Конспект внеклассного мероприятия 70 лет Великой победе


Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"
Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера;Задачи: Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. Материалы:видеопроектор;мультимедийная презентация «Дети войны»;фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы».выставка книг «Золотые звезды калининцев»На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.Ход занятия:
Звучит песня «всё о той весне»
Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городах, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый, Первый солнца луч неторопливый, Запах яблок, зреющих в саду, Вспомним самый страшный день в году.Учитель:  Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»(А. Александрова, Лебедева-Кумача)Голос ЛивитанаУчитель:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.) Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны…Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.Что же о них знаем мы?
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.Вдумайтесь в эти цифры:Каждый день теряли 9168 детей,Каждый час – 382 ребенка,Каждую минуту – 6 детей,Каждые 10 секунд – 1 ребенок.Ученик: А мы не будем памяти перечить,И часто вспоминаем дни, когдаУпала им на слабенькие плечиОгромная, недетская беда,Ученик: Была земля жестокой и метельной,Была судьба у всех людей одна.У них и детства не было отдельно,А были вместе детство и война.Ученик: В годы войны было горя много,И никто никогда не сочтет,Сколько раз на своих дорогахОставляла война сирот.Ученик: В эти годы порой казалось,Что мир детства навек опустел,Что не вернется радостьВ город, где дома без стен.Ученик: Был серебряным смех девчонок.Но его заглушила война.А седины ребячьих челок…Разве этому есть цена?Дети войны..Как  же выжили вы?Дети войны..Устоять как смогли?Начинается демонстрация слайдов презентации.учитель:Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  
ученикГорнили к бою трубы полковые.Военный гром катился над страной.Вставали в строй мальчишки боевые:На левый флаг, в солдатский строй.Великоваты были им шинели,Во всем полку сапог не подобрать,Но все равно в бою они умелиНе отступать, а побеждать.Жила в сердцах их взрослая отвага,В двенадцать лет по-взрослому сильны,Они дошли с победой до рейхстага –Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!Ведущий 2: Вспомним всех поименно, С горем вспомним своим… Это нужно не мертвым, Это нужно живым!Ведущий 1: В те рассветы Осенние ветры свистели, как стрелы В те рассветы Горела в обветренных реках вода. В те рассветы Мальчишек фашисты вели на расстрелы. Те рассветы забыть? Никогда. Никогда!Ведущий 1: (зажигает свечу)На экране портреты пионеров героевВедущий 1: Леня Голиков!Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".Ведущий 1: Зина Портнова!Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.Ведущий 1: Марат Казей!Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.ведущий1:Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
ученикДавно уж бои отгремели,Но время не вычеркнет нет!Мальчишку в солдатской шинелиНеполных пятнадцати лет.Сколько храбрых сердец молодыхБеззаветно служили народуПионеры и тысячи ихКто погиб за страну и свободу.Их могилы ты всюду найдешьНа дорогах минувших пожарищ.Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,То сними свою шляпу, товарищ! Выступление участника или ветерана войны.ученик 1:  Юные безусые герои! Юными остались вы навек.Перед вашим вдруг ожившим строемМы стоим, не поднимая век.Боль в глазах сейчас тому причина,Благодарность вечная вам всем,Маленькие, стойкие мужчины,Девочки, достойные поэм.ученик 2:  Сколько вас? Попробуй перечислить-Не сочтешь, а впрочем, все равноВы сегодня с нами, в наших мыслях,В каждой песне, мягком шуме листьев,Тихо постучавшихся в окно.учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.Выступление ветерана войны Юговой Елены Федоровны ( была в концлагере )На экране «Слова на мраморе в Хатыни»  (ведущий их читает)ученик 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»ученик 2 Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались  с детством навечно.Фонограмма «Бухенвальдский набат»(В. Мурадели, А. Соболева)Ведущий 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»(Б. Окуджава)Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. Минута молчания.Фонограмма « Никто не забыт»( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)Стихи: 1: По рассказам и книжкам я знаю войну,Что сиротами сделала многих детей.Что заставила плакать седых матерей.По рассказам и книжкам я знаю войну.2: По рассказам и книжкам я вижу войну.Вижу стены, разорванный бомбами дом.Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.По рассказам и книжкам я вижу войну.3:  По рассказам и книжкам я слышу войнуСлышу грохот орудий и раненых крик.Слышу вздох партизан, затихших на миг.По рассказам и книжкам я слышу войну.4: Я не знаю войны, да зачем она мне?Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.Надо мир укреплять, чтоб всегда и вездеЗнали б лишь о прошедшей войне.Фонограмма «Нам мир завещали беречь» ( Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танецученик : На планете сейчас неспокойно,Но мы верим в цветенье весны.Не нужны нам «звездные войны»Пусть нам снятся «звездные сны»!Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь- символ мира» для подарков ветеранамПесня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.ученикДети! Им лучше всех на свете!Дети… за счастье их все в ответе.Скажите, что было б на свете, Если б исчезли все дети?Черные, белые, желтые дети?Мирно должны жить на нашей планете.ученик Да будет светлой жизнь детей!Как светлый мир в глазах открытых!О, не разрушь и не убей-Земле достаточно убитых!голос ЛивитанаФонограмма «День Победы»(Д. Тухманова, В. Харитонова)ученик Прошла война, прошла страда. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей И наших внуков внуки!учитель:  Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
На экране слова «Памяти павших будем достойны»Ученик Знаем мы всех героев бесстрашных. Преклоняем колено пред памятью павших, И ложатся цветы на гранитные плиты… Да, никто не забыт, ничто не забыто.Ученик: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные! Вечную славу поет вам народ. Доблестно жившие, смерть сокрушившие, Память о вас никогда не умрет!Ученик Минута молчания… Склонитесь, и молод, и стар. В честь тех, кто за счастье, Кто жизнь ради жизни отдал.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.
ученикДети войны-И веет холодом,Дети войны-И пахнет голодом.Дети войны-И дыбом волосы-На челках детскихСедые полосы.
ученикЗемля омытаСлезами детскимиДетьми советскимиИ не советскими.Их кровь алеетНа плацах маками,Трава поникла-Где дети плакали.-
ученикДети войны-И боль отчаянна!О, сколько надо имМинут молчания.Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память – наша совесть,Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)
песня «солнечный круг»