Проект «Компьютер — друг или враг?»


Автор проекта

Фамилия, имя отчество
Екшина Елена Николаевна

Регион
Саратовская область область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
г. Пугачев

Номер и/или название школы/ОУ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пугачева Саратовской области»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Компьютер: друг или враг?

Краткое содержание проекта

Данный проект охватывает изучение правил безопасной работы за компьютером. Учащиеся иссле- дуют влияние вредных факторов на здоровье человека при работе за компьютером, определят правила безопасного использования компьютера. Работа над проектом повысит культуру отношения к собственному здоровью. Работа в группе создаст ситуацию значимости каждого учащегося в общем деле. Проблемные вопросы подтолкнут детей к поисковой, мыслительной деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся проводят опрос, наблюдение, осуществляют поиск информации в сети Интернет, работают со справочной литературой, оформляют результаты работы в презентации с помощью программы MS Power Point.

Предмет(ы)

ОБЖ, окружающий мир, технология.

Класс(-ы)

4 класс

Приблизительная продолжительность проекта

4 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
знаний о безопасном поведении человека в ситуациях социального характера;
о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства потребности ведения здорового образа жизни;
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы



Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:
1.Бережно относиться к своему здоровью при работе на компьютере. 2.Научатся работать в команде. 3.Разовьют навыки самостоятельной познавательной деятельности, умение ставить и решать проблемы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос
Компьютер: друг или враг?


Проблемные вопросы учебной темы
Связаны ли компьютер и здоровье?
Компьютер–это друг и помощник или новая угроза для здоровья человека?

Учебные вопросы
Какие факторы при работе за компьютером могут влиять на здоровье человека?
Является ли правильная организация режима труда и отдыха фактором сохранения здоровья?
Соблюдаете ли вы эти требования при работе за компьютером?
Существуют ли какие-то специальные средства и методы, которые помогут сохранить здоровье пользователей?


План оценивания

График оценивания

До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом

1. Мозговой штурм (вы- явить представлений учащихся и их жизненного опыта по теме
проекта)
2. Презентация учителя, актуализация знаний и постановка проблемы

1. Направление исследования.
2. Обсуждение и корректирование хода исследований.
3.Создание презентации, буклета, вики-статьи.
4.Бланки для самоконтроля и
взаимоконтроля учащихся.
5. Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
6. Оценивание коммуникабельности и умения работать в группах.

1. Оценка презентации об исследовании.

2.Оценка вики-статьи об исследовании.

3. Обсуждение на классном собрании
результатов исследования.

4.Обсуждение результатов исследования на родительском собрании.

5. Рефлексия.


Описание методов оценивания

На начальном этапе работы над проектом проводится фронтальный опрос в форме мозгового
штурма, основная цель которого выявить представлений учащихся и их жизненного опыта по теме проекта. После этого учащиеся знакомятся с презентацией учителя, после чего намечают ход работы, делятся на группы для проведения исследований. В ходе проекта учащиеся работают с источниками, отбирая необходимый теоретический материал, оформляют работу в соответствии с критериями.
Свою работу ученики представят на уроке-защите, на школьной конференции, на родительских собраниях, на классных часах.


Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Для выполнения данного проекта учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе с компьютером, уметь работать с различными источниками информации, уметь осуществлять поиск информации в сети Internet, владеть основами компьютерной грамотности, уметь работать в группе

Учебные мероприятия

Информационные буклеты для родителей.
Вводная презентация на актуализацию знаний, распределение учащихся на группы по интересам,
реализация проекта, проведение итоговой конференции.


Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)


Ученик, для которого язык преподавания не родной


Одаренный ученик


Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе
Учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал и т.д.

Другие принадлежности


Интернет-ресурсы
http://comp-doctor.ru - Болезни от компьютера, профилактика и лечение
http://schools .keldysh .ru/sch 1275/ DP /1. htm- История ЭВМ
http://www .altai .fio.ru / projects /GROUP 2/ potok33/ site/ razdel 2/index .htm- История создания ЭВМ
http://school.ort.spb.ru/library/exam_help/slovar/generat.htm -Эволюция ЭВМ http://compmuseum.narod.ru/history/generations.html -Музейчик компьютеров


Другие ресурсы
Гости проекта:
Тарасова Татьяна Анатольевна – врач-невролог
Симовина Нина Витальевна – врач-офтальмолог
Симовин Константин Николаевич – врач-травмотолог, ортопед

































Защита проекта «Компьютер: друг или враг»

Все:
Звучит песня «Мы маленькие дети» на мелодию из КФ «Приключения Электроника»

Над нами солнце светит,
Не жизнь, а благодать,
Тем, кто за нас в ответе
Давно пора понять,
Тем, кто за нас в ответе
Давно пора понять –
Мы маленькие дети,
И мы хотим всё знать.
Учитель:
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно – ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники.
Я считаю, что компьютер вытесняет из жизни многих детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. 
А может ли ребенок, много времени проводящий за компьютером, быть здоровым?
Дима: Возникает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Именно на него мы и постарались ответить, а также выяснить, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.
Таня: Долго думали, рядили.
Наконец постановили:
В современном нынче мире
Думать всё же нужно шире.

Нужен стал компьютер всюду,
Разве я не прав ли буду?
В космосе, больнице, школе,
Даже в тракторе на поле.




Дима: А я слышал, что компьютер вреден!




Таня: Мы на группы разделились,
Целью все определились.
Цель, поставив пред собой,
Мы рвалися, словно в бой.




Кто в компьютере копался,
Кто с опросником метался,
Чтобы вызнать у народа,
Много ль время индивид
У компьютера сидит?
Чтоб совет бесплатный дать,
Как же время скоротать,
Чтоб не навредить здоровью,
Это же важнейшее условие.
И вот, что у нас получилось






Дима: И откуда этот компьютер свалился на нашу голову?




Алина: Я, как руководитель группы теоретиков, спешу Вам сообщить, что всё началось с идеи научить машину складывать большие числа. Ещё около 1500 г. великий художник Леонардо да Винчи разработал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства. Это была первая попытка решить предложенную задачу. Первую же действующую суммирующую машину построил в 1642 г. Блез Паскаль знаменитый французский физик, математик, инженер. Затем появился арифмометр,  чтобы легче производить умножение и деление, а в сере дине XX века изобрели первые электронные вычислители ЭВМ.Это были огромные машины! Они весили почти 35 тонн и занимали целую комнату! Их обслуживали несколько человек, ведь одному было бы не справиться. Зато теперь современные компьютеры рассчитаны только на одного пользователя, и среди них есть настолько маленькие, что без труда помещаются на ладони. От машины Паскаля, до создания широко используемого агрегата арифмометра, способного выполнять 4 арифметических действия, прошло почти 250 лет.



Дима: Раз он такой старый, толку то с него!




Антон: Ну, не скажи!
Эта умная машина хоть и создана давно,
Но работает исправно.
Чудо - это Интернет.
Покорил он белый свет.
Вмиг поможет нам связаться
С кем случилося расстаться.
Информацию представит,
Напечатает, доставит,
Посчитает и решит,
Чем болеет индивид.
Даже вылечить поможет, У постели «посидит»
И игрой развеселит.



В настоящее время компьютер главный помощник человека!
Мы можем использовать в своей работе:
1. Электронные таблицы
2. Графический редактор
3. Текстовый редактор
4. Электронную почту
5. Электронный офис
6. Систему групповой работы
А кроме того эта волшебная машина помогает многим людям отдыхать.




Дима: И не поверю, что всё это может одна коробка!




·
Таня: Если бы это была коробка, ты туда бы карандаши сложил. А компьютер имеет очень сложное устройство.




Антон: Много составных частей
Может быть в машине сей,
Но волшебный микрочип
В глубине её сидит
И работой управляет,
Нам удобства доставляет.
Наша группа провела конкурс рисунков среди учеников 1 и 2-х классов. Посмотрите, какие красивые у ребят получились рисунки.
У нас была непростая задача выбрать самые лучшие работы, т.к. каждая была по-своему неповторима и необычна. Но мы пришли к такому мнению, что лучшими стали работы:
_____________________________ уч-____ _________кл. – 1 место

_____________________________ уч-____ _________кл. – 2 место

_____________________________ уч-____ _________кл. – 3 место

А среди учеников 3-4-х классов мы предложили написать сочинения на данную тему. По нашему мнению во всех сочинениях раскрыт смысл изучаемого вопроса. Ребята хорошо описали, кто для них компьютер – друг или враг. Всем принявшим участие выдается сертификат.
Мы хотим познакомить вас с наиболее интересными отрывками из сочинений .



(Зачитывают отрывки из сочинений)

Даша К.: Нам компьютер другом стал - знают все на свете,
Стал он всем необходим: старикам и детям.
В нем найдем ответы мы на множество вопросов.
Но здоровье сохранить, ох, увы, не просто.

Лера: Поиграть с ним можно нам и решить задачу.
Почему же иногда от него мы плачем?
Он влияет на глаза, на психику тоже,
Излученье вот беда, что же нам поможет?



И вот мы решили врача пригласить,
Что думает он о здоровье спросить.
Ведь дети больные – для всех это стресс.
Виновен ли в этом техно-прогресс?
Чего нам бояться: слепоты иль хондроза,
А может невроза и сколиоза?
Ответ же врача мы послушали сами
И делимся всем мы охотно с друзьями.
Лера: Наша группа пригласила для беседы врача-невролога Тарасову Т.А. , она нам рассказала о том, какие заболевания развиваются при долгой работе за компьютером – это сколиоз, невроз, хондроз.
Кирилл: В канун женского праздника 8 Марта к нам в класс приходила моя бабушка, Симовина Н.В., до недавнего времени работавшая в ЦРБ врачом-офтальмологом. Она не только рассказала нам о том, как влияет компьютер на глаза человека, но и показала несколько упражнений для снятия усталости глаз, спины.
Учитель: Мы вам предлагаем вместе с нами выполнить нехитрые упражнения, которые и вам помогут при долгой работе с компьютером. А помогут нам в этом Лера и Кирилл.
Лера: Собрав информацию о влиянии компьютера на здоровье человека, наша группа пришла к выводу о том, что при соблюдении режима работы и выполнении простых упражнений можно избежать таких заболеваний, как сколиоз, невроз и др.




Лиза: А мы провели анкетирование среди учителей и учеников начальных классов, в результате чего выяснили, сколько времени каждый из них проводит за компьютером.
На наши вопросы ответили около 250 человек. Из диаграммы видно, что большинство учеников нашей школы знают правила пользования компьютером.
А так же провели видеоопрос учителей нашей школы. Вот что они нам отвечали на наш вопрос «Компьютер – это друг или враг для здоровья человека?»
Посмотрите, пожалуйста, несколько отрывков из видеозаписи. (видеозапись)
Данный опрос показал, что 85% учителей считают, что компьютер – это друг, а 15% - обеспокоены здоровьем своих учеников




Таня: Вопрос актуален и очень серьёзен:
Чего же здесь больше вреда или пользы?
Его всесторонне мы изучили
И памятку для детей нашей школы сложили,




Дима: Чтоб делали всё вы всегда по порядку:
Трудись полчаса, а потом отдыхай,
Проветривать комнату не забывай.
Сделай зарядку, цветы посади,
Успех будет ждать тебя впереди.




Вместе: Компьютер не станет врагом, если впредь,
Сам себя будешь жалеть и беречь.




Учитель: Проанализировав все материалы на эту тему, какой можно сделать вывод?
-компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера
- интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло
-соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье.
Учитель: А сейчас мы в группах составим «Синквейн» на тему «Компьютер». У вас на столах есть все необходимое (маркеры, листы)

Песенка на мелодию
«Гимн Незнайки и его друзей»

Это всем давным-давно Надо бы понять, Что на свете всё равно Можно всё узнать. Правда, правда, ведь возможно, из компьютера возможно, из компьютера возможно, многое узнать В мире компьютеров нынче не счесть
Может милльоны, а может трилльоны, И в меру полезны они несомненно,
Скажет вам каждый теперь непременно. Это всем давным-давно Надо бы понять, Что на свете всё равно Можно всё узнать. Правда, правда, ведь возможно, из компьютера возможно, из компьютера возможно, многое узнать Каждый от компа увял бы, зачах, Словно цветок от палящего солнца, но правильно пользуйся им и тогда, В сложных вопросах ты разберёшься. Это всем давным-давно Надо бы понять, Что на свете всё равно Можно всё узнать. Правда, правда, ведь возможно, из компьютера возможно, из компьютера возможно, многое узнать.

Правда, правда, ведь возможно, из компьютера возможно, из компьютера возможно, многое узнать

А напоследок, мы вам покажем небольшую сценку.
СЦЕНКА
Володя играет за компьютером. Входит бабушка с дневником.

Бабушка Внучек за что же ты двойку получил по математике?
Володя Да за примеры!
Бабушка Как же так? Все домашние задания на 5 делаешь, а тут вдруг два?
Володя Да я дома все на калькуляторе считаю. Вот смотри и умножу, и разделю, и
прибавлю и вычту. А на уроке на сотовом телефоне батарейка села, поэтому и
двойка.
Бабушка Ох, наверно внучек от компьютера вирус подхватил, слыхала я есть такие
компьютерные вирусы. Пойду дохтору позвоню.
Бабушка охая уходит, заходит мама.

Мама Сынок мне учительница русского языка сказала, что ты правила не учишь?!
Володя Мамуль, ну зачем мне учить правила. Ведь компьютер все за меня сам исправляет, да еще и запятые ставит. Ни подтирать, ни замазывать, ни переписывать не надо. Красота!
Мама огорченно уходит. Заходит папа.

Папа Володя, ты в библиотеке был, книг для доклада по окружающему миру набрал?
Володя Ой пап, уморил! В библиотеке, ха-ха! Я и не знаю, где она находится. В Интернете все найти можно. Быстро и удобно.
И вообще, родители, отстали вы от жизни. В ногу со временем идти надо!


















Упражнения для глаз.

1. На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
З. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх вправо вниз влево и в обратную сторону вверх влево вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
4. Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.
5. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах:
по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз.
Общая продолжительность занятий - 2 мин.

Упражнения для глаз.

1. На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
З. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх вправо вниз влево и в обратную сторону вверх влево вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
4. Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.
5. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах:
по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз.
Общая продолжительность занятий - 2 мин.


Упражнения для глаз.
1. На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
З. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх вправо вниз влево и в обратную сторону вверх влево вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
4. Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.
5. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах:
по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз.
Общая продолжительность занятий - 2 мин.

Упражнения для глаз.
1. На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
З. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх вправо вниз влево и в обратную сторону вверх влево вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
4. Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.
5. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах:
по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз.
Общая продолжительность занятий - 2 мин.



іђ Заголовок 2pђ Заголовок 315