«Патриотическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС»


«Патриотическое воспитание
младших школьников
в рамках реализации ФГОС»
Выполнила: Махова
Наталья Валентиновна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 5 г. Балаково
Саратовской области


2017г.
г. Балаково
«Патриотическое воспитание младших школьников
в рамках реализации ФГОС»
( Слайд 1) Мы живём в непростое время, когда духовные ценности подменяются материальными, когда вокруг нашей страны ведутся информационные войны, и многие хотят переписать ход истории. А наши дети это неотъемлемая часть нашего государства и именно им мы должны помочь разобраться в подлинных ценностях жизни.
Конечно же о духовно – нравственном воспитании школьников мы говорим давно, но именно сегодня Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
( Слайд 2) Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
 гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
-- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
( Слайд 3)
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Одно из направлений - это патриотическое воспитание, на котором я хочу подробно остановиться. Как уже было сказано, патриотическое воспитание реализуется в школе через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Вся начальная школа занимается по УМК «Перспективная начальная школа». Комплект учебников выстроен таким образом, что вопросы по воспитанию патриотизма заложены в систему учебников. В основном – это учебник «Окружающий мир». Понятие патриотизм включает в себя любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству.
( Слайд4)
Учебник «Окружающий мир» 1 класс начинается с темы «Где живёт семья Ивановых» (это герои: Маша и Миша, которые сопровождают учебный процесс с 1 по 4 класс). Цель этого урока не только познакомиться, где живёт семья Ивановых, но и обратить внимание детей на их малую Родину: свою страну, свой край, город, улицу.
(Слайд 5), По мере взросления детей, границы «малой Родины» расширяются сначала до понятия город дальше ещё шире – города России (Слайд 6,7 ) (2 щелчка)
Патриотическое воспитание тесно связано с гражданственностью.
(Слайд 8). Начиная с 1 класса учащихся знакомят с Государственной символикой.
(Слайд 9). Урок обучения грамоте.
(Слайд 10) Во втором классе детей знакомят с Конституцией РФ, с правами и обязанностями граждан страны. Каждый год в школе проходит «Неделя правовых знаний». В рамках этой недели проводятся классные часы, конкурсы стенгазет, буклетов и рисунков на тему «Мои права» для учащихся начальных классов.
(Слайд 11) При активизации учебного процесса школьная краеведческая работа
поможет осуществить системно - деятельностный подход и ориентацию на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящего свой народ, свой край и свою Родину» (ФГОС 1р. 8п.) В 4 классе Глава 4 посвящена Родному краю-частице великой России. Ученики под руководством учителя подробно изучают свой край: его природу, промышленность, экологические проблемы и пути их решения.
(Слайд 12) Большое место в учебной деятельности занимает история нашей страны. Во 2 классе знакомят с историей ВОВ.
(Слайд 13) Учебник 4 класса начинается с главы «История Отечества», и даже изучая «Природные зоны России» мы говорим о том, что нас переполняет гордость за то, что наша страна занимает огромную территорию, очень богата природными ресурсами.
(Слайд 14) 8 глава «Москва, как летопись истории России» и 9 глава «Мы – граждане России»
(Слайд 15) В учебнике «литературное чтение» мы видим целую главу «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество»
Надо подчеркнуть, что воспитание патриотизма — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт все предметы учебного плана и формирование личности идёт на каждом уроке и на переменах, что способствует сплочению и совершенствованию класса.


(Слайд 16) В работе с детьми уделяем большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на воспитание гражданина – настоящего патриота своей родины, который бы имел высокую гражданскую позицию. Чтобы мероприятия не носили формальный характер, а затрагивали душу ребёнка, стараемся организовать такие мероприятия, где дети являются активными участниками всего процесса. Цель таких мероприятий обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе воспитание не носит назидательный характер, а становление личности происходит незаметно для самого ребёнка.
Мне хочется представить вам небольшую часть мероприятий, которые направлены на патриотическое воспитание будущего поколения.
(Слайд 17- 2 щелчка) 09.12. - День памяти героев: «Листая памяти страницы», где наши дети читали стихи, исполняли песни, посвященные своим дедам и прадедам.
(Слайд 18- 2 щелчка) Наша школа носит имя героя Советского Союза К.В. Ерошкина. Школьный музей носит имя этого известного человека. http://shcool5balakovo.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-76  Здесь представлены экспонаты, наглядно демонстрирующие жизнь и деятельность В.К. Ерошкина: его дневники, личные вещи, грамоты, медали и многое другое, приближающее нас к знаменитой личности. Частым гостем нашей школы является вдова К.В. Ерошкина – Мария Федоровна. Мария Федоровна  рассказала, как воевал, жил и работал Валентин Кириллович, как по стопам деда пошли не только сыновья, но и внуки, став кадровыми офицерами. 
Так же в этом музее отведено место Выпускнику нашей школы, чемпиону по хоккею Коваленко Андрею. Родился 7 июня 1970 года в городе Балаково Саратовской области. До 15 лет занимался в родном городе в ДЮСШ «Романтик» под руководством заслуженного тренера России Владимира Ильича Кулакова. Играл за сборную страны. Серебряный призёр чемпионата мира среди молодёжи 1990 года. Олимпийский чемпион 1992 года, серебряный призёр Олимпиады 1998 года. Серебряный призёр Чемпионата мира 2002 года.
Завершил карьеру в 2008 году и стал председателем профсоюза игроков КХЛ. Является членом Правления и куратором конференции «Центр» Ночной Хоккейной Лиги (www.nhliga.org), ведя деятельность по развитию любительского хоккея.
(Слайд 19) Так же в нашем микрорайоне проживает ещё один ветеран ВОВ - Деревнин Александр Андреевич, который и сегодня активно участвует в работе Совета ветеранов ВОВ. 10 февраля 2014 года учащиеся 4 класса побывали в гостях у ветерана. Ребятам очень понравился рассказ Александра Андреевича  о своей жизни. А особое впечатление на школьников произвел рассказ о военных годах.
(Слайд 20 – 4 щелчков) Большую просветительскую работу по патриотическому воспитанию школьников проводят представители Центра «НАБАТ». Они познакомили детей с оружием военных лет. Ребята внимательно слушали, а потом каждый желающий мог прикоснуться и подержать в руках различные виды оружия.
(Слайд 21,22 – 3 щелчка) 15 февраля - День памяти воинов - интернационалистов. Именно в этот день 25 лет назад советские войска покинули Афганистан, с честью выполнив задание Правительства страны, проявив при этом образцы мужества и героизма. Война в Афганистане длилась 9 лет  1 месяц и 18 дней К этой памятной дате была приурочена встреча учащихся 4 класса с майором в отставке, участником боевых действий в Афганистане Горенковым В.С., который поделился своими воспоминаниями о событиях того времени. 
(Слайд 23 – 7 щ.) В конце учебного года прошло большое мероприятие по Гражданской обороне с участием всех спецслужб г. Балаково. Пожарные, спасатели, ОМОН, работники скорой помощи, инспектор ДПС рассказали о своей работе, показали снаряжения, инструменты. А так же каждый ребёнок отведал кашу и чай, приготовленные в полевой кухне.
(Слайд 24 -2 щ.) В нашей школе сложилась хорошая традиция, посвященная Дню Защитника Отечества – смотр строя и песни.
(Слайд 25)
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
(Слайд 26)