Урок по МХК на тему Искусство единого Российского государства (10 класс)


Тема: Искусство единого Российского государства.
Цель:
познакомить с искусством Московского Кремля, деревянным зодчеством;
расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.
Новые понятия:
- придела (пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный внутри основного);
- шатровый храм (восьми или четырехгранные шатры, увенчанные небольшой круглой с державой и крестом);
- подклет (нижний, цокольный этаж храма).
Урок –лекция с показом презентации.
Вопросы:
1.Искусство периода образования государства,
2.Искусство периода утверждения государственности
3.Искусство России на пороге Нового времени
К концу XV столетия (время правления Ивана III 1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство.
Архитектура
Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили широкую строительную деятельность. Особенное внимание было уделено Москве. Сюда были привлечены мастера из Пскова, Владимира, а также на московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Обращаясь к иноземным зодчим, великий князь хотел использовать достижения западноевропейского инженерного искусства. Но в основе всего ансамбля кремлевских стен и башен - традиции исконно русского зодчества.
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства. Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV — начале XVI века. Перестройка Кремля начинается при участи итальянских мастеров.
left889000Столп "Ивана Великого" играет большую роль в формировании силуэта московского Кремля. Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Иоанна Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столпа, над ней располагалась колокольня. При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. Новую церковь построил архитектор Бон Фрязин за три с небольшим года (1505-1509). Она состояла из трех восьмериков, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Иоанна Лествичника.
Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле.
184151524000Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами был возведён благодаря деятельности итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти– величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана на 12 равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров.
952541529000Подробно рассматриваем изображение каждого собора, стараясь понять особенности их архитектурных решений.
В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом. Благовещенский собор, домовую церковь великих князей, строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых стены Благовещенского собора украшены условными  портретами великих русских князей и византийских императоров.
19050317500Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор служил усыпальницей царей. Архангельский собор построил итальянский архитектор Алевиз Новый. В архитектуре этого храма он соединил традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV века (раковины в закомарах, орнаментальные порталы, круглые венецианские окна.) Несмотря на это, храм сохранил черты, пусть нового, но чисто русского стиля. В этом соборе – государственном некрополе – хоронили великих князей и царей.
1905063500В Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Красное крыльцо Грановитой палаты было снесено в 1930 году по приказу Сталина, в 1994 году восстановлено.
Монументальная живопись.
Так же как и архитектура, изобразительное искусство второй половины XV века переживает большой подъем. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия (ок. 1440-1503) и его школы. Впервые имя Дионисия упоминается в связи с росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре вместе с именем мастера Митрофана.
left29845000Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря
Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия.
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.
На самых видных местах храма представлены

«Покров Богоматери», фреска восточной стены. «О Тебе радуется», фреска Ферапонтова монастыря.
Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь, 1502 год
94234013017500
444817524447500
2. Искусство периода утверждения государственности.
184156096000Наиболее полно и глубоко архитектурно-художественные идеи XVI века раскрылись в одном из самых замечательных созданий русских зодчих - соборе Покрова «на рву», или храме Василия Блаженного, возведенном Бармой и Посником в 1555-1560 годах. Собор Василия Блаженного, сооруженный в честь взятия войсками Ивана IV столицы Казанского ханства, стал символом окончательной победы русского народа над татарами. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами, своеобразная многонациональная сказочная каменная поэма. Восемь церквей, составляющих храмовый ансамбль, посвящены святым, дни празднования которых совпали с самыми упорными восемью сутками штурма Казани. Это был взлет, вершина архитектурного гения русского народа.  Стоглавым собором 1551 г. шатровые постройки как противоречащие византийским  образцам были запрещены. И опять обращаемся к поэме Н.Кончаловской  « Наша древняя столица»
А еще в воспоминаньеО победе над КазаньюДвум умелым мастерамЦарь велел построить храм.И воздвигли люди эти Небывалый в целом свете,Пестрый, сказочный собор,   Что стоит и до сих пор.Храм Василия Блаженного –Это чудо красоты, Это зодчества  бесценногоДревнерусские черты. Двое зодчих – Постник с Бармой-Создавали этот храм.Москвичи им благодарны, Этим дивным мастерам!
1047758128000
Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне черте г. Москвы).

3.Искусство России на пороге Нового времени.
left87185500XVII век – эпоха крутого перелома в отечественной истории. Борьба за русский престол, крестьянские восстания, церковный раскол, который разделил не только общество, но и православную церковь. В это время были созданы многочисленные трактаты по изобразительному искусству и музыке. В живописи появились парсуны (от слова «персона») – предвестники портрета.
В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении храмов указ патриарха предписывал строго соблюдать закон «освящённого пятиглавия», тройной алтарь с полукруглыми абсидами. Абсида (от греч. hapsís, род. п. hapsídos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ.
left43942000В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечающих этим требованиям.
Новую страницу в архитектуре XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле, который имеет ступенчато-ярусную структуру.
left3048000Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм.
К концу XVII века в зодчестве происходят новые качественные изменения. Архитектура, играющая роль синтезирующего начала для различных видов искусств, формирует из них единый ансамбль. Складывается тип динамичной культовой постройки «восьмерик на четверике», который дал название нарышкинскому стилю (по имени Нарышкиных – родственников царя Петра 1 по линии матери).
-190505715000Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Здание относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.
-7620034353500
Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Выдающимся произведение деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесён позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году по адресу: Москва, 2-я улица Дьяково Городище, 27.
19050254000Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена — макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.
Деревянное зодчество
Строительство крепостных сооружений относилось к одной из традиционнейших ветвей древнерусского деревянного зодчества. Обычно они возводились вокруг поселений, имевших оборонно-стратегическое значение для определенной территории. Наряду со строительством оборонительных крепостей многие крупные монастыри также воздвигали прочные стены и башни, близкие по архитектуре и конструкции крепостным постройкам.
В северной части России почти не сохранилось деревянных крепостных сооружений. Исключением может служить надвратная башня Николо-Карельского монастыря (XVIII век) Приморского района Архангельской области, перевезенная в Государственный историко-архитектурный музей-заповедник "Коломенское" в Москве.
left5715В суровой архитектуре деревянных крепостей отражались многовековые строительные традиции восточных славян, создавших замечательные по красоте произведения крепостной архитектуры, доведя при этом использование дерева до высокого совершенства.
Часовня. XVII в. Село Кашира (Маловишерский район, Новгородская область)
Наивысшего расцвета русское деревянное зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности.
left14605Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.
Успенская церковь. 1764. Село Варзуга (деталь)
5715046355Выразительность церковной архитектуры достигалась не столько декоративными приемами, сколько пропорциональными соотношениями объемов и их частей, тесной связью с окружающим пейзажем. Обычно церкви воздвигались одиночно или же в ансамбле, при этом места выбирались с расчетом на хорошее обозрение не только с близкого, но и с дальнего расстояния. Если церковь сооружалась в селе, то для нее отводилась главная площадь селения, если же это был погост, то ее обычно ставили на эффектном живописном берегу озера, реки или по соседству с лесным массивом.
Никольская церковь. Село Глотово (Владимирская область)
На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры.
left1466215190507429500Кижи - музей деревянного зодчества под открытым небом. В музей Кижи организуют экскурсии. Музей Кижи находится в 68 км от города Петрозаводска - столицы Республики Карелия. Общая территория музея насчитывает более десяти тысяч гектаров. В ее состав входят остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея Кижи находятся несколько старинных деревень, выявлены ценные природные объекты, а также памятники археологии. На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии - древнейшая на Русском Севере культовая постройка - церковь Воскрешения Лазаря (XIV век). Собранная в музее Кижи коллекция памятников архитектуры насчитывает 76 построек.
2049780175260left132715 Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.
Музей под открытым небом расположен в Архангельской области на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка)
20955440690 Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626-1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625-1691) и Федору Зубову (1615-1689).
Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Им были созданы иконы для церкви Троицы в Никитниках, под его руководством осуществляли росписи в Архангельском и Успенском соборах и Грановитой палате Московского Кремля. Одна из наиболее значительных работ мастера – икона «Насаждения древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьёй.
Именно в это время появляются парсуны – предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского и царя Фёдора Иоанновича).
15735303810209553810 Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный— царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.
Воевода князя
М.В. Скопина-Шуйского
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание. Глава 18. Стр.185-199. Подготовить сообщения по теме.