Промежуточные итоги работы школы в качестве ресурсного центра по введению ФГОС по теме «Управление введением ФГОС»

Работа школы в качестве ресурсного центра по введению ФГОС по теме «Управление введением ФГОС»

директор МОУ Дмитровской СОШ №2, к.п.н., Л.В.Корягина

На августовском педагогическом совете перед началом 2012-2013 учебного года коллективом Дмитровской средней общеобразовательной школы №2 было принято решение стать экспериментальной площадкой. Тема работы школы в качестве ресурсного центра была определена так: «Управление введением федерального государственного образовательного стандарта».
Прежде чем принять такое ответственное решение, необходимо было взвесить все «за» и «против». В ходе обсуждения обозначились такие вопросы: «Что в результате даст школе работа в качестве ресурсного центра?», «Обладает ли школа на сегодняшний день всеми необходимыми условиями для того, чтобы в полной мере стать ресурсным центром?», «Как должна измениться деятельность администрации и учителей начальной школы, чтобы введение стандартов стало эффективным?». Пожалуй, из всей массы вопросов уверенно мы могли ответить только на вопрос о выборе учебно-методического комплекса, поскольку личностно-ориентированная развивающая система обучения «Перспективная начальная школа» была освоена педагогами начальной школы в предыдущие годы и зарекомендовала себя. Созданная на методических основах развивающих систем обучения, она вобрала в себя опыт классических систем обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков. Закладывая в свою технологию личностно-ориентированный подход и новое содержание «Федерального компонента государственного стандарта», она принимает во внимание целесообразность организации воспитания детей и за рамками урока посредством кружковых и факультативных форм занятий, проводимых с помощью УМК.
Решение было принято, был заключен трехсторонний договор между МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школой №2, издательством «Академкнига-учебник», Учебно-методическим центром г.Дмитрова. Трудно переоценить значение данного документа, поскольку это обеспечило школе профессиональную, экспертную, методическую поддержку с самых первых шагов эксперимента.
Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. Нами был разработан План-график работы школы по переходу на ФГОС начального общего образования. В рамках нормативно-правового обеспечения введения ФГОС НОО сформированы:
- пакет нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО в ОУ (приказы федерального, регионального и муниципального уровня);
- пакет локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС НОО (приказы по ОУ, внесение изменений и дополнений в Устав ОУ, приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов и должностных инструкций работников ОУ).
На основании Приказа по школе «Об обеспечении готовности к реализации ФГОС НОО» были созданы:
- административная группа по подготовке к введению ФГОС НОО;
- 3 рабочие группы:
I - разработка основной образовательной программы начального общего образования;
II - разработка и внесение изменений в локальную нормативно-правовую базу школы;
III - разработка модели взаимодействия с городскими организациями дополнительного образования детей.
Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования определяет основная образовательная программа (ООП), которую мы разработали на основе нормативных документов и методических материалов. Она направлена на достижение обучающимися результатов ее освоения и включает 9 разделов. ООП реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Разработанный нами учебный план, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Также разработан План внеурочной деятельности по 5-ти известным направлениям развития личности. Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности нашего ОУ, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Нами выбрана модель и формы организации внеурочной деятельности младших школьников на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса:
модель дополнительного образования (на основе институциональной (само общеобразовательное учреждение) и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры – центр творчества «Русский дом», ДК «Современник», Детская Районная Центральная библиотека, музей «Дмитровский кремль», кинотеатр «Планета», стадион «Локомотив», бассейн «Бриз»);
Приказом по школе утвержден перечень учебников, принадлежащих к системе учебников и к завершенным предметным линиям, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год в соответствии с ФГОС НОО. Это УМК «Перспективная начальная школа». С ними ознакомлены учителя 1-х и 2-х классов, родители наших первоклассников. На данный момент все учебные пособия приобретены в полном объеме, они имеют логотип на соответствие ФГОС НОО.
В части организационного обеспечения введения ФГОС НОО нами был разработан план методической работы школы.
ЦЕЛЬ методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Остановимся на некоторых составляющих:
-изучение нормативных документов и методической литературы по вопросам ФГОС НОО (ШМО, самообразование);
- курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях перехода на стандарты второго поколения»;
- курсовая подготовка руководителя и заместителей руководителя ОУ к внедрению ФГОС «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты общего образования»;
- изучение опыта учителей, работающих по ФГОС с 2010-2011 уч.года (в системе Интернет, в сети творческих учителей, посещение экспериментальных площадок в г.Троицк, г.Дмитров);
- активное участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, районного, областного уровня;
- разработка и представление разделов ООП НОО на ШМО, РМО;
- открытые уроки учителей с внедрением новой структуры поурочного планирования – технологической карты (УУД прописываются на каждом этапе урока);
- мастер-классы учителей, включающие вопросы ФГОС 2 поколения (Южакова Н.К., Мурашева С.А., Иванищева Е.А.)
-участие школьников в международном дистанционном интеллектуальном проекте «Эрудит марафон учащихся» (ЭМУ), основанном на компетентностном подходе (заложен в ФГОС второго поколения) – 3-хлетний опыт;
- работа педагогов в дистанционной методической лаборатории «Разработка компетентностно-ориентированных заданий»;
- участие (заочное) во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения ФГОС» и др.
Таким образом, данная работа способствует повышению информационно-методической культуры педагогов, их готовности к работе по ФГОС НОО.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО предусматривает соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса. На данный момент в нашей школе подготовлены кабинеты с учебной и игровой зоной, рекреации для отдыха и подвижных игр, медицинский кабинет, ухоженный школьный двор. Кабинеты оборудованы специальной техникой, которая предоставляет новые возможности.
В рамках информационного обеспечения введения ФГОС НОО ведется:
- информирование родителей и общественности о введение ФГОС НОО с 2011г.;
- проведение родительских собраний будущих 1-х классов («Родительский лекторий» в ШБП и т.д.);
- размещение информации о ходе работ по обеспечению готовности к реализации ФГОС НОО на сайте школы разделы «ФГОС», «Родителям будущих первоклассников»)
- изучение мнения родительской общественности по вопросу введения стандартов нового поколения (анкетирование, опрос)
К концу этого учебного года мы можем говорить о первых результатах подготовительного этапа работы школы в качестве ресурсного центра по введению ФГОС.
Был организован проблемный педагогический совет на тему «Прогнозируемые результаты введения ФГОС», который позволил педагогам и администрации определить основные направления в своей работе по реализации ФГОС.
Изменилась система внутришкольного контроля. Поскольку эффективность введения ФГОС зависит, прежде всего, от внутренней профессиональной позиции каждого педагога было необходимо выстроить диалог между учителем и администрацией. Поэтому контроль сместился в сторону совместного анализа, что позволило создать атмосферу большего доверия и творческого подхода в работе.
Конечно, учителям понадобилась возможность высказывать свои проблемы, трудности, находки. Такой «трибуной» для учителей стало школьное методическое объединение, сообщество, в котором можно взглянуть на свою работу с позиции дружелюбного критика. Также весьма важным фактором явилась возможность сетевого взаимодействия с другими школами района, ставшими базовыми площадками, возможность воспринимать опыт и находки других школ.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.
Стандарты второго поколения подчеркивают необходимость перехода:
-от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться;
- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимо жизненных задач в условиях реализации межпредметных связей;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.
Не всегда вышесказанное осознается педагогами начальной школы сразу же после прохождения курсов повышения квалификации. Требуется большая совместная методическая и аналитическая работа администрации и учителя, чтобы деятельность учителя на уроке и сами уроки изменились. Главным управленческим инструментом в решении данной проблемы становится аспектный анализ урока.
Преобразование самого урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых образовательных технологий. Важнейшей составляющей новой технологии стал личностно-ориентипрованный подход – ориентация на среднего ученика уступает место индивидуальному подходу. От вербальных методов обучения технология шагнула к учебнику, словарям и справочникам, а от непосредственного обучения – к опосредованному через учебник или дистанционному через Интернет. В связи с этим нашим учителям необходимо было перестроить свое отношение к учебнику в частности как к элементу педагогической технологии, научиться использовать каждый учебник из учебного комплекса как инструмент по организации учебных форм обучения ученика на уроке и вне урока.
В прошедшем учебном году с этой целью нами практиковалось посещение уроков и внеурочных занятий представителями администрации, методистами УМЦ, авторами учебников, взаимное посещение уроков учителями с последующим анализом и обсуждением на школьном методическом объединении.
Задача обеспечения преемственности обучения в соответствии с ФГОС также решалась нами с опорой на УМК «Предшкола нового поколения», который является логическим предшественником УМК «Перспективная начальная школа». Третий год работает группа адаптации дошкольников к школьному обучению как дополнительная образовательная услуга, оказываемая школой на платной основе. Данный курс пользуется большим спросом у родителей будущих первоклассников. Занятия проводят педагоги, которые затем набирают первые классы, что позволяет учителям лучше узнать сильные и слабые стороны каждого ребенка, подготовить детей к дальнейшему успешному обучению в школе.











13PAGE 15


13PAGE 14115