Программа практики ПМ 03 Классное руководство по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах






УТВЕРЖДАЮ:
зам директора по учебной
работе ГБПОУ «ЧПК №2»
______________С.В. Проняева
«_____»_________________2016г






ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПО ПМ.03. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах




















Челябинск, 2016



Программа практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1353 от 27 октября 2014 г., в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании; воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 №544н.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №2»
Разработчики:
Бабухина Анна Викторовна, к.п.н., руководитель предметно-цикловой комиссией «Преподавание в начальных классах», преподаватель высшей категории;
Чижевская Т.А., зав. практикой

Рекомендована предметно-цикловой комиссией (далее ПЦК) дисциплин «Преподавание в начальных классах»

Протокол №1 от 29.08.2016
Руководитель ПЦК: _____________ А.В. Бабухина
Согласовано:
Заместитель директора
по учебной работе
___________________ С.В. Проняева
«_____» августа 2016 г.




Согласована:________________________________________
(перечень организаций)























СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
7

3. условия реализации УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
9

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
20


































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Программа учебной и производственной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения одного из основных видов профессиональной деятельности (ВПД) -  классное руководство;
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования


Цели и задачи учебной и производственной практики (по профилю специальности) практики - требования к результатам освоения профессионального модуля
Учебная и производственная практика студентов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, примерной программой и программой МДК. 03.01 Классное руководство.
Цель данного вида педагогической практики состоит в закреплении психолого-педагогических знаний студентов по МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя и выработке педагогических умений и навыков организации и проведения воспитательной работы классного руководителя с младшими школьниками.
В процессе практики решаются следующие задачи:
- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании внеучебной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
планировать деятельность классного руководителя;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
составлять план работы с родителям (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами, , их заменяющими);
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать процесс и результаты работы с родителями;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом).

1.2. Распределение бюджета времени
В соответствии с базисным учебным планом специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах бюджет времени на учебную и производственную практику рекомендуется распределить следующим образом:
учебная и производственная практика проводится на 2 курсе, 3-4 семестре концентрированно.
1.3 Организация практики
Основой для организации данных видов практики служат следующие нормативные и примерные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ №1353 от 27 октября 2014г.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №291 от 18.04.2013 г.);
Для проведения практики ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №2» использует комплект рабочих документов:
-рабочую программу учебной и производственной практики;
-приказ о допуске студентов на практику и назначении руководителей практики;
-журнал группы;
-договоры о совместной образовательной деятельности;
- -методические рекомендации.
Программа разрабатывается на основе ФГОС СПО, примерной и рабочей программы ППССЗ СПО специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах согласовывается с работодателями, утверждается предметно цикловой комиссией.
При направлении на практику с группой проводится инструктивное совещание, на котором до сведения студентов доводится программа практики, образцы основных документов, используемых во время практики (дневники, конспекты, отчеты), списочный состав руководителей практики от колледжа и организации.
Сроки проведения практики планируются в соответствии с учебным планом специальности.
Продолжительность рабочего дня студентов составляет: 6 часов.

1.5. Контроль работы практикантов и отчетность
Контроль работы практикантов осуществляют руководители практики от колледжа, на базах практики осуществляют руководитель организации или заместитель, а также учителя МОУ (классные руководители).
Практика студента завершается зачетом освоенных общих и профессиональных компетенций.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций, а также с учетом личных наблюдений за выполнением заданий практики, ведения документации (дневника, конспектов и.т.д.), характеристики руководителя практики от организации.
Студент обязан вести дневник практики (Приложение № 2).
Студент осуществляет самоанализ уровня сформированности профессиональных компетенций и аттестационный лист (Приложение №3).
Руководитель практики от колледжа составляет отчет о работе всех прикрепленных к нему практикантов с оценкой качества их работы, предложениями об улучшении организации практики.







2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И РОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (по профилю специальности)
2.1. Объем учебной и производственной практики

Вид практики
Объем часов

Учебная
36

Производственная
72 +108

Итого
216

Итоговая аттестация в форме дифзачета




2.2. Тематический план учебной практики
ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя


Виды работ на учебную практику
ПК

11
Проводить диагностику познавательных интересов, интеллектуальных способностей младших школьников (с использованием методов тестирования, беседы и т.п.).
2.3

33
Знакомиться с системой внеурочной работы с младшими школьниками (концепция школы)
4.1.

44
Анализировать план внеурочной работы учителя с учащимися начальных классов
3.4.

55
Наблюдать и анализировать внеурочные мероприятия с младшими школьниками
3.4.

66
Изучать и анализировать систему работы (план работы) руководителя кружка, факультатива, научного клуба и т.п.
3.4.

77
На основе диагностики познавательных интересов и интеллектуальных умений учащихся совместно с учителем определить приемы и формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время
3.2.

88
Посмотреть и проанализировать родительское собрание с родителями
3.7.

99
Изучить отчетные и аналитические материалы по организации и содержанию внеурочной деятельности младших школьников
4.3.




2.3. Содержание учебной практики ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Время и продолжительность практики

Содержание работы

Самостоятельная работа
ПК

24.11.16г., чт
1 день
II
половина дня
6 час.


1. Организационный педагогический совет (заместитель директора по ВР, учителя базовой ОО, руководитель подгруппы студентов от колледжа, подгруппа студентов- практикантов). Знакомство с задачами и содержанием практики: видами деятельности, обязанностями практиканта, требованиями и правилами оформления документации по практике, инструктаж по технике безопасности, охране труда;
2. Изучение тематического плана учебной практики
3. Беседа с классным руководителем, предоставление плана практики.
4. Знакомство с детьми класса
5. Изучение плана воспитательной работы школы и класса на 1полугодие
Наблюдение за организацией и проведением разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), приемов привлечения родителей к проведению совместных мероприятий. Помощь классному руководителю в подготовке родительского собрания
6. Рефлексия (самооценка) дня: (впечатления, что получилось?; какие затруднения испытывали?, что предпринять для улучшения показателей?)
1. Изучение рекомендаций оформления документации по практике. Оформление дневника практики. Приложение
2. Подготовка методических материалов к организации и проведению диагностики коллектива и личности учащегося в своем классе
Приложение 2

3.2.
3.4.
4.1

25.11.16г., пт
II
половина дня
6 час.

Изучение занятости учащихся во внеурочное время
Изучение ведения классным руководителем школьной и классной документации: личные дела учащихся, классный журнал, дневники;
Проведение диагностики изучения классного коллектива
Наблюдение за организацией и проведением разнообразных форм работы с семьей (родительское собрание, родительские встречи, консультации, беседы и др.)
Наблюдение специфики и определение стиля педагогического общения учителя
Педагогическая рефлексия
1.Анализ родительского собрания
2.Ведение документации по наблюдению организации взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (фотография и анализ)
3.Анализ стиля педагогического общения и руководства коллективом родителей младших школьников
2.3
3.2.
3.4.


26.11.16г., сб
II
половина дня
6 час.
1.Оформление дневника практики, методической папки, портфолио
2.Оформление характеристики класса
Выбор методов педагогической диагностики личности учащегося и коллектива класса
3.2.
3.4.


28.11.16г., пн
II
половина дня
6 час.

1.Наблюдение воспитательного мероприятия и классного часа в начальной школе. Наблюдение специфики педагогического общения учителя с учащимися класса
2.Педагогическая диагностика личности учащегося «Изучение уровня воспитанности учащихся» (методика Капустина Н.П.), познавательных интересов и интеллектуальных умений
3.Наблюдение за организацией и проведением разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), приемов привлечения родителей к проведению совместных мероприятий
4.Педагогическая рефлексия
1.Анализ воспитательного мероприятия и классного часа в начальной школе
2.Анализ стиля педагогического общения и руководства коллективом учащихся начальных классов
3.2.
3.4.


29.11.16г., вт
1 день
II
половина дня
6 час.
1.Проведение диагностики личности учащегося
2.Наблюдение за организацией и проведением разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), приемов привлечения родителей к проведению совместных мероприятий
3.Оформление характеристики личности учащегося
4. Педагогическая рефлексия
Анализ и обработка результатов диагностики личности
3.2.
3.4.
3.7.

30.11.16г., ср
1 день
II
половина дня
6 час.

1.Итоговый педсовет с участием руководителей практики от школы и педагогического колледжа, практикантов
2. Оформление документации и методической папки (портфолио) по практике
3. Составление рефлективного отчета по практике, подготовка к итоговой конференции

Подготовка фото, видеоотчета или электронной презентации для защиты результатов учебной практики на итоговой конференции
3.2.
3.4.


Итого: 36ч





2.4. Тематический план производственной практики ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Виды работ на производственную практику
Объем часов
180
ПК

11
Проводить педагогическое наблюдение, диагностику и интерпретировать полученные результаты
20
ПК 3.1

22
Анализировать планы и организацию деятельности классного руководителя, разрабатывать предложения по их коррекции;
6
ПК 3.4.

33
Определять цели и задачи планирования деятельности классного руководителя
6
П К 3.2.

44
Планировать, организовывать и проводить внеурочные мероприятия
26
ПК 3.3.

55
Определять цели и задачи работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания
6
ПК 3.5.

66
Проводить наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, разрабатывать предложения по их совершенствованию и коррекции
10
ПК 3.4.

77
Совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение
16
ПК 3.2.

88
Использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
6
ПК 4.1.

99
Организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
20
ПК. 3.3.

110
Создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе
26
ПК 3.3.

111
Помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты
10
ПК 3.6

112
Составлять план работы с родителями (лицами их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами их заменяющими)
4
ПК 3.6.

113
Организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий
8
ПК 3.6.

114
Формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей
6
ПК 3.6.

115
Использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса
10
ПК 4.3


Самостоятельно разрабатывать конспекты внеурочных мероприятий научно-познавательной направленности

ПК 3.2.


2.5. Содержание производственной практики ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет оценивания производственной практики:
-дневник практики.
-аттестационный лист;
-портфолио достижений


Виды работ
Содержание заданий
Форма отчетности
Кол-во баллов

1
Изучение организации учебно-воспитательного процесса в школе
Задание 1.
Проведите беседу с администрацией школы, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, библиотекарем и другими педагогическими работниками школы по поводу воспитательной системы школы

Программа воспитательной работы школы и классного руководителя

0-4



Задание 2.
Составьте индивидуальный план прохождения производственной практики
План учебно – воспитательной работы студента (по датам на каждый день)
04



Задание 3.
Изучите содержание воспитательной работы в классе, осуществите наблюдение за деятельностью классного руководителя с детьми
Аналитическая справка
План воспитательной работы на 1 полугодие, что делают с классом
04

2
Психолого-педагогическое изучение коллектива класса и отдельных учащихся

Задание 1.
Изучите особенности развития детского коллектива данного класса, используя систему диагностических методик и составьте диаграмму пед. диагностики.
Задание 2.
Разработайте на основе проведенной диагностики план педагогического воздействия на младших школьников
Диаграммы педагогической диагностики.
Узнать, какую диагностику будет проводить КР, провела – анализ результата
План индивидуальной и групповой работы с классом (на ближайшую четверть спланировать работу исходя из выявленных в диагностике проблем)
04



Задание 3.
Составьте психолого – педагогическую характеристику на одного из учащихся класса (по выбору) по предложенной схеме на основе проведенных наблюдений во время уроков, во внеурочное время, по результатам социометрического исследования
Психолого – педагогическая характеристика учащегося


04



Задание 4.
Составьте психолого – педагогическую характеристику класса по предложенному алгоритму на основе проведенных наблюдений во время уроков, во внеурочное время, по результатам социометрического исследования
Психолого – педагогическая характеристика класса

0-4

3
Целеполагание в ходе педагогической практики
Задание 1.
Изучите и проанализируйте различные формы работы классного руководителя с родителями и учителями - предметниками
Задание 2.
Разработайте план индивидуальной работы с родителями и учащимися класса, требующими особого внимания
Аналитическая справка о работе классного руководителя с родителями и учителями – предметниками.
План индивидуальной работы с проблемными семьями
0-4

4
ППроектировочная деятельность классного руководителя.
Задание 1.
Составьте конспект КТД по выбранной вами теме и направлению деятельности
Конспект КТД
04



Задание 2.
Составьте презентацию «Воспитательная работа классного руководителя в классе»
Презентация «Воспитательная работа в классе»
04



Задание 3.
Разработайте приемы сплочения детского коллектива
Методическая копилка «Приемы сплочения детского коллектива»
04



Задание 4.
Проанализируйте план воспитательной работы классного руководителя с классом с учетом принципов воспитания, педагогических задач, содержания работы со школьниками, а также методов, форм и средств воспитания
Аналитическая справка по итогам анализа плана ВР
0-4

5
Организаторская деятельность классного руководителя
Задание 1.
Составьте конспекты и проведите 2 воспитательных мероприятия в классе по выбранным вами направлениям деятельности
Отзыв классного руководителя о проведенных мероприятиях, заверенный печатью ОО.
0-4



Задание 2.
Проведите с детьми КТД по выбранной вами теме и направлению
Презентация – отчет о проведении КТД
0-4



Задание 3.
В письменной форме составьте самоанализ проведенных мероприятий в соответствии с планом анализа
Самоанализ проведенных мероприятий
0-4



Задание 4.
Проведите анкетирование родителей по выбранной вами и классным руководителем теме и обработайте полученные сведения.
Аналитическая справка

0-4



Задание 5.
Подготовьте и проведите фрагмент родительского собрания по выбранной вами и классным руководителем теме
- Информационная справка от работодателя
0-4



Задание 6.
Проанализируйте предметно- развивающую среду в кабинете начальных классов по предложенному алгоритму
Аналитическая справка
0-4



Задание 7.
Разработайте эскиз классного уголка
Эскиз классного уголка
04

6
Методическая и исследовательская деятельность студентов
Задание 1.
Примите участие в работе методических семинаров учителей и классных руководителей, в заседаниях методических объединений, на которых обсуждаются различные проблемы воспитания
Информационная справка от работодателя
04



Задание 2.
Упорядочите материал, собранный в ходе практики. Оформите портфолио достижений по результатам практики
Самостоятельная работа Разработка сценария родительского собрания Сценарий родительского собрания
Самостоятельная работа Составление конспекта внеурочного мероприятия (тема по выбору студента) Конспект классного часа
Портфолио достижений
04


Критерии оценивания:
4б.- задание выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями
3б.- задание выполнено, но присутствуют неточности в анализе
2б.- задание выполнено не в полном объеме
1б.- задание выполнено не в полном объеме, встречаются фактические, методические ошибки
0б.- задание не выполнено студентом

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная практика профессионального модуля может реализовываться как в учебных кабинетах образовательного учреждения, так в базовых организациях.
Производственная практика (по профилю специальности) реализуется в базовых организациях на основе заключаемых договоров между образовательным учреждением.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: дидактические материалы для организации внеурочной деятельности младших школьников, видеозаписи внеучебных занятий.
Технические средства обучения: телевизор, магнитофон, компьютер, интерактивная доска.
Общими требованиями для баз производственной практики (по профилю специальности) являются: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного персонала.

3.3. Кадровое обеспечение организации и проведения практики
Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.



3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники

Классное руководство : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева – М : Издательский центр «Академия», 2014
Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева – М : Издательский центр «Академия», 2015
Педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 5-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.

Дополнительные источники

Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М. Планета, 2012.Основы педагогического мастерства : учебник для студентов сред. проф. образования / С.Д. Якушева. - 5-е изд, стер. – М : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
Панфилова А.П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Панфилова – М : Издательский центр «Академия», 2014
Педагогика: Теории, системы, технологии. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.) Учебник для студентов учреждений высшего и среднего педагогического образования. М., Издательский центр Академия, 2013
Научно-методический журнал «Классный руководитель».

Ресурсы сети Интернет:
1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/
2.Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: metodsovet.moy.su rukovoditelja/
3. Приоритетный национальный проект «Образование» / Основные направления приоритетного национального проекта- Классное руководство. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.minobraz.ru/obrazovanie / 
4. Внеклассная работа.  Классное руководство. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: brater.ucoz.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/
5. Класс. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в ОУ. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
www.zaitseva-irina.ru/html/f1133116873.html 
6. Рекомендации по организации деятельности классного руководителя - [Электронный ресурс]/ Режим доступа: sinncom.ru/content/innov_sc/info_t/volodina.htm 
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Электронный ресурс]/ Режим доступа: school-f.narod.ru/page3.html
8. Главное о школе. Гостевая книга. Карта сайта.  Классное руководство.  Классный журнал. Конспекты уроков. Контроль знаний. Внеурочная работа. [Электронный ресурс] / Режим доступа: Elena.klimenkoelena.moy.su
9. План работы классного руководителя [Электронный ресурс]/ Режим доступа: wiki.iteach.ru/index.php
10. Классное руководство  профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе [Электронный ресурс]/ Режим доступа: ypk.yspu.org/tolerance/3-7.htm
11. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Работа с родителями [Электронный ресурс]/ Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код


Наименование результата обучения

ПК 3.1.
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2.
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.
Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4.
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

ПК 3.5.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями

ПК 3.8.
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

ПК 4.1.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования



Приложение 1
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинский педагогический колледж №2



Дневник практики
студентки-практикантки__гр.
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Ф.И.О._________________________



2016г.

Стр.2
Название практики_____________
Место проведения______________
Период прохождения практики: с____ по _____ 20 г.
Сведения об организации (предприятии): адрес, телефон
Ф.И.О. руководителя практики от колледжа____________________
Ф.И.О. руководителя от организации (предприятия)_____________

Стр.3
Цели, задачи, план практики

Стр.4
Дата

Содержание работы

Анализ работы

Замечания и подпись
руководителя практики от колледжа (организации)

















Рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа
по итогам учебной и производственной практики
ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Отчет – это документ, который позволит Вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.
В итоговом отчете необходимо отразить ответы на следующие вопросы:

Я знаю, для чего была нужна учебная и производственная практика в дошкольном образовательном учреждении? (указать виды деятельности которыми овладели)
Я была готова к практике психологически?
Я была готова к практике профессионально – педагогически?
Я смогла достичь цели практики и решать задачи, обозначенные в программе практики? (указать какую цель достигли и какие задачи решили)
Я овладела алгоритмом решения поставленных передо мной задач профессионально – педагогической деятельности?
Я знаю, какие компетенции я формировала в процессе профессионально – педагогической деятельности? (указать формируемые в процессе практики общие и профессиональные компетенции)
Мне не хватило для их решения? (указать причины, вследствие которых не овладели опытом)
В ходе практики мне удалось достичь? (указать умения и практический опыт, которыми овладели в процессе практики)
Самым интересным для меня было?
Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи?
Самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы руководителем практики, работниками ОО совпадают? (В случае несовпадения оценок укажите, по какой причине это произошло. Аргументируйте разницу в оценках.)
За профессионально – педагогическую деятельность в условиях учебной и производственной практики я заслуживаю оценку ________________
Ваши предложения по организации учебной и производственной практики, методическому оснащению ________________________




Рекомендации по составлению и оформлению портфолио по практике

Портфолио по практике – это документ, в котором представлены документы, позволяющие сделать вывод об успешности прохождения практики, уровне сформированности общих и профессиональных компетенций. При подборе материалов обратите внимание, что все предметы оценивания по каждому виду работ должны быть представлены в папке .

Структура и содержание портфолио
Образец титульного листа


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Челябинский педагогический колледж №2



Портфолио по практике
ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя


Практикантки ______________________________________

Группы________________

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


2016г.



Содержание портфолио:
Информационный раздел: сведения о практиканте
сведения о базе практики (полное название организации, краткая
характеристика ОО)
2. Методический раздел
Учебная практика
-
-
Производственная практика
-


3. Рефлексивно – оценочный раздел: дневник по учебной и производственной практике (по профилю специальности); Карта экспертной оценки профессиональных компетенций (заполняет методист или заведующая ОУ). Рефлексивная карта готовности к практике (заполняет студент). Аттестационный лист практики (заполняет руководитель от колледжа, эксперт от ОО, студент).

Карта экспертной оценки профессиональной компетентности
практиканта
Ф.И.О. обучающегося ________________________________________
Уважаемые коллеги!
Оцените уровень сформированности профессиональной компетентности студента – практиканта и его готовность к решению задач профессионально – педагогической деятельности в условиях учебной и профессиональной практики ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в соответствии с предложенными вариантами ответов («++» - достаточно хорошо подготовлен, «+» - подготовлен, «?» - неопределенная степень готовности, «-» - подготовлен слабо, «--» - совершенно не готов)

Студент готов:
++
+
?
-
- -

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.






Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу






Проводить внеклассные мероприятия.






Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий






Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.






Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания






Анализировать результаты работы с родителями






Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом






Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся






Создавать в кабинете предметно-развивающую среду






Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов






Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений






Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования






Благодарим за сотрудничество!

Рефлексивная карта готовности к учебной и производственной практики (по профилю специальности) и результатов учебной и производственной практики (по профилю специальности)
по ПМ 03 Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Уважаемый студент!
Оцените свой уровень сформированности профессиональных компетенций и свою подготовленность к решению задач профессионально – педагогической деятельности до начала практики и после нее в соответствии с предложенными вариантами ответов («++» - очень хорошо подготовлен, «+» - подготовлен, «?» - неопределенная степень готовности, «-» - подготовлен слабо, «--» - совершенно не готов)

Я готов:
++
+
?
-
- -

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.






Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу






Проводить внеклассные мероприятия.






Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий






Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.






Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания






Анализировать результаты работы с родителями






Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом






Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся






Создавать в кабинете предметно-развивающую среду






Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов






Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений






Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования















Аттестационный лист студента по учебной практике
(по профилю специальности)
ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
1. ФИО студента___________________________________________
№ группы 2/5
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес: ___________________________________________________________________
3. Время проведения практики с 24.11.2016 по 30.11.2016г.
4. Результаты выполнения отдельных видов работ во время учебной практики

№п/п
Виды и объем работ во время практики
Оценка
зачтено/
не зачтено

11
Анализ плана воспитательной работы учителя начальных классов и школы


22
Наблюдение специфики педагогического общения учителя, определение стиля педагогического общения учителя


33
Наблюдение и анализ организации КТД


44
Характеристика личности учащегося, характеристика коллектива класса


55
Наблюдение и анализ воспитательных мероприятий и классных часов в начальной школе


76
Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов (характеристика коллектива, личности учащихся)


87
Наблюдение и анализ организации, проведения разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), приемов привлечения родителей к проведению совместных мероприятий


98
Участие в итоговой конференции (сообщение, самоанализ)


99
Дневник практики


110
Портфолио студента – практиканта


111
Итоговая оценка за учебную практику



Дата _____ 2016г.
Руководитель практики ________________/________________/

Ответственное лицо организации _________________/__

Приложение 2
АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ЗАНЯТИЯ)

Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:
Школа
Класс
Количество учащихся
Дата проведения
Тема
Цель мероприятия
(Чем мотивировался его выбор)
Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса) или является эпизодическим.
Анализ процесса подготовки мероприятия:
Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация школы, учителя). Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень самодеятельности школьников в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.
Ход мероприятия.
Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины?) Соответствовало ли внешнее убранство помещения и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия? В какой мере были соблюдены гигиенические требования в ходе подготовки и проведения мероприятия? Степень технической оснащенности занятия. Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия? В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процессе проведения мероприятия? Активность отдельных учеников, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.
Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновения, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.).
Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт и др.
Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.
Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия.
Какова идейная и воспитательная ценность мероприятия? Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические убеждения оно формирует? Какие социальные установки это мероприятие вызвало? Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного материала? Насколько затрагиваемые вопросы углубляли знания учащихся и расширяли их кругозор?
В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий? Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.
Пожелания в адрес классного руководителя, родителей и самих учащихся, способствующие, по их мнению, повышению воспитательной роли внеклассных занятий.

Приложение 3
Психолого-педагогическая характеристика класса

Общие сведения о классном коллективе и истории его образования: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.п.
2. Руководство и организация классного коллектива:
организующее ядро классного коллектива;
авторитет актива в коллективе и способность его самостоятельно организовывать коллектив класса на различные дела (внимательны к их предложению, равнодушны, относятся отрицательно);
наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним актива, наличие изолированных, причины изоляции и возможные пути изменения отношения к ним;
взаимоотношения внутри коллектива: уровень сплоченности коллектива (низкий, средний высокий или по методике А.Н. Лутошкина); наличие или отсутствие группировок (имеются ли группы, на которые может опереться классный руководитель, которые препятствуют его работе, безразличные к коллективной деятельности), проявление взаимной требовательности, чуткости, душевной заботы, взаимопомощи и уважения; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
характер взаимоотношений коллектива класса с классным руководителем: насколько авторитетен классный руководитель для большинства учащихся; как выполняют его требования (охотно, по принуждению, не выполняют); каков стиль руководства классного руководителя (авторитарный, демократический, попустительский).

Содержание и характер коллективной деятельности:
учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение к успеваемости (равнодушие, отрицательное, борьба за высокую успеваемость); взаимопомощь, ее формы и организация,
дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе;
жизнь коллектива вне учебных заведений: интерес к современным событиям, музыке, искусству, интерес к спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса (конференции, экскурсии, посещение театра, кино, “огоньки” и т.д.); участие в общественной жизни: (хотят сами получить поручения, выполняют по принуждению, отказываются выполнять); характер преобладающих умений выполнения общественных дел (умеют самостоятельно, оригинально, необычно подойти к выполнению порученного, умеют самостоятельно выполнять поручения при наличии четких указаний инструкций, не умеют самостоятельно выполнять поручения без непосредственной помощи, не умеют выполнять общественные поручения);
общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, отношение к трудовой деятельности.
Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего “эмоционального климата” в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических организаций)








[Введите текст]


[Введите текст]




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 815