Методическая разработка по изобразительному искусству для кружка:технология росписи по дереву(5 класс)


ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ПО ДЕВЕВУ ПО-МОТИВАМ ГОРОДЦА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Бражкина В.С.
Учитель изобразительного искусства
высшей категории
Муниципального Бюджетного
Общеобразовательного Учреждения
«Гимназия №1»
г.Ханты-МансийскНародное искусство - сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Знакомство с произведениями прикладного искусства могут сыграть большую роль в становлении устойчивого интереса к искусству вообще.
Создание ребенком собственноручно такого изделия повысит его ценность в его глазах и укрепит интерес к народному творчеству. К счастью программы нового поколения по изобразительному искусству содержат уроки знакомства с декоративно-прикладным искусством, но, к сожалению, не достаточно выделяется времени для того, чтобы учащиеся научились создать предмет или вещь своими руками, попробовать себя в качестве мастера. Но это возможно во внеурочной деятельности на кружке или художественной студии. По программе Б.М Неменского в 5 классах учащиеся изучают различные промыслы: Гжельскую роспись, Хохломскую роспись, Жостовскую роспись, Городецкую роспись. По моему мнению, городецкая роспись является самой простой и легкой в восприятии композиции и самой эффективной для развития у учащихся навыков работы с кистью. Городецкая роспись помогает видеть учащимся мир и простым и сложным одновременно, осваивая принцип от простого к сложному.
Городецкую роспись выполняют по дереву маслеными красками, но в условиях школы работа с таким материалом не совсем удобна. Поэтому предлагаю заменить некоторые материалы на более приемлемые для учащегося. Мы выполним роспись стилизованную под Городец, используя самые простые приемы работы кистью и самые простые элементы росписи. Для усвоения основ росписи этого достаточно. В дальнейшем учащийся изучает более сложные приемы и подходы.
Цель: Знакомство с народной росписью по дереву.
Задача: научить учащихся 5 классов расписывать деревянное изделие и помочь освоить простые приемы работы кистью.
Материалы и инструменты:
Деревянное изделие, наждачная бумага, клей ПВА, гуашь или акрил, кисти(три разных размера толстая, средняя и тонкая), палитра, баночка, салфетка, лак яхтный (или любой другой) бесцветный.
lefttop00
Время работы:1 час 30 минут
1 этап: подготовка деревянного изделия к росписи.
Зашкурить деревянное изделие, убрать лишние зазубрены и неровности. Поверхность должна быть гладкой. После этого покрыть деревянное изделие клеем ПВА, используя мягкую кисть (пони, колонок, синтетика). Для верности можно покрыть дерево двумя слоями клея. Подождать, когда клей высохнет.
2 этап: Замалевок или подмалевок.

Для

Для начала росписи приготовить основные краски: красную, желтую, синюю.
Выполнить композицию из нескольких кругов, которые на последующих этапах росписи превратятся в купавы и розаны. Желательно композицию создать симметричную.

3 этап: теневкаС помощью коричневой краски (красная+зеленая) нарисовать сердцевины розана и купав.
Тонкой кистью наметить лепестки розана и купав.

Раскрасить Лепестки красных купав и розана.
С помощью охры (светло-коричневая краска) обозначить сердцевины купав на желтых кругах и наметить тонкой кистью лепестки.

Раскрасить лепестки желтых купав.
С помощью голубой краски (синий+белый) обозначить сердцевины синих купав и нарисовать лепестки. Добавить обобщенные изображения чашечек колокольчиков.
4 этап: Оживка
lefttop
Оживка выполняется белой или черной краской тонкой кистью. В росписи может также сочетаться в одном изделии и белая и черная краска оживки вместе.
Сначала выполняется оживка белым цветом. Блики на сердцевинах цветков в виде точек и полумесяцев. Оживка розана в цвете: сеточка в центре; точки вокруг сердцевины; лепестки и штриховка внутри них. Оживка купав: обводятся лепестки, выполняется штриховка внутри них; внутри самих купав прожилки начинают от центра вертикальной линией, последующие прожилки изгибают по форме.
Оживка синих купав: вокруг лепестков, вдоль сердцевины купавы.

Оживка колокольчиков: вдоль формы и внутри лепестков в виде линий и точек.

5 этап: Объединение цветов о единую композицию с помощью листьев и зелении.
Композиция должна быть симметричной. Листья продолговатые и изогнутые рисуют сначала одним зеленым цветом. Усложняют цвет листьев более темным или светным оттенком зеленой краски.
Делают обводку изделия широкой кистью и тонируют само изделие (форму или днище) цветом на выбор самого автора. Иногда не тонируют, а оставляют естественный цвет дерева. Оживляют обводку дужками или точками.


6 этап: Изделие покрывается бесцветным лаком для дерева. Самый надежный и водостойкий яхтный лак. Мягкой кистью наносится лак на поверхность изделия. Лаку дают высохнуть около суток в хорошо проветриваемом сухом помещении.
Такое изделие можно использовать в быту , только на нем нельзя резать, ставить слишком горячие предметы из тарелок есть горячую пищу.
Данное занятие обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты:
Формирование осознанного, уважительного отношения к народному творчеству.
Формирование ответственного отношения к учению, способности и готовности к саморазвитию.
развитие эстетического сознания, через освоение художественного наследия России.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки , учитывающее культурное и духовное многообразие современного мира.
Предметные результаты:
Формирование основ художественной грамотности
Воспитание уважения к культуре и истории своего Отечества через знакомство с народным русским промыслом.
Приобретение опыта создания деревянного расписного изделия.
Приобретение опыта работы с различными художественными материалами
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в художественной деятельности,
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом
Умение оценивать правильность выполненной задачи
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Формирование и развитие экологического мышления,умение применять его в познавательной и профессиональной ориентации.
Пособия и литература для учителя:
1.Рабочие программы (ФГОС) изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.5-8 классы-М.: Просвещение,2012.
2.Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе Б.М.неменского-Волгоград: Учитель,2007
3. Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского- М.:Просвещение,2012
4. Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского-М.: Просвещение,2012.