Документация социального педагога образовательного учреждения


Документация социального педагога
образовательного учреждения
Тема: Слайд 1.Слайд 2.
Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в  учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Для достижения данной цели  социальный педагог  решает  следующие задачи:
изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
выявление причин возникновения у учащихся
проблем в обучении,
проблем в поведении,
правонарушений
и принятия мер по их устранению;
оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к   различным  категориям социальной незащищённости.
Слайд 3.
Функции социального педагога в школе:
Диагностическая.
Образовательно-воспитательная.
Охранно-защитная.
Посредническая.
Прогностическая и экспертная.
Организационно-коммуникативная.
Слайд 4.
Направления работы социального педагога:
Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь).
Защита ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Выявление и работа с неблагополучными семьями.
Работа с многодетными и малообеспеченными семьями.
Профилактическая работа (внутришкольный учёт и учёт в ОДН, КДН и ЗП, Советы профилактики).
Работа с опекаемыми детьми.
Профориентация подростков.
Просветительская деятельность.
Слайд 5.
Работая по этим направлениям, социальный педагог ведёт документацию, которую можно разделить на 3 группы:
Нормативно-правовые документы.
Планирование работы.
Материалы основной деятельности.
Слайд 6. 1 группа. Нормативно-правовые документы:
1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.4. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социально-психологической службы.5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (приказы «О создании и работе школьного Совета профилактики», «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» и др.)6. Необходимо иметь информацию о проблеме, целях и задачах работы школы на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социально- психологической службы, определить основные формы и методы работы по их реализации.
 Слайд 7. 2 группа. Планирование работы:
1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).4. План работы на месяц, неделю.5. Циклограмма работы на неделю.
Слайд 8. 3 группа. Материалы основной деятельности:
1. Социальный паспорт школы за 3  года.2. Картотека (списки учащихся по категориям):   –  из многодетных семей;  –  из малообеспеченных семей;  –  из неблагополучных семей; –  дети с ограниченными физическими возможностями;  –  опекаемые дети; – состоящие на внутришкольном  учете в школе;   – состоящие на учете в ОДН  и КДНиЗП; – склонные к бродяжничеству, суициду; – поставленные на бесплатное питание по категориям. Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией.Слайд 9. 3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.Слайд 10.7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие  полную  информацию  (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время. 9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год. 11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».Слайд 11.13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими  проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена. 15. Журнал посещений уроков, их анализ.16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.  19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.),  действуя в контакте с административными и юридическими  службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные  силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Слайд 12.
Литература.
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход.– М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2001.
Кибирев А.А. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы.– Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.
Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003.
Невский И.Л., Колесова JI.C. «Подростки «группы риска» в школе» (ч. 1-4). – М., 1996-97.
Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2002.
Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: ГуШульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп.– М.: Academia, 2008.
Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.