Методические рекомендации по организации и проведению уроков физической культуры в первых классах


Методические рекомендации по организации и проведению уроков физической культуры в первых классах
Актуальность этой публикации обусловлена тем, что после проведения уроков физической культуры с первыми классами в сентябре 2015 г., я столкнулась с мнением родителей, что на уроке много времени отводится изучению строевых упражнений.
Физическая культура, как термин, подразумевает организацию и проведение различных физических упражнений, искусственно выработанных человечеством в ходе его развития и окультуривания. Строевые упражнения – часть этой культуры.
Изучая Программный материал обучения в первых классах, можно отметить, что на 1 – 16 уроках много внимания и времени уделяется изучению простейших, но базовых элементов строевых упражнений:
- основная стойка;
- построение в шеренгу, колонну;
- ходьба в колонне;
- команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Класс, стой!».Воспитательные задачи этих уроков тоже подчинены выполнению основных строевых упражнений. Воспитывать дисциплинированность, организованность и исполнительность, умение слушать и исполнять команды.
Практика показывает, что изучение строевых упражнений необходимо и оправдано тем, что уроки с большим количеством детей (классы до 30 человек), невозможно провести с первой и до последней минуты, без освоения учащимися указанных упражнений. Порядок выполнения строевых приемов регламентирован Уставом Вооруженных сил Республики Казахстан.
Строевые упражнения характеризуются как сложные для восприятия и выполнения учениками первых классов. И только от профессионализма учителя зависит успешное обучение этому материалу.
Первостепенной задачей уроков физической культуры в начальной школе, при еще слабо организованном внимании детей, является выработка навыка слышать учителя, исполнять его команды.
Этому помогут любимые детьми подвижные игры на развитие внимания: «Великаны и карлики», «Летает – летает», «У кого длинный хвост?», «Черное и белое», «Сухо – мокро», «Овощи – фрукты» и другие.Научить детей быстро строиться, находить свое место в колонне (шеренге) поможет система ориентиров. Объясняю ученикам в строю, что каждый из них стоит на очень примечательном месте. Например – направляющий всегда стоит на углу баскетбольной площадки, кто- то напротив стационарной перекладины, другие – напротив линии штрафного броска в баскетболе, справа или слева от первого или второго окна, посередине первого или второго щита на радиаторе отопления, на трехметровой линии волейбольной площадки и т.д. И если один из трех – четырех учеников запомнит «свой ориентир», то остальные, помня кто стоит впереди или сзади него, легко выполнят построение. Остается только закрепить этот навык при помощи подвижных игр. Помимо рекомендованных по программе обучения в 1 классе игр, предлагаю другие, любимые детьми и помогающие в обучении строевым упражнениям.
«Забор»
Учащиеся стоят в разомкнутой на вытянутые руки колонне. Этот строй видится со стороны как забор. Учитель подает команду: «Забор, рассыпься!» Дети врассыпную разбегаются по площадке и двигаются произвольно, а по команде «Забор, стройся!» строятся в колонну.
«Самолеты»
Класс стоит в разомкнутой на вытянутые руки колонне. Каждый ученик – «самолет». По команде учителя: «Завести мотор!» дети отвечают «Есть завести мотор!». По следующей команде «На взлет!» - отвечают «Есть на взлет!». «Самолеты» поднимают руки в стороны и врассыпную «летят» по площадке, имитируя звук летящего самолета «Ж-ж-ж-ж». По сигналу «На посадку» пилоты отвечают «Есть на посадку!». «Самолеты» находят свои места на «аэродроме», строясь в колонну. Отмечаются «пилоты» первыми посадившие «самолет».
Выполнение команды «Класс, стой!» применяется не только для остановки движущегося строя, но и в экстремальных ситуациях, когда надо резко и кардинально изменить ход урока. Для этой цели хорошо подходит подвижная игра:
«Шагай, шагай, не зевай!»
Играющие стоят в шеренге на лицевой линии баскетбольной площадки. На другой стороне, спиной к ним, стоит водящий. В то время как водящий (или учитель за него) произносит: «Шагай, шагай, не зевай!» учащиеся быстрыми шагами приближаются к нему, а по команде «Класс, стой!» резко останавливаются и замирают. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит что кто- то не успел остановиться, то отправляет его на место начала игры. Победителями считаются те ученики, которые первыми пересекут линию, на которой стоит водящий.
На первых уроках со всей серьезностью подхожу к подбору и назначению направляющего в строю. Это, не обязательно, должен быть учащийся с хорошими спортивными данными, но с хорошим чувством ритма, внимательный, пунктуальный, исполнительный, так как от его действий зависит успешность проведения подготовительной части урока. Его точное выполнение упражнений – пример для всего класса.
При достаточно развитом ассоциативно-образном мышлении детей этого возраста, желательно, проводить разминку с упражнениями подражательного характера:
«На параде» - ходьба на месте;
«Мельница» - повороты вправо и влево, из стойки ноги врозь, руки в стороны;
«Насос» - пружинистые наклоны вперед;
«Пистолет» - приседания, руки вперед;
«Мяч» - мягкие высокие прыжки на месте на двух ногах.
Учениками легко усваиваются задания при ассоциативных сравнениях: «Мяч прокатывается по полу, как бабушкин клубок ниток», «Рука вытянута вверх, как стрела».
При положении – руки в стороны говорю, что руки и плечи – одна прямая линия, будто держим на плечах длинную прямую палку. Образовательной задачей урока №6 является – обучение медленному бегу в чередовании с ходьбой до 2 минут.
Облегчить обучение первоклассников поможет игровое задание.
«Автомобилисты»
Учитель предлагает детям выбрать марку автомобиля, которыми они хотят управлять. Подается команда: «Включить зажигание, думать о правостороннем движении на дороге, соблюдать дистанцию. Вести автомобиль с разной скоростью». Педагог корректирует движение «автомобилей», делая методические замечания в беге и ходьбе.
Легко прошло обучение пружинистым наклонам вперед с прямыми ногами, после моей догадки, что ученикам надо предложить: «Постучите по коленкам и «прикажите» им «Не сгибаться!» «Не сгибаться!». Вот из таких маленьких находок и приемов развивается интерес детей к правильному выполнению ОРУ.
На первых уроках первоклассники трудно воспринимают такие абстрактные понятия как стартовая линия, линия метания, линия отталкивания в прыжках, на которые нельзя наступать во время выполнения упражнений. В этом случае хорошо работает ассоциативный метод запоминания. Предлагаю ученикам вообразить, что эти линии – «край берега», а за ними «глубокая река». Естественно, никому из детей не захочется падать в воду, наступая на линии. Проблема «заступа» будет решена.
При объяснении спортивного задания желательно его мотивировать и обыгрывать. Например, при выполнении челночного бега 3х10 м, я обыгрываю ситуацию, говоря, что каждый ученик – ракета- челнок, переносящий груз (кубик) на орбитальную станцию в космосе, а потом возвращается на Землю.
При закреплении техники выполнения броска малого мяча одной рукой снизу провожу казахскую народную игру «Казан», когда лежащий на полу обруч символизирует врытый в землю казан, а малые мячи (или хоккейные шайбы) заменяют монеты, которые дети получали в праздничных соревнованиях как приз за точный бросок.
При проведении военно- прикладного упражнения метание мяча в цель (мишень диаметром 1 м) я оговариваю, что мяч – боевая граната – лимонка, а мишень на стене – «вертолет», который необходимо сбить. Это позволяет выполнять задание без нарушений правил и техники безопасности в метаниях.
Интересен в проведении тематический урок по сказке «Гуси – лебеди», задачей которого является закрепление техники выполнения прыжка в длину с места. Для этой цели использую тонкие резиновые дорожки длиной в 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120 см, которые раскладываю по прямой с дистанцией в 1 м. Различная длина дорожек означает ширину реки, от узкой до очень широкой. Игровое задание назвала «Перепрыгни молочную речку – кисельные берега». Учащиеся поточно и последовательно преодолевают «реку», а оступившиеся «в воду» выбывают. Следом провожу и игру «Гуси – лебеди».
Резюмируя изложенное, можно сказать, что обучение первоклассников будет успешным, при их заинтересованности, хорошей дисциплине, организованном внимании, разнохарактерности заданий, посильной физической нагрузке с ведущим игровым методом обучения.
Учитель физической культуры КГУ ШГ №6 Сычева Н.П.