Мастер-класс Деятельностный подход в процессе формирования УУД на уроках английского языка


Тема: Деятельностный подход в процессе формирования УУД на уроках английского языка
Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором совершенствуется образовательная среда ученика и творческая педагогическая деятельности в процессе работы.
Задачи мастер-класса:
1) теоретически обосновать и продемонстрировать методы и приемы реализации деятельностного подхода в процессе формирования УУД при обучении иностранному языку;
2) совместная отработка методических подходов и приемов деятельностного подхода в образовательной практике.
II.Основная часть.
Уважаемые коллеги, все мы работаем по ФГОС. ФГОС направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, готовности к жизни в современном мире, т.е на развитие УУД. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельностиюОсновой современных стандартов является деятельностный подход. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
В данном подходе ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Деятельностнный подход нацелен на формирование личности, способной к самореализации, к активному взаимодействию с другими т.е. на развитие его УУД.
Учитывая все это мы должны особое внимание уделить деятельностному компоненту содержания образования.
Деятельностный компонент содержания образования включает в себя:
опыт творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях)
опыт познавательной деятельности (в форме знаний)
опыт осуществлять действия по образцу (в форме репродуктивных умений)
опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций)
В современной методике обучения ИЯ данный подход получил название сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода. Он представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение ИЯ как средству общения в условиях моделируемой на уроках речевой деятельности. При этом изучающий и речевая деятельность находятся в центре учебного процесса. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения, способствует развитию УУД обучающегося.
Деятельностная направленность обучения ИЯ отражена в целях обучения и структуре государственного стандарта, где акцент ставится на развитие ИКК ученика в единстве всех её составляющих(языковой, речевой, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной). При этом содержание обучения ориентировано на развитие мотивации ученика к изучению ИЯ и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности в тесной связи с другими видами деятельности.
Виды речевой деятельности связаны с:
видами деятельности, связанными с другими науками, искусством, физ. активностью;
рефлексивной деятельностью;
информационно-коммуникативной деятельностью;
учебно-познавательной деятельностью;
коммуникативно-практической деятельностью;
творческая деятельностью.
Принципы сознательно-коммуникативного деятельностного подхода в обучении ИЯ:
речевая направленность обучения (практический, речевой характер заданий, мотивированность и коммуникативная ценность урока);
интеграция всех видов речевой деятельности, её включение в другие виды деятельности;
автономия учащихся в творческом задании, в выборе содержания и языковых форм, реализация субъектной позиции в учении;
дифференцированный и индивидуальный подход в обучении ИЯ, учёт потребностей, способностей и возможностей личности ученика, его личного опыта, чувств и эмоций;
активизация речемыслительной деятельности учащихся при сохранении и поощрении мотивации учения (за счёт эвристичности учения, постановки проблемных вопросов, воздействия на эмоции, применения игровых моментов и др. приёмов).
При коммуникативно-ориентированном деятельностном обучении объектом обучения выступает речевая деятельность. Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся, учитель должен учитывать 3 стороны в деятельности согласно психологической теории: мотивационную, целевую и исполнительскую.
Роль учителя в деятельностном подходе:
мотивация учащихся к учению (вовлечь в деятельность и реализовать в ней важные для учащихся индивидуальные смыслы и мотивы);
поставить перед учащимися значимые для них цели;
показать приёмы использования знаний в речевой деятельности и обеспечить творческий характер деятельности в сотрудничестве с учащимися .Today we are going to have a trip. Look here. What trip will we have? (целеполагание, прогноз)) дети: We are going to speak about a new tense.(регулятивные умения)
Изучение времени Present Perfect
Практические цели (для учителя):
познакомить учащихся с «The Present Perfect Tense»
формировать умений и навыков употребления «The Present Perfect Tense» в речи учащихся
Личностно-значимая цель для учащихся:
научиться распознавать в текстах, употреблять данное время в предложениях;
научиться расспрашивать собеседника отвечать на его вопросы для чего продолжить учиться задавать общие и специальные вопросы с глаголами в данном времени.
Приёмы активизации речемыслительной деятельности, обеспечивающие её творческий характер:
чередование имитационных, подстановочных, трансформационных, комбинированных, условно-речевых и речевых упражнений при создании ситуаций общения;
драматизация и ролевая игра
Использование игровых приёмов и ситуации
пантомима
использование наглядности
1.Фонетическая зарядка. What man has done, man can do
Dear children, good morning! Today we are going speak about а new tense. But first look here, please. This is a proverb. What man has done, man can do.( не боги горшки обжигаютRepeat after me.
Find Russian equivalent.(прием анализа)
Что человек сделал, то может сделать и другой.
Что сделано, то не воротишь.
Что сделано, то хорошо.
(Прием «Мозговой штурм». В данной пословице 2 простых предложения. Какую часть вы знаете? В первой части какое время? Новое, нам незнакомое.
2.Введение нового материала.
Даны предложения. Определить времена.
1. I am helping my mother now.
2. He watches TV every day.
3. They have not cleaned the room yet.
She visited her friend yesterday.
He has already written the test.
Present Perfect.
Present Continuous.
Present Simple.
Past Simple.
Future Simple.
Как образуется данное время?
Have ed haven’tedhasV III hasn’tVIII
Найди маркеры. Объяснить где стоят.
Yesterdayevery day yet
2 days agousuallyjust
last weekalwaysalready
3 months agosometimesrecently
(поиск, выделение необходимой информации, структурирование знаний)( познавательное ууд),
3.Игра «Цепочка». (A chain talk.)
(Дети выстраиваются в линии говорят по цепочке I have walked, you.. she и т. д. ,употребляя все местоимения.)
4.Put correctly: have or has
1. He …travelled.
2. They…cooked.
3. I…opened.
4. She…cleaned.
5. Boys…visited.
6.Nick…seen.
5. Пантомима. (Guess the action.)
Учить задавать общие вопросы
(Ученик изображает жестами загаданное действие. Учащиеся интервьюируют его с опорой на схему и словосочетания на карточках и отгадывают действие.)Now, let’s have a rest. All of you have a rest in different ways. Guess what your friend have done . Show these actions.
Have you V-ed …? – Yes, I have. / No, I haven’t
(Возможные варианты, которые можно дать на карточкеplay football
visit museums
take pictures
swim in the swimming pool
read newspapers
have lunch
ride a bike)
Работа с карточками
Раскрой скобки
We already (to solve) the problem.
You ( to book) the tickets?
I ( to lose) my book.
He ( not to get ) an excellent mark.
She ( to pick) flowers in the field.
.Исправь ошибки
1. The weather have changed.
2. Mary has buyed a new nat.
3. I hasn’t eaten yet.
4. Helen has read already.
5. Have you did your homework?
Составь предложения
1.I/ today / Pete/ see / have .
2. Has / Mary/ yet/ closed/ the window ?3. just / he / come/ has / home.
4. The rain / stopped / yet / hasn’t .5. our teacher/ we / just /met/ have.
Живое предложение( на отдельных карточках слова из предложения, н-р, I have already read the book.)
7. На вечере знакомств. (At a cocktail-party.)
(Учащиеся находят себе собеседника, сопоставив две половинки пригласительной открытки. На открытках написаны вопросы по изученной теме. Дети. Задают вопросы. В итоге они рассказывают в монологе, что узнали Now it’s evening and we have our cocktail-party. You may ask your friends questions and then you will tell us what have you learnt about.
(коммуникативное УУД. Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, работа в парах, умение выражать свои мысли)Рефлексия «Синквейн», «Класстер»
Настоящее завершенное время
III.Рефлексия. (Самооценка и самоанализ по поводу деятельности на мастер-классе. Дискуссия по результатам мастер-класса) Основные характеристики использованных заданий и приёмов, реализующих деятельностный подход в обучении ИЯ.
Данные упражнения:
полимодальные (задействуют все системы восприятия: вижу – слышу – чувствую)
эвристические (активизируют мыслительные процессы)
интегративные (интегрируют разные виды речевой деятельности и другие виды деятельности)
эмоционально-смысловые (задействуют интуитивное понимание, догадку в различных ситуациях)
комплексные (содержат сочетание нескольких НУ одновременно)
многопозиционные (предполагают изменение познавательных ролей и позиций)
многоуровневые (содержат несколько уровней компетенции: мотивацию, цели, стратегии)
разноуровневые (тренируют различный уровень сложности одной и той же компетенции)
Таким образом, активизировав мышление, фантазию и личный опыт детей, задействовав сенсорные системы, мы можем вовлечь детей в творческую речевую деятельность, что в конечном итоге способствует формированию ИКК школьников и их личностному развитию.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в
управлении процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения»[Итак, системно-деятельностный подход в образовании дает
возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Использованные литература и источники:
1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. – 2002. - № 2. С. 11 – 15.
2. Бим И. Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителя // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 3. С. 2 – 8.
3. Переточкина М. Г. Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 8. С. 44 – 46.
4. Плигин А., Максименко И. Now Let’s Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 272с.
5. Салтовская Г. Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 3. С. 49 – 55.
6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
http://vashabnp.info/load/4-1-0-1129