Здоровьесберегающие технологии на уроке математики на тему Обобщающее повторение курса математики (6 класс)


Учитель математики МБОУ ЕСОШ №1: Тищенко Т.В.
Урок обобщающего повторения в 6 классе по теме:
«Действия с десятичными дробями».
Подготовительный этап. За неделю до урока класс  делится на три группы. Каждая группа получает задание:
1 группа:
  2 группа
  3 группа
 
1.Узнать из научной литературы, энциклопедий потребность человека в витаминах в день.
2.Что такое витамины 1.Какова функция каждого витамина?
2.Что такое витамины?
  1.В каких продуктах содержатся витамины?
2.Что такое витамины?
 
Цель данного задания: вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости темы  для каждого ученика.
Затем, в течение недели учащиеся заполняют таблицу, вывешенную в классе:
“Витамины это ___________________________________________________________.”.
“Витамины это ___________________________________________________________.”.
“Витамины это ___________________________________________________________.”.
Название витамина Потребность в день (мг) Функция витамина Продукты
       
 
 
Ход урока:
1 этап. Мотивирование учащихся на урок. «Минутка здоровья»
Каждый человек заинтересован в своём здоровье. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день. Поддержанием здоровья нужно заниматься постоянно, в течение всей жизни. Здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье дарит человеку счастье и возможность вести активный образ жизни долгие годы. Но как сохранить этот бесценный дар природы - здоровье? Как известно, наши жизненные силы поддерживают питательные вещества.
Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. Но производить он способен лишь некоторые из них. Все остальные питательные элементы поступают в организм извне, в основном вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже хорошо сбалансированная пища не является панацеей от дефицита необходимых организму витаминов и минералов. Недостаток же питательных веществ может привести к снижению иммунитета, повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний….
2 этап.  Гимнастика ума:
1.   Расположите числа, выражающие потребность витаминов в день  в порядке убывания.
2.   Назовите витамин, с самой маленькой суточной потребностью.
3.  Какие продукты необходимы для улучшения остроты зрения?
4.   Вычислите суточную  потребность организма в витаминах, способствующих улучшению кроветворения.
5.    Назовите витамин,  суточная потребность которого для организма человека составляет , ; ,
6.   Уменьшите суточную потребность всех витаминов, указанных в таблице в 100 раз.
7.  Увеличьте суточную потребность витаминов, выраженных десятичной дробью в  0,1 раз
8.  Рассчитайте суточную потребность организма во всех витаминах. (Задание выполняется по цепочке)
3 этап. Решение задач.
 Задача 1.
Узнать какие продукты употребляла Маша, если суточная потребность одного из витаминов - это корень данного уравнения:  х:0,4+405,5=531
   Что это за витамин?
   Перечислите функции данного витамина.
   Какие продукты необходимо употреблять в пищу, чтобы восполнить суточную норму данного витамина?
Ответ: х=50,2  Витамин Р. Повышает прочность капилляров, стимулирует тканевое дыхание.
 Задача2.
Для того чтобы быть здоровым необходимо, чтобы в организм попало 1450 мг витаминов А и С.  В течении какого времени  витамины А и С должны поступать в организм? Используя таблицу, составьте выражение и найдите значение выражения при х=13,  20, 23  и ответьте на вопрос задачи.
Данную задачу решаем по группам (2 человека работают за доской).
 Ответ:  2,5х+70х, х=20.
 Учитель: Какой витамин отвечает за остроту зрения?
Ученик: Витамин В2.
Учитель: Как данный витамин попадает в наш организм?
Ученик: Когда человек употребляя в пищу продукты сыр и  творог.
Учитель: А достаточно ли только принимать этот витамин в виде продуктов?
Ученик. Нет. Нужно постоянно при выполнении письменных заданий, работе на компьютере, чтении книг, просмотре телепередач  делать упражнения для снятия напряжения с глаз.
Физкультминутка. Упражнение по профилактике нарушения зрения
 ( Приложение №1)
Значение выражения Выражения, расположенные по периметру класса
73,73 73+0,73
74-0,27
68,9 63,5+5,4
3,04 304:100
304*0,01
82,17 83-1,1
2,03 20,3*0,1
20,3:10
Задача 3. Сколько дней Никита употреблял витамины В1, В2, В3, если в организм попало 45 мг этих витамин?
4этап. Работа со зрительными метками
По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
   Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно73,73; 68,9; 3,04; 82,17; 2,03
 5 этап. Запись домашнего задания.
Творческое задание по группам. Составить меню одного дня, учитывая, что для сохранения здоровья  каждому человеку необходимо получать витамины. Всю консультацию можно получить у учителя биологии.
6 этап. Рефлексия урока.
Определите свое эмоциональное состояние в конце урока
(Приложение 2).
На своих  уроках я придерживаюсь следующих позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:
      Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.
     При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».
    Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный (на уроке проводимом традиционно):  работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической, лабораторной работы. Это позволяет предупредить переутомление, организовать “щадящий режим”, снизить уровень тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
 Физкультминутки, применяемые на уроках.
 Физкультминутка №1 для снятия утомления с туловища
  Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
 Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук
     Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний
    Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.
    Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
 Физкультминутка №3 (поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно повторить, например, признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д.): Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133,  279, 927, 301, 146…
 
Физкультминутка №4 Гимнастика для глаз
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).
4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.
7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.
9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.
10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.
Физкультминутка №5  Упражнение по профилактике нарушения зрения
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 2) горизонтальное вправо – влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) по периметру класса расположены плакаты с  начерченными  произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
«СОЛНЫШКО».
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;
* тучку с дождиком;
* тучку с молнией.
"ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ".
* все понял, могу помочь другим;* запомню надолго;
* все понял; * однообразный;
* могу, но нужна помощь;* неинтересный;
* ничего не понял.* скучный;
* интересный;* день;
* хороший;* урок;
* отличный; * праздник.
и др.
Ощущал себя:
* хорошо;
* уверенно;
* смело;
* гордо;
* комфортно;
* глупо;
* неуверенно;
* испуганно;
* сердито;
* грустно.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.