Взаимодействие генов».
Слайд 1:
Вопросы для первого варианта:
1) Что такое генотип?
2) Какой признак называют рецессивным?
3) За что отвечает ген А у душистого горошка?
Вопросы для второго варианта:
1) Что такое фенотип?
2) Какой признак называют доминантным?
3) За что отвечает ген В у душистого горошка?
Слайд 3:
Критерии оценивания:
Один правильный ответ – 3
Два правильных ответа – 4
Три правильных ответа – 5 Слайд 2:
Первый вариант:
1) Генотип – это система взаимодействующих генов.
2) Рецессивный – подавляемый признак, не проявляющийся у гибрида первого поколения.
3) У душистого горошка ген А – обуславливает синтез бесцветного предшественника пигмента – пропигмента.
Второй вариант:
1) Фенотип – это мозаика отдельных признаков.
2) Доминантный – проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака.
3) У душистого горошка ген В – определяет синтез фермента, под действием которого из пропигмента образуется пигмент. Сотрудничество с собеседниками. Умение охарактеризовать, объяснять.
Изучение нового. Изучить новый материал. Тема урока - «Наследственная (генотипическая) изменчивость». Слайд 4
Слайд 5:
Цель: Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и последствия мутации. Создать у учеников определенный уровень мотивации и ориентировочную основу действий с новым материалом.
Задачи:
1) Уметь давать определение основным понятиям
2) Сравнивать нормальные живые организмы и особи с мутациями.
3) Приводить примеры мутаций у различных видов живых организмов.
4) Характеризовать генотипическую изменчивость.
5) Делать выводы о значении мутаций.
Запись на доске: мутации, спонтанные, индуцированные (по ходу урока обращаем внимание на правильность написания терминов).
Слайд 6:
Перечислите, основные свойства живого организма?
Что такое наследственность?
Что такое изменчивость?
Сегодня мы поговорим о изменчивости, выясним какие виды изменчивости есть, что представляют собой мутации, как они возникают и насколько они вредны или полезны.
Изменчивость бывает фенотипическая, которая возникает под действием окружающей среды и не наследуется и генотипическая, которая определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений.
Слайд 7:
Изменчивость:
Наследственная (генотипическая) ненаследственная (фенотипическая)
(Фронтальное закрепление определения: опрос по рядам, затем в каждой паре повторяются определения друг другу, запись в тетрадь по памяти).
Какая изменчивость называется фенотипической или не наследственной?
Какая изменчивость называется генотипической или наследственной?
Мы на этом уроке уделим внимание генотипической, наследственной или как назвал ее Ч.Дарвин неопределенной изменчивости, подчеркивая тем самым ее случайный, ненаправленный характер и относительную редкость.
Слайд 8:
Генотипическая изменчивость подразделяется на комбинативную и мутационную.
Комбинативная, мутационная:
– генная;
– хромосомная;
– геномная.
Каждый организм уникален по своему генотипу, а в процессе полового размножения происходит обмен участками хромосом.
Слайд 9:
Какой процесс изображен?
При этом структура самих генов и хромосом остается той же, что и раньше у родителей, но меняются сочетания наследственных задатков, т.е., комбинаций.
Комбинативная изменчивость обеспечивает приспособленность организмов к меняющимся условиям среды. Широко используется в селекции для соединения в одном организме ценных признаков разных пород и сортов.
Наследственные изменения генетического материала называют – мутациями (от латинского мутацио – изменения).
(Фронтальное закрепление определения: опрашиваются подряд 3-4 человека, затем в каждой паре повторяется определение друг другу, запись в тетрадь по памяти).
Мутации бывают доминантные и рецессивные.
Какие мутации будут преобладать? Почему?
Вы можете воспользоваться подсказкой на стр.198 учебника (запись на доске).
Слайд 10:
Мутационная изменчивость бывает генная, хромосомная и геномная. Рассмотрим каждый вид. Генные мутации приводят к изменению структуры ДНК: нарушение порядка нуклеотидов при этом изменяется кодируемый белок. Например, серповидноклеточная анемия. Хромосомная мутация также приводит к изменению структуры хромосом: потеря участка, удвоение фрагмента хромосом, поворот части хромосом на 180 градусов. Многие хромосомные мутации снижают жизнеспособность организма – полулетальные.
Геномные мутации приводят к изменению количества хромосом в кариотипе. Например, полиплоидия. Для большинства животных и человека полиплоидия оказывается летальной мутацией.
Мутационная изменчивость:
Генная (изменение структуры гена):
– изменение ДНК;
– нарушение порядка нуклеотидов.
Геномные (изменение количества хромосом в кариотипе).
Хромосомные (изменение структуры хромосом):
– потеря участка хромосом;
– удвоение фрагмента хромосом;
– поворот части хромосом на 180;
И так еще раз посмотрите слайд проговорите про себя, а затем расскажите о разновидностях мутаций друг другу.
Скажите в чем различие между комбинативной и мутационной изменчивостью?
Обратите внимание на слайд. По исходу, для организма какие могут быть мутации?
Действительно летальные – не совместимые с жизнью; полулетальные – снижающие жизнеспособность; нейтральные – повышающие приспособленность и жизнеспособность организмов.
Выясним, в каких клетках возникают мутации. Если мы говорим о “наследственности” и “изменчивости”, то о каком свойстве живого организма нужно вспомнить?
Слайд 11:
Прокомментируйте данную таблицу (Приложение №1).
В как вы думаете, в каких клетках могут возникать мутации?
(Дискуссия)
Действительно мутации могут возникнуть в соматических и в половых клетках.
Слайд 12:
Мутации:
Генеративные
(в половых клетках)
обнаруживаются только
в следующем поколении.
половом размножении.
Соматические
(в клетках тела)
проявляются у данного организма
и не передаются потомству при половом размножении.
Теперь давайте повторим то, что мы только что узнали.
(Фронтальный опрос)
Что такое генотипическая изменчивость?
Как ее еще иначе можно назвать?
Какие виды генотипической изменчивости вы знаете?
Поясните, как понять “комбинативная изменчивость”?
Сколько разновидностей мутаций?
Что можно сказать о генной мутации?
Что можно сказать о хромосомной мутации?
Генномные мутации?
С факторами вызывающими мутации вас познакомит мой оппонент.
Дыхание, питание, выделение, обмен веществ и энергии, наследственность, изменчивость, эволюция…
Наследственность – способность организма передавать признаки из поколения в поколение.
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.
Запись в тетради:
Наследственная (генотипическая) ненаследственная (фенотипическая)
Изменчивость бывает фенотипическая, которая возникает под действием окружающей среды и не наследуется и генотипическая, которая определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений.
Запись в тетради схемы «Генотипическая изменчивость»
Кроссинговер.
Большинство из них рецессивны и не проявляются у гетерозиготных организмов, обладатели вредных доминантных мутаций, сразу проявляющихся в гомо– и гетерозиготном организме, часто оказываются не жизнеспособными и погибают на ранних этапах развития. Но при изменении условий внешней среды некоторые раннее вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными.
Работа по парам.
В комбинативной изменчивости происходит новое сочетание родительских генов в зиготе, а при мутациях идет нарушение структур генов и хромосом.
Летальные, полулетальные, нейтральные.
Размножение.
Половое размножение имеет преимущество перед бесполым, т.к. наследственные признаки передаются от двух родительских форм и в результате комбинации генов вероятность выжить у дочерней формы больше.
(Дискуссия)
Вероятно, мутации могут возникать как в соматических, так и в половых клетках, потому что они способны передавать наследственные признаки.
Генотипическая изменчивость – определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений.
Наследственная.
Генотипическая изменчивость подразделяется на комбинативную и мутационную.
Комбинативная изменчивость – перегруппировка хромосом в процессе кроссинговера.
Мутации доминантные и рецессивные; генеративные, соматические.
Генная (изменение структуры гена):
– изменение ДНК;
– нарушение порядка нуклеотидов.
Геномные (изменение количества хромосом в кариотипе).
Хромосомные (изменение структуры хромосом):
– потеря участка хромосом;
– удвоение фрагмента хромосом;
– поворот части хромосом на 180;
Ответ ученика, который заранее готовил материал:
Слайд 14:
Факторы, способные вызывать мутации, называют мутагенными.
Их подразделяют на физические, химические, биологические.
Для вас задание – распределите понятия по данным факторам (на доске записаны понятия: излучение, формалин, температура, лекарства, вирусы, аналоги азотистых оснований, бактерии).(Ученики распределяют устно)
Давайте проверим.
Слайд 15:
По причинам, вызывавшим мутации они подразделяются на:
Спонтанные: Индуцированные:
– в естественных условиях– при направленном воздействии
– под действием мутагенных факторовмутагенного фактора
– без вмешательства человека
– с вмешательством человека
– служат исходным материалом для естественного отбора
– служит исходным материалом для искусственного отбора. Первичное закрепление с проговариванием. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. И так самостоятельно определите свойства мутации, воспользуйтесь учебником на стр. 200. (анализ, беседа, запись в тетради) Слайд 16
Сверяем записи, просмотр слайда.
Свойства мутации:
– наследуются;
– могут быть доминантными и рецессивными;
– полезными и вредными;
– спонтанные;
– одни и те же мутации могут возникать повторно
– ненаправленные. Слайд 17 Подведение итогов, выводы по уроку. Выявить, что ученики узнали на уроке. Подводим итоги работы на уроке. Слайд 18 Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость отражает взаимосвязь организма с внешней средой.
Изменчивость бывает фенотипическая, которая возникает под действием окружающей среды и не наследуется и генотипическая, которая определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений.
Наследственные изменения генотипического материала называют мутациями. Мутации подразделяют на генеративные и соматические. Способность к мутированию является одним из свойств гена. Мутации бывают не только «вредными», но и полезными, поэтому получаются искусственно, так как повышает генетическое разнообразие внутри популяции. Рефлексия. Выявить уровень усвоения нового материала на уроке. Слайд 19
1) Какие формы изменчивости вам известны?
2) Что такое мутация?
3) Что такое полиплоидия и у кого она наблюдается? Слайд 20
1) Генотипическая и фенотипическая изменчивость.
2) Мутация – это наследственные изменения генетического материала.
3) Полиплоидия – это увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору, часто наблюдается у простейших и растений.
Домашнее задание. Повторить материал в тетради;
стр.196-200 читать (подготовка к проверочной работе). Слайд 227. Вывод по уроку
Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость отражает взаимосвязь организма с внешней средой. Наследственные изменения генотипического материала называют мутациями. Мутации подразделяют на генеративные и соматические. Способность к мутированию является одним из свойств гена. Мутации бывают не только «вредными», но и полезными, поэтому получаются искусственно, так как повышает генетическое разнообразие внутри популяции.
Приложение № 1
Показатели Бесполое размножение Половое размножение
Число родительских особей одна Обычно две
Исходные клетки соматические клетки Специализированные клетки
Сущность каждой формы Дочерняя форма является точной копией родительской Дочерняя форма наследует генетический материал из двух разных источников,