Контрольная работа по биологии в формате Всероссийской проверочной работы за первое полугодие (11 класс).


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ за первое полугодие
В 11 классе (2016 – 2017 уч. год)
На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г.
а) Дополните схему строения двухцепочечной молекулы ДНК
Ответ:______________________________________________

б) Какой принцип лежит в основе структуры молекулы ДНК?
Ответ:________________________________________________

в) Какова длина в нанометрах этого фрагмента ДНК?
Ответ:________________________________________________
У гороха красная окраска цветков доминирует над белой, а высокий рост над карликовым. Признаки наследуются независимо. При скрещивании двух растений с красными цветками, одно из которых было высокого роста, а другое низкого, получили 35 высоких растений с красными цветками, 32 низких растения с красными цветками, 10 высоких с белыми цветками и 13 низких с белыми цветками.
Каковы генотипы родителей?
Ответ:_______________________________________________
Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей А) Обыкновенная лисица Б) Хордовые В) Хищные Г) Млекопитающие Д) Лисицы Е) ВолчьиВ ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 15%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.
В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: ___________________________%.
5. Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
6. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3) зависит от генетической программы организма
4) повышается при температуре 20–36 °С 5) уменьшается при температуре выше 36 °С
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Ответ: ___________________________
7. Правило Бергмана гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

1. бурый медведь 2. 3. кадьякОтвет:
2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Бергмана.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.
1. Рассмотрите изображение органоида эукариотической клетки. Как он называется?
Ответ:___________________________ INCLUDEPICTURE "https://pbs.twimg.com/media/ChfoEe4UgAEN_ee.jpg" \* MERGEFORMATINET
Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данного органоида?
Ответ: _______________________________________
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) корь
2) гемофилия
3) фенилкетонурия 4) туберкулез
5) инсульт головного мозга
Наследственное заболевание Приобретенное заболевание
Инфекционное
Неинфекционное
10. Антон пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 7,2 ×113 при норме 4–9×109 . Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов?
Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
Список ответов:
1) воспаление легких
2) малокровие
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала
Ответ:
Анализ Диагноз
11.
Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
В таблице представлены три вида оснований (первое, второе и третье), обратите внимание на то, что они даются в двухвариантах: без скобок- нуклеотиды РНК, а в скобках — нуклеотиды ДНК.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов.
На примере аминокислоты глицина (ГЛИ), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.
Таблица генетического кода
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка
Пищевая цепь:

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов I порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.
Ответ___________________________________________________________________
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации Наука, изучающая данный уровень Пример
______________________(А) Биохимия ______________________(Б)
Биогеоценотический ______________________(В) ______________________(Г)
______________________(Д) ______________________Е) Легкие
Пропущенные элементы:
1) анатомия
2) организменный
3) экология
4) РНК
5) молекулярно-генетический
6) биогеоценоз
14. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?
Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
Группа крови отца
I(0) II(A) III(B) IV(AB)
Группа крови матери I(0) I(0) II(A) I(0) III(B) I(0) II(A) III(B) Группа крови ребенка
II(A) II(A) I(0) II(A) I(0) Любая II(A), III(B) IV(AB) III(B) I III(B) I(0) Любая III(B) I(0) II(A), III(B) IV(AB) IV(AB) II(A) III(B) II(A), III(B) IV(AB) II(A), III(B) IV(AB) II(A), III(B) IV(AB) Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является Л.М. с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ: ________________________________________________________________________
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

3) Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0», объясните своё решение.
Группы крови Антигены эритроцитов Антитела плазмы
I - α, βII А А βIII В В αIV А,ВА, В
* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. . Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах их содержание незначительное. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сардельки.
Продукты Количество холестерина, г/100 г продукта Продукты Количество холестерина, г/100 г продукта
Молоко пастеризованное 0,01 Сардельки (одна сарделька – 40 г) 0,05
Творог нежирный 0,04 Колбаса 0,08
Сыр «Российский» 0,52 Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г) 0,57
Масло сливочное 0,18 Минтай 0,03
Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. На рисунке изображён стегоцефал – вымершее животное, обитавшее 300 млн. лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.

ОТВЕТЫ:
А) Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-Ц
Б) принцип комплементарностиВ) 4,08
2. Генотипы родителей: АаВв, Аавв3. д,а,е,в,г,б4. 35%
5. 5,3,4,6,1,2
6.
1) 1,4,5
7.
1) 2,3.1
2) Суть правила: Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением объема площадь поверхности растет относительно медленно, что позволяет увеличить отношение "теплопродукция / теплоотдача" и таким образом компенсировать потери тепла с поверхности тела в холодном климате.
8.
1) Биосинтез и транспортировка белков в клетке.
2) Нарушение пластического обмена или ассимиляции, или метаболизма в клетке.
9.
2,3 1,4 5
3 1
ГТТ, ГТЦ, ЦЦА, ЦЦГ, ЦЦТ, ЦЦЦ.
12 . 1) репа - крестоцветные блошки - лягушка-уж-хорь.
2) 1000
13.
5 – А биохимия 4 – Б;
Биогеоценотический 3 – В 6 – Г
– Д 1 –Е легкие
14.
1) ответ на первый вопрос: не будет, так как у этой пары не может родиться ребенок с I группой крови.

2) ответ на второй вопрос: может
3) ответ на третий вопрос: может, не произойдет склеивания эритроцитов.
15.
Ответ на первый вопрос: 1,04 г
Ответ на второй вопрос: поражение кровеносных сосудов или развитие атеросклероза, или ишемическая болезнь сердца.
16. Элементы ответа:
Эра палеозойская
Период – каменноугольный
Возможный предок: рыбы или кистеперые рыбы.
Критерии ответа:
3 балла
2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка
1 балл
2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка
1 балл
1 балл
2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка
2 балла
2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка
2 балла нет ошибок, 1 балл допущена ошибка
3 балла нет ошибок; 2 балла допущена одна ошибка; 1 балл допущено 2 ошибки, 0 баллов допущено 3 и более ошибок.
1 балл
3 балла нет ошибок; 2 балла допущена одна ошибка; 1 балл допущено 2 ошибки, 0 баллов допущено 3 и более ошибок.
2 балла
1 балл
2 балла ответ включает все названные выше элементы; 1 балл – ответ включает 2 из названных выше элементов, 0 баллов – ответ включает 1 из названных выше элементов, или ответ неправильный
Максимальное количество баллов: 30 баллов
На «5» - 25 – 30 баллов
На «4» - 18 – 24 балла
На «3» - 13 – 17 баллов
На «2» 12 баллов и менее.