Рабочая программа для профессии 034700.01 Секретари


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А.В.НИКУЛИНА»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР Директор ГБПОУ МО
_____________ Лебедь-Шарлевич М.Д «ППЭТ» имени А.В.Никулина
«_____» ______________ 201__ г. _____________ Ступин С.В.
«_____» __________ 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.
Профессия : 46.01.01 секретарь
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
Профессия : 46.01.01 секретарь
Автор: Склярова Алёна Григорьевна



Программа рассмотрена на заседании ЦМК
Протокол № _____ от «____» __________2015 г.
Федеральный компонент реализован полностью.
Председатель ЦМК _________ Кива Н.А.

г.Подольск
2015 г

1.ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предна¬
значена для изучения естествознания в профессиональных образовательных орга¬
низациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро¬
ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена по профессиии
46.01.01 Секретарь.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования.
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих
целей:
•освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и
технологий;
•овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профес¬
сионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих
способностей и критического мышления в ходе проведения простейших иссле¬
дований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной
информации;
•воспитание убежденности в возможности познания законной природы и ис¬
пользования достижений естественных наук для развития цивилизации и по¬
вышения качества жизни;
•применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамот¬
ного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей
среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов¬
ки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов
среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает дости¬
жение студентами следующих результатов:
личностных:
-устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук,
чувство гордости за российские естественные науки;
-готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из¬
бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
-объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук
для человека и общества, умение использовать технологические достижения
в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллек¬
туального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
-готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные
знания с использованием для этого доступных источников информации;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен¬
ку уровня собственного интеллектуального развития;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше¬
нию общих задач в области естествознания;
метапредметных:
-овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель¬
ности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
-применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимен¬
та) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с ко¬
торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их
достижения на практике;
-умение использовать различные источники для получения естественно¬
научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав¬
ленных целей и задач;
предметных:
-сформированность представлений о целостной современной естественно¬
научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвя¬
зи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
-владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на раз¬
витие техники и технологий;
-сформированность умения применять естественно-научные знания для объ¬
яснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопас¬
ности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
-сформированность представлений о научном методе познания природы и
средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достовер¬
ности полученных результатов;
-владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим позна¬
вать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, ис¬
пользовать различные источники информации для подготовки собственных
работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную
информацию;
-сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания
для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часа;
Внеаудиторная самостоятельная работа 90 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 270
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 180
в том числе: лабораторные работы 34
практические занятия 6
контрольные работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 90
в том числе: Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание».
Раздел учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины. Объем часов. Уровень усвоения
1.Введение. 1 Вводный инструктаж по ТБ, 1 1
2.Основные понятия и законы химии. 6 Предмет химии. Основные понятия. Аллотропия. 1 1
Основные законы химии. 1 2
Измерение вещества. 1 2
Практическая работа №1 «Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Основные понятия и законы химии. Решение задач. 2
3
3.Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. 5 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 1 1
Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. Семинар. 1 1
Контрольная работа № 1. «Периодический закон и строение атома» 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа
1.Подготовка сообщений на темы:
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
2. Составление конспекта «Изотопы водорода»
2
1
1 3
4.Строение вещества. Ионная химическая связь. 1 1
Ковалентная химическая связь. 1 1
Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь. 1 1
Чистые вещества и смеси. 1 2
5.Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. 7 Дисперсные системы. 1 2
Жесткость воды. Способы устранения жесткости. 1 2
Практическое занятие № 2
«Приготовление раствора заданной концентрации.»
1 3
Внеаудиторные самостоятельные работы
Подготовка сообщений на темы:
1.Растворы вокруг нас.
2.Типы растворов.
3.Вода как реагент и среда для химического процесса.
4.Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях 4
3
6.Классификация неорганических соединений и их свойства. 9 Кислоты в свете теории ЭД. 1 1
Основания в свете теории ЭД. 1 1
Оксиды. Классификация, химические свойства, способы получения. 1 1
Соли. Классификация, химические свойства, способы получения. 1 3
Внеаудиторные самостоятельные работы:
Подготовка сообщений на темы:
1.Серная кислота – «хлеб химической промышленности».
2.Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
3.Оксиды и соли как строительные материалы.
4.Поваренная соль как химическое сырье.
5.Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
5
1
1
1
1
1
3
7.Химические реакции. 9 Классификация химических реакций. 1 1
Электролиз. 1 1
Скорость химических реакций. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
1.Решение задач по теме «Скорость химических реакций.»
2.Решение задач по теме «Химическое равновесие.»
Подготовка конспектов на темы:
1.Электролиз растворов электролитов.
2.Электролиз расплавов электролитов.
3.Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. 5
1
1
1
1
1
3
8.Металлы и неметаллы 9 Металлы- простые вещества. 1 1
Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. 1 2
Неметаллы-простые вещества. 1 1
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка сообщений на темы:
1.История получения и производства алюминия.
2.Электролитическое получение и рафинирование меди.
3.Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
4.Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
5.Составить опорный конспект «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.» 5
1
1
1
1
1
3
9.Основные понятия органической химии 4 29
Теория химического строения органических соединений. 1 1
Изомерия. 1 1
Лабораторная работа.
Изготовление моделей молекул органических веществ. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка сообщений :
1.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
1
3
10.Алканы. 3 Предельные углеводороды. Номенклатура. Изомерия. 1 1
Лабораторная работа
Качественное определение водорода и углерода. 1 2
11.Алкены. 7 Этиленовые углеводороды. Номенклатура. Изомерия. 1 1
Лабораторная работа «Получение этилена» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка сообщений :
1.Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
2.История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
3.Углеводородное топливо, его виды и назначение.
й на темы:
4.Перегонка нефти. Нефтепродукты.
(Составление логико-дидактических структур по теме)
4
1
1
1
1
3
12.Алкадиены. 3 Диеновые углеводороды. 1 1
Внеаудиторные самостоятельные работы
доклады на тему :
1.Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
2.Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
2
1
1 13.Алкины. 1 Ацетиленовые углеводороды. Изомерия. Номенклатура. 1 1
14.Арены. 3 Ароматические углеводороды. Строение бензола. 1 1
Природные источники углеводородов. 1 2
Контрольная работа № 3«Углеводороды» 1 3
15.Кислородсодержащие органические соединения. 10 Спирты. Изомерия, номенклатура. 1 1
Альдегиды. 1 1
Карбоновые кислоты. 1 1
Углеводы. 1 1
Лабораторные работы
1.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).
2.Качественная реакция на крахмал.
2
3
Внеаудиторные самостоятельные работы
Подготовка сообщений тему:
1.Биологическое действие метанола.
2. Физиологическое действие этанола.
3. Этиленгликоль, глицерин и их практическое применение.
4. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
4
1
1
1
1
3
16.Азотсодержащие органические соединения. 6 Амины . Анилин. 1 1
Аминокислоты. Белки. 1 1
Лабораторные работы
1.Растворение белков в воде. 1
3
Внеаудиторные самостоятельные работы
Подготовка сообщений на темы:
1.Аммиак и аминокислоты их роль в нашей жизни.
2.Биологические полимеры. Белки.
Составить конспект : «Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот.»
3
3
17.Пластмассы и волокна. 2 Пластмассы и волокна,как полимерные (высокомолекулярные) соединения. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить конспект: « Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.»
Итого 48 3
18.Введение. 10 1. Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания. 1 2
2. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. 1 2
19.Механика 1.Механическое движение. Относительность движения. 1 1
2.Система отсчета. Основная задача механики. 1 1
3.Траектория, путь и перемещение. 1 1
4.Скорость и ускорение. 1 1
5.Равноускоренное и равномерное движения. 1 1
6.Равномерное движение по окружности. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Конспект по теме «Пространство и время»
2.Сообщение по теме «Использование и учет скорости в деятельности человека» 2 3
20.Динамика 8 2
1.Взаимодействие тел. Законы Ньютона. 1 3
2.Типы взаимодействий и различные виды сил. 1 1
3.Закон всемирного тяготения. 1 1
4.Невесомость. 1 2
Лабораторные работы:
«Исследование зависимости силы трения от веса тела»
«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» 2
3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1. Сообщение по теме: «Использование и учет законов динамики Ньютона в профессиональной деятельности». 2 3
21.Законы сохранения в механике. 10 1.Работа и мощность. 1 1
2.Кинетическая и потенциальная энергия. 1 1
3.Закон сохранения механической энергии. 1 1
4.Импульс тела. Закон сохранения импульса. 1 2
Практическое занятие №4: «Практические задачи механики» 2 3
Внеаудиторной самостоятельные работы:
1. Презентация по теме: « Деятельность К.Э. Циолковского, основоположника космонавтики»
2. Сообщение на тему: «Заслуги России в освоении космического пространства» 4
2
2 3
22.Колебания и волны 9 1.Механические колебания. 1 2
2.Период и частота колебаний. 1 2
3.Механические волны и их свойства. 1 1
4.Звуковые волны 1 1
Лабораторные работы: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»
«Исследование характера движения маятника» 1
1 3
Контрольная работа №4: «Механика» 1 26
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1.Конспект по теме: «Характеристики музыкальных звуков» 2 23.Молекулярная физика. Термодинамика 6 1.Основы МКТ. 1 2
2.Масса и размеры молекул. 1 3
3.Температура как мера кинетической энергии. 1 2
4.Энергия теплового движения молекул. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Сообщение по теме: «История открытия броуновского движения».
2.Отчет по теме: «Расчет скорости движения молекул газа в домашних условиях» 2 3
24.Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы 12 1.Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы. 1 3
2. Идеальный газ. 1 3
4. Модель жидкости. 1 1
5. Поверхностное натяжение и смачивание. 1 3
6. Кристаллические тела и аморфные тела. 1 7.Деформации твердых тел.
1 2
Лабораторные работы: «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»
«Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» 1
1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Конспекты по темам:
1.Капиллярные явления.
2.Влажность воздуха. 4
2
2 3
25.Основы термодинамики 7 1.Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. 1 1
2.Второй закон термодинамики. 1 1
4.Тепловые машины и их применение. 1 3
5.Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. 1 3
Контрольная работа №5: «Молекулярная физика. Термодинамика» 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1. Сообщение по теме: «Экологическое состояние города Саратова» 2 3
26.Электродинамика 5 1.Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. 1 1
2.Электрическое поле. 1 1
3.Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1.Кондесаторы и их использование. 2 27.Законы постоянного тока
7 1.Постоянный электрический ток.Сила тока, напряжение и электрическое сопротивление. 1 1
2.Закон Ома для участка цепи. 1 2
3.Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. 1 2
Лабораторные работы
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжение на ее различных участках»
«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» 1
1 Внеаудиторные самостоятельные работы
1.Действие электрического тока на человека. 2 28.Магнитное поле 4 1.Магнитное поле и действие магнитного поля на проводник с током. 1 2
2.Электродвигатель. 1 3
Внеаудиторные самостоятельные работы
Сообщение по теме: «Пояса радиации». 2 3
29.Электромагнитная индукция
6 1.Электромагнитная индукция. 1 2
2.Электрогенератор и переменный ток. 1 2
3.Получение и передача электроэнергии. 1 1
4.Проблемы энергосбережения. 1 1
Внеаудиторные самостоятельные работы.
1. Сообщение по теме: Соблюдение техники безопасности в обращении с электрическим током. 2 3
30.Электромагнитные волны 10 1.Электромагнитное поле и электромагнитные волны. 1 2
2.Использование электромагнитных волн в технических средствах связи, изучение свойств вещества, медицине. 1 2
3.Свет как электромагнитная волна.Дисперсия света. 1 3
4.Интерференция и дифракция света. 1 2
5.Законы отражения и преломления света. 1 3
Лабораторные работы:
Изучение интерференции и дифракции света»
Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки» 2 3
Контрольная работа №6: «Электродинамика» 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1. Сообщение по теме: Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов
2.Сообщение по теме: «Польза и опасность электромагнитных волн» 2
1
1 3
31.Световые кванты 6 1.Волновые свойства света. 1 2
2. Корпускулярные свойства света. 1 2
5. Фотоэффект. 1 3
6. Использование фотоэффекта в технике. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1. Сообщение по теме: Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах. 2 3
32.Атомная физика
8 1.Строение атома: планетарная модель атома. 1 2
2.Поглощение и испускание света атомами. 1 2
3.Принцип действия лазера. 1 3
4.Применение лазеров. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
1. Сообщение, презентации по теме: Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома
2. Сообщение по теме: Области использования лазеров. 4
2
2 3
33.Физика атомного ядра 9 1.Строения атомного ядра. 1 3
2.Энергия связи атомных ядер. 1 2
3.Ядерная энергетика. 1 3
4.Радиоактивные излучения и воздействия на живые организмы. 1 3
Внеаудиторная самостоятельная работа.
доклады, отчеты, электронные презентации по темам:
1.Историческая справка об открытии и исследовании радиоактивности.
2. Устройство ядерных реакторов.
3. Термоядерные реакции на Солнце.
4. Последствия чернобыльской аварии.
5. Современные сведения об элементарных частицах. 5 34.Эволюция Вселенной 8 1.Образование планетных систем. 1 1
2.Солнечная система. 1 1
3.Термоядерный синтез. 1 1
4.Эволюция и энергия горения звезд. 1 2
5.Большой взрыв. 1 2
6.Эффект Доплера и обнаружение разбегания галактик. 1 1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Сообщение по теме: «Строение Солнца» 2 3
35.Учение о клетке. 20 Уровни организации живой природы. 1 1
Органические и неорганические вещества клетки. 1 1
Функции белков ,углеводов и липидов в клетке. 1 1
Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. 1 1
Цитоплазма и клеточная мембрана. 1 1
Органоиды клетки. Ядро и ядрышко. 1 2
Особенности строения растительной клетки. 1 2
Неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 1 1
Пластический обмен. 1 1
Энергетический обмен. 1 1
Автотрофные и гетеротрофные организмы. 1 1
Фотосинтез. Хемосинтез. 1 1
Мейоз. 1 2
Клеточная теория строения организма. 1 1
Практическая работа № 5,6
Строение и функции клетки.
Митотический цикл. 2 Лабораторные работы
Ядро и ядрышки. Особенности строения растительной клетки.Мейоз. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка реферата и презентации по теме:
«Клетка. Строение и функции органоидов клетки.» 2 3
36.Размножение и индивидуальное развитие организмов. 6 Бесполое и половое размножение. 1 1
Образование половых клеток. 1 1
Оплодотворение у животных и растений. 1 1
Эмбриональный этап онтогенеза. Постэмбриональное развитие. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат и презентация.
1. Доказательства родства человека и животных.
2.Влияние курения ,алкоголизма и употребления наркотиков родителями на эмбриональное развитие и отклонения в развитии у их детей. 2
1
1 3
37.Основы генетики и селекции. 9 Первый закон Менделя. 1 2
Второй закон Менделя. 1 2
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 1 2
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 1 1
Взаимодействие генов. 1 1
Лабораторные работы
Моногибридное скрещивание.
Дгибридное скрещивание. 2 3
Внеаудиторная самостоятельная работа
Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения задач по теме:
Задачи на 1-2 законы Г.Менделя .
Задачи на 3 закон Менделя .Сцепленное с полом наследование признаков» 2 3
38.Закономерности изменчивости. 3 Наследственная ,или генотипическая. 1 1
Генетика человека. Методы изучения. 1 1
Материальные основы наследственности и изменчивости. 1 1
39.Основы селекции. 4 Одомашнивание –начальный этап эволюции. 1 1
Центры многообразия и происхождения культурных растений. 1 1
Методы современной селекции. 1 1
Селекция растений ,животных и микроорганизмов. 1 1
40.Эволюционное учение. 10 Эволюционное учение Ч.Дарвина. 1 Микроэволюция. Механизмы эволюции. 1 Учение о естественном отборе. 1 Возникновение приспособлений. 1 Видообразование. 1 Макроэволюция. Доказательства эволюции. 1 Основные направления эволюционного процесса. 1 1
Развитие органического мира. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка опорного конспекта «Формы естественного отбора» Опорный конспект «Видообразование и его виды»
2 41.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 5 Многообразие живого мира. 1 1
Возникновение жизни на Земле. 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка реферата или презентации по теме:
1.Современные представления о зарождении жизни.
2.Различные гипотезы происхождения.
3.Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
3
1
1
1 3
42.Происхождение человека. 3 Доказательство родства человека и животных. 1 1
Основные этапы эволюции человека. Расы человека. 1 1
Расы человека 1 1
43.Основы экологии. 6 Экология- наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Экологические системы. 1 1
Факторы среды. Изменения в биогеоценозах. 1 1
Взаимодействия в экосистеме. Симбиоз и его формы.
1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
1.Подготовка реферата или презентации по теме:
-Современные представления о зарождении жизни.
-Различные гипотезы происхождения.
-Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
2.Составить таблицу «Сходство и различие человека и человекообразных обезьян»
3.Самостоятельная подготовка к зачету. 3 3
Дифференцированный зачет 2 3
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.
Формой итогового контроля является дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:
уметь
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Составление рефератов, таблиц, схем по темам, выполнение рефератов опорных конспектов;
Практические занятия;
Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
Тестирование.
Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.
Знать: знать/понимать
смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
Практические занятия;
Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
Тестирование (зачет )
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие
в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в
которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборант¬
ской комнатой.
Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требова¬
ниям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)
и быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточ¬
ными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм¬
мы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
•многофункциональный комплекс преподавателя;
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдаю¬
щихся ученых в области естествознания и т.п.);
•информационно-коммуникационные средства;
•экранно-звуковые пособия;
•комплект электроснабжения кабинетов;
•технические средства обучения;
•демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
•лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том
числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реак¬
тивы);
•статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая
натуральные объекты;
•вспомогательное оборудование;
•комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче¬
ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные
или допущенные для использования в профессиональных образовательных органи¬
зациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атла¬
сами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научно¬
популярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты
должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по естество¬
знанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети
Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, матерДля студентов
Беляев Д. К., Дымишц Г. М., Кузнецова JI.H. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс.
М., 2014.
Беляев Д. К., Дымишц Г .М., Бородин П. М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс.
М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально¬
экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. об¬
разования. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.
Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2010.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред,
проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник для студ. учрежде¬
ний сред. проф. образования / под ред. В.М.Константинова. — М., 2014.
Немченко К.Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.
Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического
и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально¬
экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Для преподавателей
Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей
ссузов. — М., 2010.
Ильин В. А., Кудрявцев В.В. История и методология физики. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод, пособие. —
М., 2014.
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2007, 2010.
Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
32
Интернет-ресурсы
www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернетаиалам ЕГЭ и др.