Открытый урок по МДК 02.02 Психология и этика профессиональной деятельности


государственное автономное учреждениеКалининградской областипрофессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»Мультимедийная разработка урока по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» Специальность «Гостиничный сервис»Тема урока: Деловой этикетРазработчик: Колганова А.А., методист учебной части, преподаватель высшей квалификационной категории Методы проведения: Проблемное обучение, мозговой штурм, лекция с элементами беседы, аналитический подход, словесные, наглядные, игровые, кейс—технологии, работа в микрогруппахВид урока: Модерация, мозговой штурмТип урока: урок изучения нового материалаМежпредметные связи:Менеджмент и управление персоналом Оснащение урока: Конспекты лекций, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация  ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В начале XVIII века Пётр Великий издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вёл себя «в нарушение этикету». Родиной этикета считается Италия. Екатерина Вторая внедряла этикет, свойственный русским традициям Этикет –– слово французского происхождения, в буквальном переводе на русский язык означает свод правил поведения в обществе. Деловой этикет –– это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. Нормы этикета сводятся к основному правилу –– неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.  Какие ассоциации возникают у вас при слове «этикет»?1.2.3.4.(Все слова и словосочетания, названные участниками, записываются маркером на флип-чарте, затем следует совместное обсуждение и обобщение) Составляющие этикета:хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях;внешний вид, одежда;культура речи, а это:грамматическая и стилистическая правильность;отсутствие вульгарных слов;умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно могли понять окружающие;умение здороваться и прощаться;благодарить за помощь или услугу, просить, извиняться и пр.;умение разговаривать и поддерживать беседу. Виды этикета.Придворный этикет –– строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.Воинский этикет –– свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.Дипломатический этикет –– правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приёмы, визиты, презентации, переговоры и т. д.).Общегражданский этикет –– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества. Манеры –– (от французского «maniere»), что означает способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, эти жесты, походка, мимика, характерные для человека. Попробуем определиться в понятиях!{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Хорошие манерыПлохие манерыНеобходимо заполнить таблицу , применяя метод мозговой атаки Красивый человек тот, кто: обладает внутренней дисциплиной; не теряет самообладания; –– сдержан; –– не суетлив. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать своё поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными манерами считаются: привычка громко говорить и смеяться; развязность в поведении; употребление нецензурных выражений; грубость; неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать своё раздражение; бестактность. «Манеры создают человека» –– гласит старинная пословица. Что это значит? 6 заповедей делового этикета Делайте всё вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчёты и любые другие поручаемые вам задания. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчинённого об их личной жизни. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики, сослуживцы или подчинённые могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: всё равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно. Думайте о других, а не только о себе. Внимание должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчинённых. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчинённых. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто – то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным. Одевайтесь, как положено. Говорите и пишите грамотно! Задание для обсуждения в микрогруппе №11. Докажите правоту (или не правоту) высказывания специалистов ведущих фирм, что знание этикета и культуры поведения являются важным и основным условием для успешной работы в любой организации. Задание для обсуждения в микрогруппе №22. Прокомментируйте одно из правил бизнеса : «Позаботься о своих клиентах и тогда рынок позаботится о тебе!». Задание для обсуждения в микрогруппе №33. Почему знание этикета, культуры поведения является экономически выгодным? Практическая ситуация для анализа:К профессиональному поведению предъявляют нравственные требования. Какие требования предъявляют в следующих ситуациях:А) официант отлучился с рабочего места и тем самым вызвал задержку в обслуживании клиентов. Возвратившись на рабочее место, сказал: «Извините, что задержал Вас, сейчас быстро все улажу».Б) в секции самообслуживания покупательница брала пару туфель для примерки и при этом несколько пар, стоявших рядом, упали. Покупательница растерялась и смутилась. Продавщица спокойно подошла и поставила обувь на место, сказав покупательнице: «Ничего страшного, это происходит часто». Практическая ситуация для анализа:Какие профессиональные и моральные нормы нарушены в следующих примерах:А) «Что же вы , гражданин, дожили до старости, а считать не научились!» - сказал администратор посетителю.Б) «Я не желаю слушать ваши претензии. Мне нет дела до того, что вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть , а не собой в зеркале любоваться». (из монолога приемщицы трикотажного ателье);В) В секции магазина: «Надоело, битый час стоите у прилавка, задаете вопросы и ничего не покупаете. Отойдите от прилавка и не мешайте работать!». Рефлексия урокаЧто нового вы узнали сегодня на уроке?Что оказалось сложным для вас? Какие общие впечатления от урока получены? Всем спасибо за урок!