Ситуационный час «Этичность вашего поведения».


Ситуационный час «Этичность вашего поведения» для 7-9 класса.Цели: Прививать учащимся правила этической культуры поведения, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятие «этические нормы поведения» и их роль в жизни человека, развивать у учащихся чувство ответственности за свое поведение.
Воспитательные: воспитывать повседневную культуру поведения, уважительное отношение к окружающим;
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, связной устной речи.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: высказывания, таблички со словами «этика», «этические нормы поведения», ситуативные карточки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ролевая игра в группах.
Учащиеся разбиваются на группы. Участники каждой группы выходят по очереди парами к доске и выполняют задание.
Задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками, словами. Это задание позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопонимания.
2. Работа по теме занятия.
- Добрый день, ребята, мы начинаем наш разговор: Беседа – размышление на очень,
на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить об этических нормах поведения. Мне хотелось, чтобы вы внимательно слушали, были активны и высказывали свое мнение.
- Что такое этика? (ответы детей). Наука о морали: правилах поведения порядочного, приличного и вежливого человека. Этика решает, каким будет наш поступок (ориентирует, а правильно ли я поступил?, что обо мне скажут окружающие?)
- Что значит по- вашему,  Этические нормы поведения? (ответы детей). Этический определяется как «повод правильного, хорошего поведения, общения друг с другом - система нравственного поведения человека», т. е это наше поведение в каких – либо ситуациях, а «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает и отражает свой истинный облик». (И. В.Гете).
- Сейчас мы с вами постараемся разобрать ситуации - реальные явления из нашей повседневной жизни: (раздача карточек).
Упражнение «Оцени ситуацию».
Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно обговорить. Каждая группа высказывает мнение по ситуации и выдвигает версию правильного поведения.
Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают ученика, несущего стопку книг, Костя, толкает нечаянно ученика несущего книги, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Ученику ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятность исчерпана, ученик доволен.
Так ли это должно быть, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора?
Как бы вы поступили в данной ситуации? (ответы учеников).
Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я и так тороплюсь!». На что мальчик промолчал.
Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню?. Как мог повести себя парень?
Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?. А как бы ты себя повел? (ответы учеников).
Ситуация 3. У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности: (ваше действие)…
Ситуация 4. Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?
Ситуация 5. Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний друг ответил: « подарю диск с фильмом»- и тот соглашается дать диск. А как бы вы поступили?
Какое поведение вы одобряете? Ситуация 6. Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты? Твои действия? Ситуация 7. На остановке толпа пассажиров, ждут автобус и ты случайно наступил кому-то на ногу или задел локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?
- Хорошо, теперь вы вспомните и приведите пример из вашей повседневной жизни мы с вами обсудим кто прав и кто виноват?
- Как себя вести в общественных местах и на различных общественных мероприятиях? (ответы учащихся).
- Скромное, сдержанное поведение - одно из основных правил этики. Корректное и вежливое поведение в разных местах, при разных обстоятельствах играет большую роль в суждении других о нашем воспитании. Когда на нас смотрят со стороны, а мы отражаем свое поведение положительно или отрицательно и тут складывается впечатление можно назвать тебя культурным и вежливым?
- Рождается ли человек сразу вежливым и воспитанным? (ответы учащихся).
- Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? (ответы учащихся).
-Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? (ответы учащихся).
Физпауза: Упражнение «Давайте жить дружно».
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний).
Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза;
Если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки;
А если три, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
3. Практическая часть: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.
1. «Встреча гостей». Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.
2. «Приветствие». Как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе?
3. Как можно приветствовать друг друга? (Говорить друг другу «здравствуйте»; кивок и жест при встрече; пожатие рук у мужчин; объятия при встрече родственников.) 4. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.) 5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий.) 6. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Входит первой всегда дама.) 7. Паре нужно в театре пройти на свое место. Кто идет первым? (Мужчина.) 8. Если вы опоздали на мероприятие, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшее свободное место.) 9. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись.)
- Теперь мы с вами выяснили о этических нормах поведения что: Этические нормы поведения та же техника безопасности, но только в отношениях с людьми. И тот, кто пользуется правилами – учится на чужих ошибках тот и меньше делает ошибки.
-Сейчас мы с вами составим формулу:
Знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность.
- На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе? (ответы учащихся). На нашем воспитании, взаимопонимании, взаимоуважении.
- Отсюда подведем итог и сделаем вывод:
4. Подведение итогов:
- В чем же заключается Воспитанность? Заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но если человек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимость воспитанности надевая на себя несправедливость, когда – нибудь и где – нибудь она высветиться, что и сам он это не заметит. Воспитанность и хорошие манеры связаны с внутренней культурой человека. - Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что можно и нельзя: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком. Я желаю вам быть воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление. Удачи вам!