Урок русского языка в 4 классе на тему Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы


Урок русского языка в 4 классе
Т. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.
Ц. 1) Познакомить учащихся с правилами правописания Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.
2) Формировать Умения и навыки правописания слов с Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.
3) Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
4) Воспитывать культуру общения в группах, культуру речи.
I. Ориентировочно — мотивационный этап.
1. Установка психологического комфорта.
— Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. На нем присутствуют гости. Они посмотрят, как мы умеем работать на уроке, в чем разбираемся по русскому языку.
Не волнуйтесь, работайте активно, отвечайте уверенно.
2. Запись числа в тетрадях. Индивидуальная работа.
— Вспомним правила посадки при письме:
«Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не coгнусь,
За работу я возьмусь».
— Обратите внимание на правописание численного. (Одиннадцатого декабря)
— Индивидуальная работа у доски:
1) Вставить пропущенные буквы и определить работу окончаний у слов — предметов.
(на)шли (на) б_р_ гу (...р,… ч, ...п.)
(no) у_кой тр_пинке
пр_ч_тал кни_ ку
радос_ ное чу_ство
возле сколь_ кой пл_ща__ки
прекрас_ными к_ртинами
(Проверяют девочки. Дополнительный вопрос: Какую работу выполняют окончания имен существительных? (Указывают на род, число, падеж.)
2) Сделать фонетический разбор слова, в котором количество букв и звуков совпадает.
МАЯК ЛЬЮТ КОНЬКИ
[МАЙ ' АК] [Л ' Й ' УТ] [КАН ' К ' И]
< МАЙ ' АК> < Л ' Й ' УТ>< КОН ' К ' И>
(Проверяют мальчики. Дополнительный вопрос: Что такое фонема? (Ряд позиционно чередующихся звуков) то на письме обозначаются буквами: звуки или фонема? (Фонема)) Индивидуальная работа по карточкам.
3) Выписать в 2 столбика слова: однокоренные и изменение одного и того же слова. В однокоренных словах выделить морфемы, в изменениях- окончания.
Зима, зимушка, у зимы, зимний, перезимовать, о зиме
4) Разобрать по составу однокоренные слова.
Добрый, доброта.
Учить, ученик,
Шиповник, шипы,
Мед, медовый, медок.
5) Составить и разобрать предложение по членам и частям речи.
Об_ дила, сосны, в, шубы, т_желые, з_ма,
3. Актуализация знаний
а) Чистописание
- Отгадайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
— Объясните правописание слова мороз
— Найдите ошибку в написании соединений мороз
— Запишите
мороз
б) Словарная работа
- Назовите синонимы к слову мороз (холод, стужа)
— Назовите антонимы (жара, зной)
- Как понимаете выражение «Мороз по коже идет» (неприятньге ощущения от холода, страха, ужаса) - Образуйте однокоренные слова к слову «мороз».
- Запишем несколько слов и выделим морфемы.
Морозец, заморозки, заморозить, морозный
- Почему вы не назвали слова: у мороза, к морозу, мороза? - Вывод: Какие слова являются однокоренными? (1.Похожие по лексическому значению. 2. С одинаковым корнем, но разной основой.) в) Предложение.
- Составьте словосочетание со словом мороз добавляя прилагательные.
(Сильньгй, лютый, страшный, небывалый, первый, январский, сибирский, северный, 30о .)
- Составьте пары слов, добавляя глаголы.
Ударил, трещит, стоит, крепчает, пробирает, щиплет) — Составьте красивые предложения со словом «Мороз»
— На доске записана пословица: Теплое слово и в мороз согреет.
- Как понимаете смысл пословицы'?
- Разберем предложение по членам, смысловым частям и частям речи.
г) Проверка индивидуальной работы. Оценивание.
д) Физминутка.
4. Постановки учебной задачи.
- Чем похожи слова: рожь
товарищ
без груш
полночь?
Это существитемньге, оканчиваются на шипящую). — Чем различаются?.
В некоторых словам написан Ь, а в некоторых нет) - Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть секрет: когда у существительных осле шипящих в конце слов пишется Ь, а когда нет? — Рефлексия: Что предстоит выяснить на уроке?
I

[ч ', щ ', ж, ш]
36391851943101999615183515
Ь
3923030106045
II. Операционно — исполнительный этап
1. Решение учебной задачи в группах.
1 группа: Выясните на примерах имен существительных с шипящими на конце слов, когда надо писать букву Ь.
Вещь, мышь, дрожь, речь.
2 группа: Выясните на примерах имен существительных с шипящими на конце слов, когда не пишется Ь.
Нож, смерч, борщ малыши.
(По толковому словарю прочитать значение слова «смерч»)
3 группа: Выясните на примерах имен существительных с шипящими на конце слов, когда не пишется Ь.
Много туч, остров сокровищ, у луж, около пастбищ.
4 группа: Прочитайте вывод Дядюшки Ага на стр.180 и дополнение.
«... У слов, называющих предметы, Ь после шипящих не пишется в родительном падеже множественного числа»
Приведите примеры к данному правилу.
(По ходу работы на доске появляется модель)
I

[ч ', щ ', ж, ш]
20523203028953589020281940
3923030111760Ь

1.Существительные жен.рода, ед.ч. 1.Существительные муж.рода ед.числа 2.Существительные в род.п. множ.числа2. Рефлексия.
- Какой секретик хотели узнать?
(Опираемся на модель)
З.Формирование навыка работы с общим способом
- Потренируемся грамотно писать слова с данной орфограммой.
— Стр.183 упр.132
(Упражнение выполняется коллективно, затем учащиеся продолжают самостоятельно, глаголы не выписываются, затем фронтальная проверка.)
- Вывод по модели.
Ш. Рефлексивно — оценочный этап.
- Какой секретик мы хотели открыть?
— Что выяснили?
- Проверьте, правильно ли написаны слова: роскош_ , лещ, с крыш, печь.
- Д/з стр. 181 упр.129 разгадать кроссворд устно, закончить упражнение.